
Самый безобидный вирус
Как театр не может существовать без зрителя, так и автоспорт невозможен без болельщика. Совершенно естественно, что с развитием автоспорта в Украине появилось движение болельщиков «Эпидемия скорости». Сегодня, когда этой организации исполнилось два года, ее основателю и лидеру Тарасу Чернухе есть что вспомнить – и есть что рассказать…
![]() | Тарас Чернуха Лидер движения болельщиков автоспорта Украины «Эпидемия скорости» |
| Как театр не может существовать без зрителя, так и автоспорт невозможен без болельщика. Совершенно естественно, что с развитием автоспорта в Украине появилось движение болельщиков «Эпидемия скорости». Сегодня, когда этой организации исполнилось два года, ее основателю и лидеру Тарасу Чернухе есть что вспомнить – и есть что рассказать… |
Жизнь болельщика нелегка и полна разочарований. Естественно, проще тем, кто смотрит гонки по телевизору – дома или в спорт-баре. Даже если любимая команда или гонщик остались ни с чем, телеболельщику все равно тепло, уютно и комфортно, он может моментально переключить телевизор на другой канал и заниматься иными делами. Труднее тем, кто любит ездить на этапы кольцевых или раллийных чемпионатов мира: за возможность окунуться в неповторимую атмосферу стадионов или раллийных трасс нужно выложить кругленькую сумму. Впрочем, несколько сотен «ойро» для европейцев – не деньги; а сервис, который они получают, вполне соответствует затратам.
Украинские болельщики автоспорта в этой иерархии занимают одно из самых нижних мест. В большинстве случаев они никем не организованы, их комфорт и обустроенность никого не интересуют, а организаторы гонок, как ни парадоксально, вообще предпочитают, чтобы зрителей на трассах было поменьше – дескать, так безопаснее. Именно эту неприглядную ситуацию два года назад взялся изменить к лучшему Тарас Чернуха.
Никакого волшебства
«Зрителей у нас много, болельщиков мало, – с ироничной улыбкой, которая редко сходит с его лица, говорит Тарас. – Представь, что люди собрались посмотреть раллийную гонку и вдруг пошел дождь. Сильный дождь, даже ливень. Зритель, вернувшись домой, станет жаловаться на то, что он промок, хотел согреться, но нигде не продавали чай или кофе, а всю одежду теперь надо стирать, потому что она в грязи, и так далее. Болельщик расскажет то же самое, но с восторгом, преподнося все как великолепное приключение, и будет вспоминать этот день как один из самых счастливых в своей жизни. Так вот, моя цель – превращать зрителей в болельщиков».
Превращать? Но как? Ведь невозможно заставить людей полюбить автоспорт… «Все верно, – согласен Тарас. – Но я и не собираюсь этого делать. Я просто хочу дать им максимум информации – где и когда в Украине проходят гонки, чем отличаются те или иные дисциплины, как живут сейчас и как жили раньше украинские спортсмены. Ведь именно неосведомленность является основной причиной того, что болельщиков автоспорта меньше, чем, скажем, футбола или бокса. Когда люди будут знать о гонках и гонщиках все, они сами выберут, за кого болеть».
Борьба за информацию
Тарас знает о жизни спортсменов не понаслышке. Четыре сезона, проведенных экипажем Протасов – Чернуха в высшем раллийном дивизионе страны, увенчались громкой победой на пятом этапе Чемпионата Украины 2005 года, ралли «Ялта». И хотя ничто не мешало Тарасу продолжать занятия автомобильным спортом, он предпочел заражать страну «Эпидемией скорости».
«Не поверишь, но первый год мы посвятили даже не поиску информации, а поиску каналов, по которым можно получать информацию, – смеется Тарас. – В отличие от Западной Европы или Америки, наши спортсмены и команды очень редко располагают собственными сайтами, да и существующие веб-страницы обновляются крайне нерегулярно. Мы же поставили во главу угла оперативную подачу информации о максимальном количестве соревнований. Звонили спортсменам, организаторам, расспрашивали, выясняли подробности… Зато теперь я могу сказать, что наш сайт www.epidemia.com.ua является безусловным лидером по оперативности в украинском автоспортивном Интернете. Болельщики могут получать от нас самые свежие новости – по почте, с помощью wap-портала или sms?рассылки. Сейчас мы готовим редизайн сайта, и надеюсь, новая версия станет еще более информативной и доступной. Главная страница будет поделена между всеми дисциплинами украинского спорта, и каждый посетитель сможет сразу же выбрать то, что ему наиболее интересно».
Один для всех и все заодно
Редкий случай: дело, начатое одним из гонщиков, не вызвало у спортивной общественности ни единого слова критики. Автоспортсмены понимают: то, чем занимается Тарас, приносит дивиденды не ему или «Эпидемии», а в первую очередь им самим. Но всегда ли отношение было таким?
«Перефразируя известную поговорку, о наших спортсменах можно сказать так: они быстро ездят, но долго запрягают, – продолжает Тарас. – Свежий пример: когда мы начали готовить акцию «Украина автоспортивная», гонщики долгое время не верили в то, что этот проект вообще возможен и осуществим. Однако когда участие в акции подтвердили около полусотни городов нашей страны, практически все спортсмены согласились поддержать ее».
«Украина автоспортивная»? Нечто новенькое… Это показательные выступления, супер-гонка или что-то еще?
«Всего понемногу, – говорит Чернуха. – Идея этой акции, которую мы еще называем «День автоспорта Украины», в том, чтобы по всей стране в один и тот же день, 15 апреля, спортсмены и болельщики встретились, увидели друг друга, смогли пообщаться. Почему именно 15 апреля? Мы хотели, чтобы это воскресенье стало своеобразным «неофициальным открытием гоночного сезона». Пусть люди узнают больше о том, как стать спортсменом, какие соревнования проходят в их городе и соседних, чем, в конце концов, ралли отличается от кросса или ралли-рейда. Как именно активисты в каждом городе будут отмечать «День автоспорта», придумывают они сами. Где-то пройдет любительское ралли, где-то спортсмены просто выкатят на центральную площадь «боевые» автомобили… Главное, чтобы наша «Эпидемия» – самый безвредный из вирусов – распространялась повсеместно. Ведь ничто не может объединить людей больше, чем спорт».






















