X

Утомленные гонками

За последние десять лет Формула-1 лишилась доброго десятка славных имен. Кто-то продал свое гоночное имущество более богатым «наследникам», кто-то просто не выдержал давления и бросил это дело… Воспользовавшись межсезонным затишьем, вспомним имена ушедших бойцов.

За последние десять лет Формула-1 лишилась доброго десятка славных имен. Кто-то продал свое гоночное имущество более богатым «наследникам», кто-то просто не выдержал давления и бросил это дело… Воспользовавшись межсезонным затишьем, вспомним имена ушедших бойцов.

За последние десять лет Формула-1 лишилась доброго десятка славных имен. Кто-то продал свое гоночное имущество более богатым «наследникам», кто-то просто не выдержал давления и бросил это дело… Воспользовавшись межсезонным затишьем, вспомним имена ушедших бойцов.

1998 Tyrrell

Когда-то давно, в славные 60-е, именно Кен Тиррелл (на фото) стал человеком, открывшим миру великолепного Джеки Стюарта. В те времена имя Tyrrell было синонимом успеха и скорости, но к концу 90-х оно изрядно потускнело, а сам «дядюшка Кен» постарел и устал. Уже в конце 1997-го было понятно, что команда доживает последние дни – денег на то, чтобы угнаться за конкурентами, не хватало, а «честь мундира» защищали в основном посредственности вроде Рикардо Россета или Торы Такаги. В итоге к решению Тиррелла продать конюшню британо-американскому концерну BAT все отнеслись с пониманием. Сезон-98 был «лебединой песней» Tyrrell – со следующего года команда стала называться British American Racing.

1999 Stewart

Мотивы, побудившие трехкратного чемпиона мира Джеки Стюарта (на фото) создать собственную формульную команду, были совершенно другими, нежели у его бывшего наставника Кена Тиррелла. Настоящий шотландец, сэр Джеки увидел в этом прекрасную возможность для выгодной коммерческой операции и, заручившись в 1996 году поддержкой давних друзей из Ford, вернулся в Ф-1 в качестве босса собственной конюшни. Благодаря умелому менеджменту, толковому шасси и талантливым гонщикам (в первую очередь Рубенсу Баррикелло) дела команды пошли в гору, и уже в 99-м Stewart сумела завоевать один поул (Гран-при Франции) и добыть одну победу (Гран-при Европы). Глядя на столь динамичный проект, «голубой овал» решил перетянуть одеяло на себя – а Стюарту только того и надо было. В итоге по окончании сезона-99 команда Stewart перешла в собственность концерна Ford за 100 миллионов фунтов стерлингов (порядка 190 миллионов долларов), что в несколько раз превысило вложения самого Джеки.

2001 Benetton

Владеющая известнейшей сетью магазинов модной одежды итальянская семья Бенеттон пришла в Формулу-1 в 80-е годы прошлого века. Войдя во вкус, компания перестала довольствоваться ролью спонсора и приобрела команду Toleman (где, к слову, в свое время дебютировал сам Сенна). Планомерно развиваясь под руководством Флавио Бриаторе (на фото), приглашая талантливых инженеров и пилотов, команда за десять лет своего существования поднялась на самую вершину автоспорта – в 1994-м и 95-м годах именно болиды Benetton принесли две первые короны Михаэлю Шумахеру. Однако за взлетом последовал спад: ушел, забрав с собой топ-инженеров Росса Брауна и Рори Бирна, Шумми; началась чехарда в руководстве командой. В итоге к концу сезона-2001 Рокко Бенеттон принял решение продать команду компании, поставлявшей Benetton моторы. Естественно, мы говорим о Renault…

2001 Prost

Это был чисто национальный проект: французская машина с французскими мотором и шинами, ведомая французскими пилотами под руководством самого известного в автоспорте француза, не могла не побеждать. По крайней мере, на это надеялся четырехкратный чемпион мира Ален Прост (на фото), но на деле вышло по-другому. Успехи первых лет (победа Оливье Пани в Монако-96 плюс несколько подиумов) не вызвали во Франции ожидаемого всплеска интереса к команде Prost, и она медленно покатилась вниз. Сначала тяжелая авария в Канаде на добрых полгода вычеркнула из гонок Пани (кстати говоря, он так никогда и не вернулся на прежний уровень). Затем, увлекшись раллийным чемпионатом мира, конюшню покинул поставщик моторов Peugeot. Еще через некоторое время отвернулись и крупные спонсоры – Gauloises, Yahoo!, Bic… Сезон-2001 Жан Алези, Лучано Бурти и Хайнц-Харальд Френтцен кое-как откатали, но спасительное межсезонье не принесло радостных известий, и мсье Прост был вынужден распустить команду.

2002 Arrows

В отличие от Проста «полковник» Том Уолкиншоу (на фото) считался весьма успешным менеджером и имел репутацию прожженного дельца. Поэтому, когда в середине 90-х Том приобрел имущество крепкого середнячка Ф-1 команды Arrows, многие думали, что уж он-то научит «стрелы» летать. Все оказалось несколько хуже: едва ли не главными успехами Уолкиншоу стали приглашение в команду действующего чемпиона мира Дэймона Хилла и второе место, которое тот добыл на Гран-при Венгрии-97. И хотя Arrows никогда откровенно не плелся в хвосте, повторить этот успех команде было не суждено – нарастающие финансовые трудности вынудили Тома снять свою команду с чемпионата Ф-1 прямо посреди сезона-2002.

2004 Jaguar

Вы еще помните, что в 1999 году концерн Ford купил формульную команду Stewart? Именно она была призвана укрепить всемирную славу одного из фордовских брендов – Jaguar. И вроде бы все сделали правильно, и пилотов пригласили отличных (Эдди Ирвайна и Джонни Херберта), и шасси, доставшееся в наследство от Stewart, было вполне достойным… Да только встать у руля команды оказалось некому. Нил Ресслер, Бобби Рейхол, Ники Лауда (на фото) – каждый попеременно гнул свою линию, но толку от этого было немного. Лишь в 2004 году возглавивший Jaguar Тони Парнелл сумел навести в ней какое-то подобие порядка, но… было уже поздно. Руководство Ford, сведя дебет с кредитом, пришло к выводу, что формульная команда Jaguar Racing компании не нужна, и в конце 2004 года продало ее австрийскому концерну Red Bull.

2004 Jordan

Четырнадцать лет неугомонный ирландец Эдди Джордан (на фото) наперекор всему тащил на себе воз под названием Jordan Grand Prix. На этом пути было все: и бесшабашные рок-н-ролльные концерты, где сам Эдди играл на барабанах, а его пилоты – на чем придется, и сомнительные сделки, в результате одной из которых Джордан упустил молодого Михаэля Шумахера. Высшим достижением Jordan стало третье место в чемпионате-99, когда Хайнц-Харальд Френтцен одержал несколько побед и до последнего боролся за чемпионский титул! К сожалению, в Формуле-1 образца XX века «частникам» места практически не осталось; и в 2004-м Эдди продал команду канадцу российского происхождения Алексу Шнайдеру. Впрочем, и тот пробыл в Ф-1 недолго – нынче у его команды новый владелец, голландская компания Spyker.

2005 Minardi

Малая итальянская «скудерия» держалась на плаву целых двадцать лет – впрочем, даже о таких успехах, как у Jordan, ей приходилось только мечтать. «Острая финансовая недостаточность» – такой диагноз преследовал Джанкарло Минарди (на фото) с середины 80-х – то есть с самого первого дня его пребывания в Ф-1. И все же оптимизму этого человека следует отдать должное: неоднократно перепродавая акции своей команды, он все время умудрялся оставаться у ее руля, хранить бессменное название и гоночные традиции, а попутно еще и открывать талантливых пилотов. Ярно Трулли, Джанкарло Физикелла, Фернандо Алонсо, Марк Уэббер – все они начали свою формульную карьеру в Minardi. Нам искренне хочется верить, что Scuderia Toro Rosso – а именно так называется команда, ставшая год назад правопреемницей Minardi, – сумеет продолжить эту славную традицию.

2005 Sauber

Швейцарец Петер Заубер (на фото) вел дела своей команды спокойно, неторопливо и расчетливо, как и подобает выходцу из страны банков, часов и сыра. Не испытав радости побед (высшее достижение Sauber – несколько подиумов и четвертое место в чемпионате-2001), она не познала и горечи поражений, даже в самые тяжелые времена не опускаясь ниже седьмого-восьмого мест. Долгое время Заубер пользовался благосклонностью Ferrari, поставлявшей частной конюшне моторы на льготных условиях под маркой Petronas. Когда же между партнерами пробежала черная кошка, герр Петер принял предложение BMW, желавшей попробовать свои силы в Ф-1 в качестве полноценного участника. Впрочем, говорить об исчезновении имени Sauber не совсем корректно – оно и сейчас входит в название баварской команды.

2005 BAR

Мы начали наш рассказ с British American Racing; ею же и закончим. Вся история этого формульного проекта словно призвана опровергнуть тезис о том, что деньги решают все. Располагая одним из наибольших в Ф-1 бюджетов, BAR сумела набрать первые зачетные очки только на второй год своего пребывания в королевских гонках. Разногласия между соучредителями команды Адрианом Рейнардом, Крейгом Поллаком (на фото) и Жаком Вильневом стабильности не способствовали; когда же команду возглавил многоопытный владелец компании Prodrive Дэвид Ричардс, дела пошли на лад, но… Партнерское соглашение с Honda, сулившее огромные дивиденды, принесло разочарование как Ричардсу, внезапно уволенному в 2004-м, так и концерну BAT, который годом позже был вынужден продать свою долю японской компании – так в Ф-1 появилась еще одна заводская конюшня…

 Стаж команд–участниц чемпионата Ф­1 2007 года
Команда Сезоны Год дебюта
Ferrari561950
McLaren401966
Williams291975
Renault141977*
Honda61964**
Toyota52002
Red Bull22005
Toro Rosso12006
BMW12006
Super Aguri12006
Spyker02007
* Не участвовала с 1985 по 2002 гг. ** Не участвовала с 1968 по 2006 гг.

 Команды, стартовавшие в Гран­при Ф­1 наибольшее число раз
Команда Гран­при Годы присутствия в Ф­1
Ferrari741с 1950­го
McLaren613с 1966­го
Lotus4911958–1994
Williams482с 1975­го
Tyrrell4301970–1998
Brabham3941962–1992
Minardi3401985–2005
Ligier3261976–1996
Arrows2911978–1990, 1997–2002
Benetton2601986–2001

Владимир Некрасов
Фото команд–участниц Ф-1