Те же без McLaren

Чемпионат мира Формулы-1 продолжается – до финиша еще три гонки, и борьба за титул в личном зачете остра, как никогда. Но все-таки это уже не тот чемпионат, за которым мы следили с марта по сентябрь, – теперь в нем нет одного из самых сильных и уважаемых игроков…

Маленькую сенсацию сотворил Адриан Сутил на Spyker, который опередил не только своего напарника, но и обе Super Aguri. Ник Хайдфельд не только удержал за спиной Renault (на фото), но и опередил Williams. Повезло Льюису Хэмилтону которого в первом повороте чуть не вытолкнул с трассы его напарник Алонсо. Хорошо, что на обочине был асфальт… Не повезло Роберту Кубице, который потерял десять позиций на старте из-за смены мотора. Стартовав пятнадцатым, он финишировал девятым, в шаге от зачетной восьмерки.

Чемпионат мира Формулы-1 продолжается – до финиша еще три гонки, и борьба за титул в личном зачете остра, как никогда. Но все-таки это уже не тот чемпионат, за которым мы следили с марта по сентябрь, – теперь в нем нет одного из самых сильных и уважаемых игроков…

Начнем с того, чем закончили обзор Гран-при Италии, – с развязки шпионского скандала «имени Степни – Кофлэна». FIA, как и обещала, опубликовала подробный пресс-релиз, в котором на одиннадцати страницах детально описала хронологию событий, начиная с июня этого года, изложила аргументы, послужившие основанием для повторного разбирательства дела, и привела, по ее мнению, неопровержимые доказательства вины команды McLaren. Ох, лучше бы она этого не делала…

Не пойман, но вор

Не станем утомлять читателя подробным пересказом сего исторического документа (а в том, что он войдет в историю, никто не сомневается), остановимся на пункте 5.3, который, по нашему мнению, мог бы поставить точку в истории – если бы этого хотела FIA. Итак, пункт 5.3 гласит: «WMSC (World Motor Sport Council – Всемирный совет по автоспорту, подразделение FIA – прим. автора) не располагает свидетельством того, что какая-либо разработка Ferrari была целиком скопирована и внедрена в конструкцию McLaren в результате того, что Майк Кофлэн передавал McLaren конфиденциальную информацию, полученную от Найджела Степни». Казалось бы – все, что еще обсуждать? Если вина не доказана – ее нет! Но FIA продолжает: «Однако трудно предположить, что секретная информация Ferrari, о которой знал Кофлэн, никак не влияла на суждения, которые он выносил в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей». Конец цитаты.

Итак, установить, что какой-либо узел, агрегат или хотя бы деталь McLaren MP4-22 скопированы с Ferrari F2007, невозможно. На чем же строятся обвинения FIA относительно «серебристых»? Складывается впечатление, что на предположениях чиновников, подкрепленных несколькими электронными письмами, предоставленными в ходе разбирательства пилотами McLaren Фернандо Алонсо и Педро де ла Росой. Эти письма, кстати, тоже заслуживают отдельного упоминания.

Ознакомившись с содержанием переписки Алонсо и де ла Росы с Кофлэном, очень легко сделать вывод, что вся эта троица (а, вероятнее всего, и не только она) прекрасно знала о множестве технических и тактических разработок Ferrari. Развесовка машины перед конкретной гонкой, количество топлива на борту, тип резины и даже состав газа, которым наполняют покрышки болидов из Маранелло, – все это было, как выясняется, секретом Полишинеля. Конечно, письма свидетельствуют против McLaren. Но задумался ли кто-нибудь, почему люди, вовлеченные в столь серьезный бизнес, обменивались секретной информацией так открыто? Да потому, что это норма! Потому, что в этом спорте так принято! Потому, что шпионаж в Формуле-1 обычное дело, и тот, кто это отрицает – либо слеп, либо глуп! И вина команды McLaren не в том, что она украла, а в том, что попалась…

А пилоты соскочили…

Так или иначе, вопрос закрыт. Попавшийся на горячем McLaren лишен всех очков, набранных в ходе сезона, исключен из Кубка конструкторов и оштрафован на гигантскую сумму в 100 миллионов долларов. Более того, лишь очередное специальное заседание установит, получит ли команда право участвовать в командном зачете в будущем году. Пилоты же не пострадали только благодаря тому, что лично президент FIA Максимилиан Мосли пообещал не использовать их свидетельства против них.

Справедливо? Адекватно? Честно? Не нам решать. Ясно одно – на пользу спорту такое решение не пойдет. Ни для кого не секрет, что у многих болельщиков сложилось определенное отношение к победам Ferrari – мол, в спорных вопросах FIA всегда принимает ее сторону. Данный скандал укрепит людей в их мнении, и победа Ferrari в чемпионате-2007 всегда будет носить сомнительный оттенок.

Вы скажете: «Стоп! Разве была бы честной победа McLaren, если бы их афера не стала достоянием гласности?» Конечно же, нет. Но, повторимся, если копнуть поглубже, то практически любой результат в современной Формуле-1 в той или иной степени является незаконным. К сожалению, в этом безумно дорогом и высокотехнологичном спорте шпионаж неизбежен – и, как говорил бургомистр в замечательном фильме Марка Захарова, «…это даже не факт. Это больше, чем факт – так оно и есть на самом деле».

Бельгийская тоска

Что касается самого Гран-при Бельгии, первой в этом сезоне гонки «без McLaren», то она на фоне всех скандалов была скучной до зевоты. Воодушевленные устранением главного конкурента, пилоты «красных» заняли первую линию стартового поля, дружно стартовали и так же дружно финишировали. По сути, ничем не отличалась гонка и для «серебристых» – только стартовали и финишировали они на третьей и четвертой позициях. Более заметными были пилоты BMW – в частности, Ник Хайдфельд, вышедший с шестого места на пятое за счет пит-стопа, более позднего, чем у его тезки и соотечественника Росберга. Любителям же сенсаций предложим обратить внимание на Spyker – как только команду приобрел новый владелец, индийский миллиардер Виджей Малья, записной аутсайдер ожил. По крайней мере, в Бельгии Адриан Сутил реально боролся на подступах к первой десятке, а его итоговое 14-е место – блестящий для Spyker результат. Но самое интересное – главный конструктор команды Майк Гаскойн утверждает, что это только начало…

 Статистика

Этап 14. Гран-при Бельгии, Спа, 15-16 сентября 2007 года

Дистанция 308,053 км (44 круга по 7004 м)
Победитель гонки: К. Райкконен (1:20.39,066 с, средняя скорость 229,174 км/ч)
Поул-позишн: К. Райкконен (1.45,994 с)
Быстрейший круг в гонке: Ф. Масса (1.48,036 с)

 Итоговые результаты Гран­при Бельгии
Поз.
Местона старте
Пилот
Машина
Круги
Время (ч:мин.с)/причина схода
1
1
Кими Райкконен
Ferrari F2007
44
1:20.39,066
2
2
Фелипе Масса
Ferrari F2007
44
+ 04,695
3
3
Фернандо Алонсо
McLaren MP4­22
44
+ 14,343
4
4
Льюис Хэмилтон
McLaren MP4­22
44
+ 23,615
5
6
Ник Хайдфельд
BMW Sauber F1 07
44
+ 51,879
6
5
Нико Росберг
Williams FW29
44
+ 1.16,876
7
7
Марк Уэббер
Red Bull RB3
44
+ 1.20,639
8
9
Хейкки Ковалайнен
Renault R27
44
+ 1.25,106
9
15
Роберт Кубица
BMW Sauber F1 07
44
+ 1.25,661
10
10
Ральф Шумахер
Toyota TF107
44
+ 1.28,574
11
8
Ярно Трулли
Toyota TF107
44
+ 1.43,653
12
13
Витантонио Лиуцци
Toro Rosso STR02
43
+ 1 круг
13
17
Рубенс Баррикелло
Honda RA107
43
+ 1 круг
14
19
Адриан Сутил
Spyker F8­VIIB
43
+ 1 круг
15
18
Такума Сато
Super Aguri SA07
43
+ 1 круг
16
20
Энтони Дэвидсон
Super Aguri SA07
43
+ 1 круг
17
21
Сакон Ямамото
Spyker F8­VIIB
43
+ 1 круг
18
12
Дженсон Баттон
Honda RA107
36
Гидравлика
19
14
Александр Вюрц
Williams FW29
34
Топливо
20
11
Дэвид Култхард
Red Bull RB3
29
Гидравлика
21
16
Себастьян Феттель
Toro Rosso STR02
8
Рулевое
22
22
Джанкарло Физикелла
Renault R27
1
Вылет

 Кубок конструкторов
Команда
Бельгия
Всего
1
Ferrari
18
161
2
BMW Sauber/BMW
4
90
3
Renault
1
39
4
Williams/Toyota
3
28
5
Red Bull/Renault
2
18
6
Toyota
0
12
7
Super Aguri/Honda
0
4
8
Honda
0
2
9
Toro Rosso/Ferrari
0
0
10
Spyker/Ferrari
0
0
11
McLaren/Mercedes
0
0
* В Кубке конструкторов очки для McLaren/Mercedes насчитываются по результатам гонки и тут же аннулируются. Решение FIA.

 Чемпионат пилотов
Пилот
Бельгия
Всего
1
Льюис Хэмилтон
5
97
2
Фернандо Алонсо
6
95
3
Кими Райкконен
10
84
4
Фелипе Масса
8
77
5
Ник Хайдфельд
4
56
6
Роберт Кубица
0
33
7
Хейкки Ковалайнен
1
22
8
Джанкарло Физикелла
0
17
9
Нико Росберг
3
15
10
Александр Вюрц
0
13

За кулисами Гран-при

Победу своих подопечных на Гран-при Бельгии Жан Тодт посвятил не только болельщикам и команде, но и человеку, не имеющему отношения к Формуле-1. Спортивный директор Ferrari отдал должное работнику копировальной мастерской, который, приняв заказ на ксерокопии 780 страниц секретной технической информации, принадлежавшей команде, не поленился и оповестил итальянцев. Теперь этот человек, имя которого не называется (известно только, что он британец), наряду с Райкконеном и Массой, по словам Тодта, стал причастен к триумфу Ferrari в Спа. Мелочь, а приятно.

В битве за пятое место в Кубке конструкторов команда Red Bull Racing отстает от Williams на 10 очков. Учитывая результаты RBR, опередить соперника команде поможет разве что помощь свыше. Кажется, именно на это и рассчитывает Дэвид Култхард, собравшийся посетить службу, посвященную команде, в храме Сенсодзи в Токио на следующей неделе. Монахи будут молить небеса о победе для Red Bull. Сильный аргумент, тем более что храм известен своими чудесами: он единственный перенес множество землетрясений и прочих природных катаклизмов, а также не был разрушен бомбардировками во время Второй Мировой войны.

Более приземленный вариант для достижения победы в чемпионате хотел использовать Фернандо Алонсо. Издание Daily Mirror утверждает, что Алонсо хотел лично заплатить премиальные в размере 650 фунтов стерлингов своим механикам за каждую из оставшихся гонок, в которой он финиширует впереди партнера по команде Льюиса Хэмилтона. Что ж, двукратный чемпион мира вполне мог бы себе это позволить – его зарплата в McLaren, по слухам, составляет $14 млн., что минимум в 50 раз выше, чем у Льюиса. С другой стороны, учитывая отношения внутри команды, это выглядело бы неэтично, что тут же заметил Рон Деннис и наложил на решение Фернандо вето. Похоже, расстроены будут только механики.

Владимир Некрасов
Фото команд-участниц Ф-1

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.