Toyota F1 Team: С завода – в бой!

Презентация состава и нового болида «формульной» команды Panasonic Toyota F1 Team в этом году прошла в необычном месте – на одном из заводов Toyota во Франции, в местечке Валансьен. О причинах такого выбора, изменениях в команде, ее целях и планах нам рассказал президент спортивного подразделения Toyota Motorsport Джон Хоуэтт.

Президент спортивного подразделения Toyota Motorsport Джон Хоуэтт Презентация Toyota F1 Team Презентация Toyota F1 Team

Презентация состава и нового болида «формульной» команды Panasonic Toyota F1 Team в этом году прошла в необычном месте – на одном из заводов Toyota во Франции, в местечке Валансьен. О причинах такого выбора, изменениях в команде, ее целях и планах нам рассказал президент спортивного подразделения Toyota Motorsport Джон Хоуэтт.

«Автоцентр»: Мистер Хоуэтт, устраивая презентацию нового болида на заводе, выпускающем Toyota Yaris, вы, вероятно, хотели подчеркнуть влияние Формулы-1 на производство и продажи обычных машин

Джон Хоуэтт: Не совсем так. Здесь, в Валансьене, вы не увидите, как изготавливают кевларовые монококи или карбоновые тормозные диски. Но и сверхбыстрый болид TF106, и маленький хэтчбек Yaris объединяет то, что они созданы членами огромной семьи Toyota. То есть связь между нашими гоночными и дорожными машинами очень велика.

«АЦ»: В чем же именно она выражается?

Д. Х.: Несомненно, Формула-1 оказывает на выпуск дорожных автомоблей Toyota огромное влияние, однако многие люди представляют его себе не совсем верно. Конечно же, мы не устанавливаем, например, на модель Yaris те узлы и компоненты, которыми оснащается Toyota TF106. Однако Формула-1 – спорт высочайших технологий, причем это касается не только материалов и инженерных решений, но и непосредственно производства. И поверьте, процесс изготовления различных деталей, схема транспортировки тех или иных комплектующих, методика тестирования крупных узлов, принципы подбора персонала находятся на очень высоком уровне и постоянно совершенствуется. Именно с учетом «формульного» опыта нами разработана уникальная производственная система TPS (Toyota Production System), которую мы одинаково эффективно используем как на гоночной фабрике, так и на обычных заводах.

«АЦ»: Многие автопроизводители, участвующие в Ф-1, используют гоночные технологии для производства «заряженных» версий дорожных машин

Д. Х.: У Toyota тоже есть такие автомобили – к примеру, «заряженная» Corolla T-Sport, которая неплохо продается в Европе. Но, повторюсь, мы не проводим четкую параллель между гонками Формулы-1 и продажами дорожных машин. Прежде всего мы участвуем в Ф-1 из-за того, что мы – инженерная, высокотехнологичная компания. Именно поэтому, кстати, мы достаточно спокойно относимся к частым изменениям технического регламента. Ведь каждый раз вводимые ограничения бросают нашим инженерам новый вызов и, работая в более жестких условиях, они постоянно находят новые оригинальные решения.

«АЦ»: Кого из соперников Вы считаете наиболее сильным и опасным накануне сезона-2006?

Д. Х.: Я думаю, у нас будет четыре-пять примерно равных по силе соперников. В первую очередь это, конечно же, Ferrari, которая просто не имеет права долго обходиться без побед. По-прежнему сильны будут Renault и McLaren; нельзя сбрасывать со счетов и Williams.

«АЦ»: Вы не упомянули Honda – а ведь это один из главных конкурентов Toyota на мировом рынке. Что для вас важнее – стать командой номер один или просто занять позицию лучше, чем Honda?

Д. Х.: О нет, нам не интересны любые места, кроме первого. Наша цель выигрывать все гонки и чемпионаты, в которых мы участвуем. Если мы опередим Honda, но уступим, например, Williams, это не станет достойным результатом нашей работы.

«АЦ»: Чего конкретно вы ждете от грядущего сезона, какие цели перед собой ставите?

Д. Х.: Нам нужны подиумы, как можно чаще, хотелось бы в каждой гонке. Мы будем рады нескольким победам за сезон, однако говорить о победе в ближайшем Чемпионате мира я пока не стану. И это вовсе не неуверенность в собственных силах. Просто я не люблю хвастливых заявлений, которые не стоят ни гроша, не будучи подкреплены успехами на гоночных трассах. Мы прекрасно помним примеры многих команд, которые приходили в Ф-1 с непомерными амбициями, однако успехов достигали далеко не сразу (если вовсе не уходили несолоно хлебавши, как, например, Jaguar – прим. автора). Амбиций хватает и у нас, однако делать громкие заявления мы не склонны

«АЦ»: В межсезонье Toyota сменила поставщика резины – теперь команда использует шины Bridgestone. Знали ли Вы в начале осени, принимая это решение, о грядущем уходе Michelin из Формулы-1?

Д. Х.: Нет, на наше решение повлияли другие факторы. Прежде всего это огромный опыт Bridgestone в автоспорте и огромные амбиции этой компании. Если Michelin подчеркивала, что ей просто нужно выиграть Чемпионат мира Ф-1, то Bridgestone хочет побеждать постоянно, из года в год. И это как нельзя лучше сочетается с философией Toyota.

«АЦ»: Обращаете ли вы при выборе компаний-партнеров или пилотов внимание на их национальную принадлежность?

Д. Х.: Ни в коем случае. Если гонщик быстр, то он нам подходит; и не важно, откуда он родом. Сейчас у нас два очень быстрых пилота итальянец Ярно Трулли и немец Ральф Шумахер. Кроме того, мы внимательно следим за несколькими молодыми, 17-летними пилотами.

«АЦ»: А если заметите украинского пилота?

Д. Х.: Мы его пригласим! Более того, я искренне желаю вашим гонщикам такого развития карьеры!

 Наиболее значительные отличия Toyota TF106 от TF105

Для улучшения аэродинамики задней части машины и ее температурных режимов радикально изменили компоновку задней подвески. Согласно новому регламенту место 3,0-литрового двигателя V10 занял восьмицилиндровый мотор объемом 2,4 л. Конфигурация переднего антикрыла является продолжением концепции, опробованной на модификации TF105B. В связи с отменой запрета на замену покрышек по ходу гонки Toyota предпочла сменить поставщика шин – вместо Michelin новая машина «обута» в Bridgestone.

 Эволюция и революция

После нескольких лет пребывания в Формуле-1 Toyota избавилась наконец от детских болезней, главная из которых – нестабильность. Так, высший руководящий состав команды не претерпел в межсезонье практически никаких изменений. Единственная потеря – конструктор Густав Брюннер, несколько лет назад при довольно-таки туманных обстоятельствах перешедший в Toyota из Minardi. Поговаривают, что Брюннер не сработался с нынешним техническим директором команды Майком Гаскойном; впрочем, инженерам высочайшего уровня всегда непросто находить общий язык с людьми такими же творческими, как и они сами. Прочие ключевые персоны команды, равно как и ее пилотский состав, остались на своих местах.

Но если в коллективе, повторимся, особых изменений не произошло, то собственно машина изменилась весьма и весьма серьезно. В первую очередь это связано, конечно же, с новым техническим регламентом, который с 2006 года предписывает использование на автомобилях Ф-1 восьмицилиндровых двигателей объемом не более 2,4 л. Новый мотор RVX-06 примерно на 10 см короче своего десятицилиндрового предшественника; естественно, это потребовало некоторых изменений в расположении коробки передач, топливного бака и воздухоотводов, а также сказалось на развесовке машины по осям. Немудрено, что основные новшества в конструкции кузова и шасси коснулись задней части машины так, отдельно стоит отметить измененную аэродинамику заднего антикрыла и радикально новую компоновку задней оси. Передняя же часть болида представляет собой, по сути, развитие концепции, заложенной еще в переходной версии прошлогодней машины Toyota TF105B.

Но как же скажутся эти изменения на динамических характеристиках машины? Лука Марморини, технический директор по двигателям, утверждает, что потери в скорости, вызванные уменьшением рабочего объема мотора, составят не более полутора-двух секунд на круге в зависимости от трассы. Майк Гаскойн, технический директор по шасси, еще более категоричен по его словам, потери будут ощутимы лишь на тех трассах, где мощность мотора имеет определяющее значение (как, например, в итальянской Монце или канадском Монреале). На трассах же вроде Венгрии или Монте-Карло, где ключевым фактором является аэродинамика, а не мощность, Toyota TF106, по словам Гаскойна, вовсе не будет уступать своей предшественнице.

Беседовал Владимир Некрасов
Фото автора

Киев – Валансьен – Киев

Редакция благодарит компанию «Тойота Украина» за помощь в организации поездки

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ