Сезон на носу
Еще не стартовав, сезон-2011 уже стал уникальным – второй раз в истории Формулы-1 Гран-при был отменен по причинам политического характера (первый аналогичный случай произошел в 1976 году с Гран-при Аргентины). Казалось бы, что тут такого: гонкой больше, гонкой меньше… Так, да не совсем так.
Еще не стартовав, сезон-2011 уже стал уникальным – второй раз в истории Формулы-1 Гран-при был отменен по причинам политического характера (первый аналогичный случай произошел в 1976 году с Гран-при Аргентины). Казалось бы, что тут такого: гонкой больше, гонкой меньше… Так, да не совсем так.
Потеряв гонку в Бахрейне, команды Ф-1 получили взамен две дополнительные недели на подготовку к сезону и «альтернативную» тестовую сессию в Барселоне. Безусловно, Каталония – не Бахрейн, и информация, собранная в Барселоне (особенно с учетом дождей), существенно отличается от той, что была бы получена на Ближнем Востоке. И тем не менее участники чемпионата оказались скорее в выигрыше. Особенно это касается малобюджетных команд, прозябающих в хвосте пелотона – как известно, у них все всегда происходит в последний момент и, как правило, на последние деньги. Теперь же, благодаря упомянутому форс-мажору, каждая конюшня получила не только порядка тысячи весьма и весьма важных тестовых километров, но и время для освоения собранной в ходе тестов информации.
Безусловно, наиболее ценными в данном контексте являются данные о работе новых покрышек, их характеристиках и динамике износа. Уход Bridgestone и появление в роли поставщика резины Pirelli поставило команды в равные условия: по большому счету, в декабре о новых шинах все знали примерно одно и то же – то есть ничего. Теперь же гонщики высказываются гораздо более конкретно: кому-то покрышки пришлись по душе, кого-то заставили слегка изменить стиль пилотажа. Отдельно стоит отметить тот факт, что практически все спортсмены жаловались на недостаток сцепления с мокрой трассой – для болельщиков это может означать только еще большую зрелищность «дождевых» Гран-при. Еще одним средством для повышения зрелищности и увеличения числа обгонов должно стать управляемое заднее антикрыло: предполагается, что пилот, подойдя к сопернику на расстояние атаки, сможет изменить угол наклона спойлера, что разом добавит к его скорости дополнительные 10–12 км/ч. Впрочем, предвидеть это заранее нереально; поэтому мы в нашем традиционном предсезонном прогнозе будем опираться только на цифры и факты.
Red Bull Racing
Статистика.
В Ф-1 с 2005 года l Провела 107 Гран-при l Набрала 754,5 очка l Побеждала 15 раз l Стартовала с поула 20 раз
Техника. Шасси Red Bull RB7 l Двигатель Renault RS27
Менеджмент. Глава команды: Кристиан Хорнер l Технический директор: Эдриан Ньюи l Главный конструктор: Роб Маршалл
Пилоты. 1. Себастьян Феттель (Германия) l 2. Марк Уэббер (Австралия) l Тест-пилот: Даниэль Риккардо
Официально: www.redbullracing.com
Триумфаторы минувшего сезона по-прежнему быстры – несмотря на то, что радикальных изменений в конструкцию прошлогоднего болида Эдриан Ньюи не вносил. Судя по всему, от добра добра не ищут, и не надо: Феттель и Уэббер иногда возглавляли протоколы тестовых сессий в Барселоне, а иногда уступали Шумахеру и Алонсо… Правильнее всего будет назвать это разумной демонстрацией силы: ведь в запасе у конструкторского штаба RBR наверняка есть еще парочка козырей. Надо полагать, они, как и подобает джокерам, будут неожиданно выскакивать из рукава то на одной, то на другой трассе – уж что-то, а озадачить соперников Ньюи умеет. Сомнений в таланте и мотивации Феттеля и Уэббера нет ни малейших, но теперь перед ними стоит сложнейшая задача – удержаться на вершине. Справятся ли они с ней? Совсем скоро мы начнем получать ответы на этот и другие вопросы…
Vodafone McLaren Mercedes
Статистика. В Ф-1 с 1966 года l Провела 684 Гран-при l Набрала 3835,5 очка l Побеждала 169 раз l Стартовала с поула 146 раз
Техника. Шасси McLaren MP4-26 l Двигатель Mercedes FO108Y
Менеджмент. Глава команды: Мартин Уитмарш l Технический директор: Падди Лоу l Главный конструктор: Нил Оутли
Пилоты. 3. Льюис Хэмилтон (Великобритания) l 4. Дженсон Баттон (Великобритания) l Тест-пилоты: Педро де ла Роса, Гари Паффетт
Официально: www.mclaren.com
Честно говоря, готовность McLaren к стартующему сезону вызывает сомнения. Нет, с финансированием и пилотским составом у команды из Уокинга все в порядке; но вот машина… Трудно сказать, почему, но новому болиду McLaren явно не хватает скорости – об этом говорит хотя бы тот факт, что на финальных тестах Баттон и Хэмилтон откровенно плелись в хвосте, проигрывая даже Toro Rosso. А самое главное, совершенно непонятно, на какой стадии был допущен просчет: при финальной доводке машины (это еще полбеды) или на начальной стадии проектирования? В первом случае команда наверняка сумеет набрать форму хотя бы к середине сезона; а вот во втором – есть вероятность, что приоритеты инженеров вскоре сместятся в сторону болида 2012 года. И тогда болельщиков одной из самых титулованных команд мира останется только пожалеть… Впрочем, им и сейчас лучше готовиться к тому, что из тройки лидеров McLaren вывалится.
Scuderia Ferrari Marlboro
Статистика. В Ф-1 с 1950 года l Провела 812 Гран-при l Набрала 4489,5 очка l Побеждала 215 раз l Стартовала с поула 205 раз
Техника. Шасси Ferrari 150 Italia l Двигатель Ferrari 056
Менеджмент. Глава команды: Стефано Доменикали l Технический директор: Альдо Коста l Главный конструктор: Николас Томбасис
Пилоты. 5. Фернандо Алонсо (Испания) l 6. Фелипе Масса (Бразилия) l Тест-пилот: Жюль Бьянки
Официально: www.ferrari.com
Ferrari никогда не будет интересоваться ничем, кроме победы в обоих зачетах чемпионата мира – вот принцип, по которому действует эта, без сомнений, уникальная команда. Год назад безжалостная судьба, принявшая облик машины Виталия Петрова, не пустила Алонсо к завоеванию третьего титула; однако испанец полон надежд взять свое в этом сезоне. Безапелляционен и Масса: по словам бразильца, проблемы с покрышками, мешавшей ему показать результат в 2010 году, больше не существует. Признаться, то, с какой решимостью «ферраристи» жгут за собой мосты, несколько удивляет – но, с другой стороны, внушает уважение. Опять-таки, слова «красных» не расходятся с делом: на финальных тестах Алонсо был единственным, кто проиграл Шумахеру менее полсекунды. Вне всяких сомнений, в 2011-м Ferrari будет одним из наиболее вероятных претендентов на итоговую победу.
Mercedes GP Petronas F1 Team
Статистика. В Ф-1 с 1954 года l Провела 31 Гран-при l Набрала 214 очков l Побеждала 9 раз l Стартовала с поула 8 раз
Техника. Шасси Mercedes MGP W02 l Двигатель Mercedes FO108Y
Менеджмент. Глава команды: Росс Браун l Исполнительный директор: Ник Фрай l Главный инженер: Эндрю Шовлин
Пилоты. 7. Михаэль Шумахер (Германия) l 8. Нико Росберг (Германия)
Официально: www.mercedes-gp.com
Второй из трех сезонов, прописанных в «сверхновом» контракте Михаэля Шумахера с Mercedes, может стать для немца решающим. С одной стороны, 42-летний Барон годится в отцы чуть ли не половине нынешнего пелотона; и хотя он по-прежнему в прекрасной форме, годы не могут не давать о себе знать. С другой – Шуми не раз доказывал, что ему по силам то, что принято считать невозможным. Именно это великому немцу и предстоит подтвердить в нынешнем сезоне – благо, новая машина (кажется) позволяет это делать. Рекордное время круга, показанное Михаэлем в ходе тестов в Барселоне, наводит на мысли о том, что данное шасси, как в былые времена, строилось «под него» – иначе чем объяснить те полсекунды, которые проигрывал ему Росберг? В общем, предрекать моментальный взлет Mercedes на вершину было бы слишком смело, но место в тройке по итогам сезона «трехлучевым» гарантировано.
Lotus Renault GP Team
Статистика. В Ф-1 с 1977 года l Провела 281 Гран-при l Набрала 1245 очка l Побеждала 35 раз l Стартовала с поула 51 раз
Техника. Шасси Renault R31 l Двигатель Renault RS27
Менеджмент. Глава команды: Эрик Буйе l Технический директор: Джеймс Эллисон l Главный конструктор: Тим Деншам
Пилоты. 9. Ник Хайдфельд (Германия) l 10. Виталий Петров (Россия) l Тест-пилоты: Бруно Сенна, Ромен Грожан, Файруз Фаузи
Официально: www.renaultf1.com
Удар, который судьба нанесла Роберту Кубице, направив его машину в отбойник в ходе раллийной гонки, причинил боль и его команде. Фактически, вся тестовая работа, которую успел провести поляк (а это порядка 800 километров на трассе), пошла коту под хвост. И счастье, что в это время открытым для предложений оказался опытнейший Ник Хайдфельд – объективно говоря, он стал спасением для команды в кризисный момент. Да, на машине, которая строилась «не под него», Ник вряд ли будет хватать звезды с неба; но, положа руку на сердце, равных ему по скорости, опыту и инженерному складу ума пилотов на «рынке труда» попросту нет. А вот кто выиграл от такой рокировки, так это Петров: работа в паре с таким умницей, как Хайдфельд, принесет ему поистине бесценный опыт. Начало сезона будет трудным, но к середине года Renault может вновь вмешаться в разборки лидеров, как это было в 2010-м.
AT&T Williams
Статистика. В Ф-1 с 1975 года l Провела 553 Гран-при l Набрала 2669 очков l Побеждала 113 раз l Стартовала с поула 126 раз
Техника. Шасси Williams FW33 l Двигатель Cosworth CA2010
Менеджмент. Глава команды: Фрэнк Уильямс l Технический директор: Сэм Майкл l Главный инженер: Патрик Хэд
Пилоты. 11. Рубенс Баррикелло (Бразилия) l 12. Пастор Мальдонадо (Венесуэла) l Тест-пилот: Валттери Боттас
Официально: www.attwilliams.com
Главной проблемой Williams уже давно является откровенно недостаточное финансирование. Каждое межсезонье Адам Парр – коммерческий директор команды – проводит в поиске денег (и каждый раз – успешно). Побочный эффект заключается в том, что команде редко удается заполучить двух равноценных пилотов. 2010 год был исключением: Баррикелло и Хюлькенберг действительно представляли собой пресловутый сплав молодости и опыта. Однако заменивший Нико венесуэлец Мальдонадо пока что производит впечатление откровенного рента-драйвера: на предсезонных тестах он проигрывал своему немолодому напарнику почти две секунды с круга. Впрочем, главные козыри Williams – сильнейшие технические спецы Патрик Хэд и Сэм Майкл – по-прежнему при ней, и это внушает сдержанный оптимизм. Наш прогноз: неувядающий Баррикелло по-прежнему будет блистать, но его усилий для улучшения позиций команды, увы, не хватит.
Force India F1 Team
Статистика. В Ф-1 с 2008 года l Провела 54 Гран-при l Набрала 81 очко l Стартовала с поула 1 раз
Техника. Шасси Force India VJM04 l Двигатель Mercedes FO108Y
Менеджмент. Глава команды: Виджей Малья l Технический директор: Энди Грин l Главный гоночный инженер: Доминик Харлоу
Пилоты. 14. Адриан Сутил (Германия) l 15. Пол ди Реста (Шотландия) l Тест-пилот: Нико Хюлькенберг
Официально: www.forceindiaf1.com
А вот у Force India, кажется, что-то не заладилось. Нет, внешне все благополучно: уверенное финансирование из бездонного кармана владельца команды, плодотворное сотрудничество с McLaren и Mercedes по части комплектующих, довольно-таки неплохой пилотский состав… Но неумолимый хронометраж рисует отнюдь не радужную картину: на тестах в Барселоне Сутил и ди Реста уступали даже Хейкки Ковалайнену из Lotus. Отставание же от лучшего времени на круге составило почти две с половиной секунды – вечность по меркам современной Формулы-1. Смущает также километраж, пройденный командой на тестах – по этому показателю «индусы» опередили только Virgin и Hispania Racing Team. С тяжелым сердцем мы вынуждены предположить, что повторить великолепный результат 2010 года – седьмое место в Кубке конструкторов – команде, увы, не удастся.
Sauber F1 Team
Статистика. В Ф-1 с 1993 года l Провела 215 Гран-при l Набрала 195 очков
Техника. Шасси Sauber C30 l Двигатель Ferrari 056
Менеджмент. Глава команды: Петер Заубер l Технический директор: Джеймс Ки l Главный конструктор: Кристоф Циммерман
Пилоты. 16. Камуи Кобаяси (Япония) l 23. Серхио Перес (Мексика) l Тест-пилот: Эстебан Гутьеррес
Официально: www.sauberf1team.com
В прошлом сезоне перед Петером Заубером, возглавившим свою новую-старую команду, стояла только одна задача: удержаться на плаву. Задача была выполнена и перевыполнена: после шести «сухих» Гран-при команда воспрянула и, набрав 44 очка, вырвалась на 8-е место. Да и межсезонье прошло для Sauber весьма позитивно. Надежное финансирование обеспечила поддержка одного из богатейших людей планеты Карлоса Слима, а его протеже и соотечественник Серхио Перес на тестах отнюдь не выглядел «мальчиком для битья». Возможно, по мнению некоторых экспертов, новая машина Sauber уж слишком напоминает прошлогодний Red Bull – но какая, по большому счету, разница? Результат-то налицо: на тестах в Барселоне Перес показал третье время, причем всего в полусекунде от лидера. Если это не пускание пыли в глаза спонсору, то Sauber может стать одним из главных открытий 2011 года.
Scuderia Toro Rosso
Статистика. В Ф-1 с 2006 года l Провела 89 Гран-при l Набрала 69 очков
l Побеждала 1 раз l Стартовала с поула 1 раз
Техника. Шасси Toro Rosso STR6
l Двигатель Ferrari 056
Менеджмент. Глава команды: Франц Тост l Технический директор: Джорджио Асканелли l Главный инженер: Лоран Мекис
Пилоты. 18. Себастьен Буэми (Швейцария) l 19. Хайме Альгерсуари (Испания) l Тест-пилот: Жан-Эрик Вернь
Официально: www.tororosso.com
С тех пор, как год назад команду Toro Rosso обязали строить шасси самостоятельно, а не копировать разработки «старшего брата» Red Bull, шансы итальянской команды на серьезный успех стали резко уменьшаться. Роль «кузницы кадров» для RBR, которая изначально отводилась «дочерней» конюшне, вынуждала ее руководство возиться с перспективными пилотами, не имея возможности нанять хотя бы одного опытного профессионала. Мало того, статус «детского садика» предполагал относительно скромное финансирование; отсюда – отсутствие в конструкторском штабе специалистов высшего класса. Невеселая картина, не так ли? Тем неожиданнее выглядят результаты предсезонных тестов, где STR проигрывала лидерам всего-навсего секунду с круга! Прогноз будет довольно рискованным, но все же: в 2011-м Toro Rosso будет вести борьбу в середине пелотона.
Team Lotus
Статистика. В Ф-1 с 1958 года l Провела 510 Гран-при l Набрала 1514 очков l Побеждала 79 раз l Стартовала с поула 107 раз
Техника. Шасси Lotus T128 l Двигатель Renault RS27
Менеджмент. Глава команды: Тони Фернандес l Технический директор: Майк Гаскойн l Исполнительный директор: Риад Асмат
Пилоты. 20. Хейкки Ковалайнен (Финляндия) l 21. Ярно Трулли (Италия) l Тест-пилоты: Луис Разиа, Давиде Вальсекки, Рикардо Тейшейра
Официально: www.teamlotus.co.uk
Пожалуй, Team Lotus – единственная из команд-аутсайдеров прошлого сезона, которая всерьез может предъявлять претензии на что-то большее. Такой вывод основан, прежде всего, на стабильности, которая царит в коллективе: как руководящий, так и пилотский состав остался неизменным, а это – один из факторов успеха. Опытнейшие Хейкки Ковалайнен и Ярно Трулли (более 300 Гран-при на двоих) по-прежнему мотивированы и считают, что с новой машиной смогут ввязаться в борьбу за очки. Того же мнения придерживается и технический директор Майк Гаскойн – ведь на этот раз он не лепил болид «из того, что было» в сумасшедшей горячке, а проектировал его в спокойной обстановке, начав работу еще прошлым летом. С бюджетом у Lotus тоже все в порядке, а, следовательно, один-два шага вверх по турнирной лестнице команда запросто может сделать.
HRT F1 Team
Статистика. В Ф-1 с 2010 года l Провела 19 Гран-при l Набрала 0 очков
Техника. Шасси HRT F111 l Двигатель Cosworth CA2010
Менеджмент. Глава команды: Колин Коллес l Технический директор: Джефф Уиллис l Гоночный координатор: Антонио Кукерелла
Пилоты. 22. Нараин Картикеян (Индия) l 23. Витантонио Лиуцци (Италия)
Официально: www.hispaniaf1team.com
Ситуация в команде Hispania Racing Team едва ли отличается от прошлогодней – новая машина, презентованная 11 марта в Барселоне, так и не прошла по трассе ни единого круга. Причина смешна и грустна: амортизаторы, транспортируемые из Америки, задержались на таможне… Трудно представить себе истинный уровень команды, работа которой может остановиться из-за такой проблемы. Оставляет желать лучшего и пилотский состав: несмотря на внушительный опыт Витантонио Лиуцци (63 Гран-при), он никогда не ходил в топ-пилотах; что уж говорить о Нараине Картикеяне, который – и это вполне очевидно для окружающих – является всего лишь частью спонсорского соглашения с индийской компанией Tata. Мы вряд ли ошибемся, если предскажем HRT еще один год, проведенный в борьбе за право быть не последней командой в Формуле-1.
Marussia Virgin Racing
Статистика. В Ф-1 с 2010 года l Провела 19 Гран-при l Набрала 0 очков
Техника. Шасси Virgin MVR-02 l Двигатель Cosworth CA2010
Менеджмент. Глава команды: Джон Бут l Технический директор: Ник Уирт l Глава инженерного департамента: Николай Фоменко
Пилоты. 24. Тимо Глок (Германия) l 25. Жером д’Амброзио (Бельгия)
Официально: www.virginracing.com
Несмотря на смену названия и появление российских совладельцев, Virgin не изменила своей концепции создания болида с использованием средств вычислительной аэродинамики CFD (то есть преимущественно в компьютере, а не в аэродинамической трубе). Увы: несмотря на вдохновенные речи технического директора Ника Уирта на презентации команды, заметного прорыва в результатах команда пока не добилась. Опытный (54 Гран-при) Тимо Глок по болезни пропустил заключительные тесты в Барселоне, поэтому за двоих отдувался его «зеленый» напарник Жером д’Амброзио. Бельгиец накрутил за четыре дня больше 1200 км (рекорд тестов в Барсе), но так и не смог подобраться к лучшему времени круга ближе, чем на шесть секунд… Итоговый прогноз неутешителен: по нашему мнению, в этом году «Маруся» вряд ли выберется из подвала турнирной таблицы.