Почему Ferrari красные, а Mercedes – серебристые
Ferrari – красные, Mercedes – серебристые, Jaguar – зеленые. Почему?
История появления национальных гоночных цветов стара, как и сам автоспорт. Сначала гонки были уделом исключительно аристократов: ни профессионалов, ни заводских команд, ни даже специальных гоночных автомобилей в конце XIX века не существовало. Богачи же зачастую скрывали свои истинные имена под псевдонимами. Не мудрено, что фамилии пилотов мало интересовали зрителей: сражались между собой не Тьери и Жанту, Лянча и Елинек, а француз и бельгиец, итальянец и немец. Однако уже тогда возникла необходимость как-то различать машины на трассе.
На вкус и цвет…
В первой же более-менее серьезной гонке (International Cup, 1900 г.) участвовали не пилоты и даже не производители, а автоспортивные клубы. По идее организатора «кубка» газетного магната Гордона Беннетта, эта гонка должна была ответить на простой вопрос: в какой стране автомобили делают наиболее мощными, быстрыми и надежными. Для этого каждому автоклубу следовало заявить по три автомобиля отечественной сборки, причем все их детали должны были быть изготовленными в одной стране. Именно тогда, на «международном кубке» (кстати, приз представлял собой 17-килограммовую чашу из чистого серебра), было решено красить автомобили в национальные «гоночные» цвета. Но поскольку иметь красный колер хотели и Франция, и Германия, и Швейцария, и США, спор решил жребий. В результате Panhard и Peugeot вышли на старт в синем, Benz и Mercedes – в белом. Заветный алый достался США, а «обидевшийся» автоклуб Швейцарии вовсе снял свои экипажи с гонки.
Но говорить, что страны раз и навсегда получили свои гоночные цвета, преждевременно: год спустя раскраску снова определил слепой жребий. Но вскоре вся радужная палитра была израсходована: за Бельгией закрепили желтый цвет, за Великобританией – зеленый, а коричневый, как и 13-й стартовый номер, было решено не использовать вовсе. В связи с нехваткой основных цветов в дело пошли оттенки (Ирландия – изумрудный, Голландия – оранжевый) и даже комбинации цветов: Швейцария – красно-белый окрас, Австрия – бело-черный, Испания – красно-желтый и так далее.
20 июня 1904 года представители 13 национальных автоклубов договорились о создании Международной ассоциации признанных автоклубов (Association Internationale des Automobile Clubs Reconnus), которая после реорганизации в 1946 году превратилась в привычную нам FIA. Первым делом AIACR разработала международный спортивный кодекс, одна из статей которого с обозначением «i» содержала перечень «отличительных национальных цветов, присваиваемых автомобилям, принимающим участие в международных соревнованиях». В этом своде подробно описывался окрас автомобилей вплоть до фона для номеров и цвета колесных дисков. Палитра изменялась лишь дважды: в периоды «великих географических переделов» в 1939-м и 1946 гг. Украины в этом списке по понятным причинам не было.
Конец идеи?
Первым устоявшуюся традицию нарушил Lotus, который на Гран-при Испании 1968 года сменил традиционные для всех британских машин зеленые ливреи на красно-белые одежды сигарет Gold Leaf, ставших титульным спонсором команды. Тем самым Lotus не только положил начало коммерциализации Ф-1, но и закату «национальной» идеи автогонок. За два года пелотон изменился: британские BRM и Brabham стали красно-белыми и сине-желтыми соответственно, оранжевый новозеландский McLaren – бело-коричневым, сам Lotus переоделся в черное с золотом. Держался лишь Энцо Феррари, но и он не устоял перед долларовым искушением. Да-да, не удивляйтесь: нынешний цвет Ferrari – не фирменный для итальянских болидов Rosso Corsa («алый гоночный»), а красный колер титульного спонсора Marlboro, с которым «скудерия» сотрудничает с 1984 года.
Впрочем, национальная идея жива – ее пытается реализовать новая гоночная серия А1 Grand Prix. Правда, там к гоночным цветам относятся проще – машины красят согласно расцветке национального флага.
British Racing Green – Британский гоночный зеленый |
Не менее занятна история происхождения одного из самых популярных гоночных цветов – British Racing Green. По правилам International Cup, гонку 1903 года должен был организовывать Автоклуб Великобритании и Ирландии, чей представитель выиграл кубок в 1902 году. Но на туманном Альбионе все еще действовал позорный закон Locomotive Act (перед каждым едущим автомобилем должен был идти человек с высоко поднятым красным флагом, предупреждая о надвигающейся опасности), который к тому же запрещал проведение любого вида автогонок на территории Великобритании. Помощь пришла от ирландцев, на землю которых британское законодательство не распространялось. В честь Изумрудного острова гонщики королевского автоклуба RAC и заводская команда Napier раскрасили свои автомобили в светло-зеленые цвета. А год спустя зеленый уже официально был закреплен за Великобританией. Однако одним из достоинств этого цвета является бесконечное многообразие его оттенков. Каждая фирма, желавшая выглядеть самобытно, могла придать своим машинам абсолютно уникальный окрас: так, Daimler выбрал темно-зеленый – «цвет Темзы», Napier – оливковый. Так что официального цвета British Racing Green не существует – каждая британская фирма выбирает его на свой вкус. |
|
|
Silber Pfeil – Серебряные стрелы |
В 1934 году в уже набившую оскомину франко-итальянскую войну за «большие призы» должны были включиться немецкие команды, спонсируемые Адольфом Гитлером. Даже внешне тевтонские болиды с гладкими, аэродинамически выверенными кузовами ассоциировались с громадной скоростью. По сравнению с Mercedes и Auto Union конкуренты выглядели откровенно архаично. Но к стартовому Гран-при Монако ни та, ни другая конюшня не успели (или не захотели) подготовиться, и местом их дебюта стал «домашний» Нюрбургринг. Энцо Феррари, предчувствуя, что его Alfa Corse обречена, обратил внимание судей, что на взвешивании механики Mercedes помимо топлива, воды и масла сливают из своих болидов еще и тормозную жидкость. Протест удовлетворили, немцев заставили залить ее обратно, и весы показали 751 кг – на целое кило больше допустимого! Весь вечер в команде ломали голову, как бы облегчить конструкцию – ведь в болиде изначально нет ничего лишнего. Пока первый номер команды Манфред фон Браухич, глядя на сияющие белым лаком болиды, удрученно не произнес: «Эх, даром такой блеск навели…» «Манфред, вы гений! – вскричал шеф конюшни Альфред Нойбауэр. – Лак – это наше спасение!» Всю оставшуюся ночь механики соскребали краску и слои лака с алюминиевых кузовов. На повторном взвешивании Mercedes предстали в неприглядном тускло-серебристом цвете со следами наждачной бумаги, зато весы показали ровно 750 кг. А после того как немецкие пилоты и болиды сходу разгромили вчерашних лидеров, пресса немедленно окрестила штутгартские машины «серебряными стрелами». Не мудрено, что к следующей гонке серебристыми стали и Auto Union. |
|
|
Бесцветная страна |
Свой официальный гоночный цвет отсутствует не только у Украины. Даже за США – одним из пионеров автоспорта – никакой определенный колер так и не закрепился. В свое время Dureya, Сhristie, Winton и Stanley были и красными, и синими, и белыми. Однако со временем главным отличием американских болидов стали две параллельные белые полосы через капот, крышу (если она есть) и багажник. Поэтому на ВАЗ-2108 две полоски выглядят «двойной осевой», а на любом «американце» – данью вековой традиции. |
|
|
Сергей Суховский
Фото Lotus, Mercedes, Ford
Сергей СуховскийРедактор отделов «Автоспорт» и «Мототехника»В «Автоцентре» я с 2002 года, редактором отделов «Автоспорт» и «Мототехника». Почему именно они? Потому что это два из трех моих самых больших увлечений.Кольцевые автогонки, классическое ралли, ралли-рейды. Сплошь и рядом грубые нарушения техники безопасности и основ прикладной физики. Об автоспорте всегда говорили как о закрытом мирке широкоизвестных в узком кругу личностей. Но именно здесь я нашел верных товарищей, именно здесь понял, что на самом деле означают привычные литературные штампы вроде «триумф победы», «горечь поражений», «боль утраты». Мотоциклы, аквабайки, снегоходы, квадроциклы, скутера... Как шутит Андрей Волощенко: «все что между ног – это к Суховскому». Странно, что никто в редакции больше не разделяет моего второго увлечения. Вся эта спецтехника дарит такое удовольствие от вождения, которое не дано обычным автомобилям. Только на гидроцикле можно «вкладываться» с открытым дросселем в 90-градсный поворот, только квадроцикл «управляется» практически в полете, только скутер дает возможность не замечать киевских пробок и доезжать с Оболони до Шулявки за 8 минут. Поэтому убейте в себе пафос: оставьте свои пятиметровые «лексусы» для вечерних поездок и уикэндов и выезжайте в город на скутере или мотоцикле. И пробки рассосутся сами собой.
Другие материалы автора
: