X

WRC: Гран-при Финляндии

Вообще-то, официально финский этап называется Neste Rally Finland. Его второе, еще более распространенное название – «Ралли 1000 озер», так как трасса кружит вдоль многочисленных лесных озер. Однако в последнее время Neste Rally Finland все чаще называют «Гран-при Финляндии».

Вообще-то, официально финский этап называется Neste Rally Finland. Его второе, еще более распространенное название – «Ралли 1000 озер», так как трасса кружит вдоль многочисленных лесных озер. Однако в последнее время Neste Rally Finland все чаще называют «Гран-при Финляндии».

Вообще-то, официально финский этап называется Neste Rally Finland. Его второе, еще более распространенное название – «Ралли 1000 озер», так как трасса кружит вдоль многочисленных лесных озер. Однако в последнее время Neste Rally Finland все чаще называют «Гран-при Финляндии».

Это не просто самая скоростная гонка чемпионата. На ее широких и идеально ровных гравийных дорогах раллисты развивают скорости, недоступные даже для большинства кузовных серий, где соревнуются и двухлитровые спорткары!

Перед стартом основные претенденты на «золото» (как экипажи, так и боссы конюшен) напоминали хорохорящихся перед боем американских боксеров. И не мудрено – обычно финский этап, приходящийся на вторую половину чемпионата, ограничивает круг претендентов двумя-тремя именами. Cейчас же шансы на золото имеют все те же пять пилотов – П. Солберг, С. Лоэб, М. Мартин, М. Гронхольм и К. Сайнс, которых прочили в соискатели перед началом сезона. Ненамного яснее картина и в командном зачете.

У кого щи пустые…

С уверенностью можно было только сказать, что для Mitsubishi гонка за медалями фактически закончилась. Над командой дамокловым мечом нависла угроза быть снятой с дистанции: из-за финансового кризиса Mitsubishi ищет любые возможности сэкономить. Японцев не остановила даже неустойка в 150 тыс. евро, которые команда будет выплачивать за каждый пропущенный этап-2004, не говоря уже об имиджевых потерях!

Немногим лучше дела у Peugeot. Сильнейшая конюшня последних лет сейчас переживает кризис. Смена работающей, как часы, «206-й» на построенный по стахановской технологии 307 WRC, продиктованная исключительно маркетинговыми соображениями, обернулась, по меньшей мере, потерянным сезоном. Судите сами: прошла уже большая половина чемпионата, а «детским (и не очень) болезням» «307-х» не видно конца.

… а у кого жемчуг мелкий

То же ожидает и Citroёn. Несмотря на то, что Xsara WRC «в расцвете сил», в 2005-м она должна уступить место семейному хэтчбеку С4.

У Ford все наоборот: команда никак не может уговорить руководство концерна профинансировать создание WRC на базе «фокуса» нового поколения. И звезда конюшни, эстонец Маркко Мартин все чаще выражает свое недовольство фактически остановившимся в развитии Focus WRC’04.

Subaru переживает проблемы кадрового состава. В то время как Петер Солберг периодически выигрывает гонки и, что не менее важно, борется за победу на каждом этапе, Микко Хирвонен на точно такой же Impreza WRC’04 с трудом попадает «в очки».

Финляндия для финнов

Одна из причин феноменальной скорости финских гонщиков заключается в том, что хладнокровные земляки великих раллистов Пенти Айриккалы и Хенри Тойвонена просто не успевают пугаться. Подтверждением тому стали результаты шейкдауна. Пилоты самой финской из всех раллийных конюшен Маркус Гронхольм и Харри Рованпера легко выиграли тренировку. Но это, как оказалось, была даже не тренировка, а только разминка: Рованпера выиграл и три стартовых допа. «Львы» задали такой темп, что погнавшийся было за ними Солберг на СУ4 слетел с трассы. И несмотря на то, что машина особо не пострадала, выбраться на трассу он так и не смог.

Как оказалось, варяг был единственным, кто мог выдерживать темп пилотов Peugeot: Гронхольм и Рованпера выиграли девять первых допов. Наверняка смогли бы и больше, но на СУ6 Харри отправился «косить елки». Скорость всех финнов была такой, что фактически свела на нет разницу в технике: третий номер «львов» Себастьян Линдхольм ехал наравне со своими куда более опытными одноклубниками, а Янне Паасонен и Тони Гардмайстер на «фабиях» то и дело прорывались в восьмерку.

Лишь на последнем, 10-м допе параллельной трассы с поэтическим названием Killeri финнов обогнали попавшие в более привычные условия Мартин, Сайнс, Лоэб и Дюваль. Что, впрочем, не существенно отразилось на расстановке сил: в абсолюте с серьезным отрывом лидировали Гронхольм и Линдхольм.

На этом же допе компанию Солбергу и Рованпере составил Хирвонен, на мосту разбивший подвеску своей «импрезы». Причем оба финна настолько «разложили» свои авто, что не смогли воспользоваться системой SuperRally и продолжить гонку на следующий день. Разумеется, вне зачета.

Возвращение чемпиона

А вот действующий чемпион не просто вернулся: поскольку норвежца уже не пугала перспектива схода, он полетел, как на крыльях, и выиграл четыре допа кряду! СУ12 стал последним для Линдхольма, вылетевшего с дороги в правом 90-градусном повороте. Финн отлично шел, проигрывая лишь своему двоюродному брату Гронхольму да Мартину. Хотя команда вряд ли позволила бы Себастьяну навязать борьбу первому номеру, но именно после схода финна Маркус перестал гнать во весь опор и стал «контролировать» гонку и беречь машину. Тем более что злополучная 4-ступенчатая КПП, так досаждавшая команде в первой половине сезона, начала предательски шуметь. А ведь ее поменяли после пятничной секции!

Тогда же был сделан разбор полетов и в стане «двойного шеврона»: команда перенастроила подвеску, и «ксары» разом обрели недостающее сцепление с дорогой. В итоге перед воскресной секцией Сайнс и Лоэб переместились с конца первой десятки на 3-4 места! Впрочем, догнать Гронхольма и Мартина, выигравшего, как и в пятницу, завершающий доп Killeri, они были уже не в силах. То же касалось и эстонца, вынужденного отказаться от погони за лидером: после зубодробильной аварии на предыдущем, аргентинском этапе, произошедшей на скорости 170 км/ч, у Маркко, по его словам, двоилось в глазах, а руки и ноги отказывались выполнять приказы мозга.

14 месяцев воздержания

В последний, третий день гонки участников ждали лишь четыре допа, которые разыграли между собой Солберг и примкнувшие к нему в воскресенье Хирвонен и Линдхольм. Пока Петер летел к очередной победе на допе, Маркус со спокойствием гроссмейстера приближался к четвертой за пять лет победе в Neste Rally Team. А заодно не только прервал 14-месячный беспобедный период, но и принес первую победу многострадальному Peugeot 307 WRC.

 Этап 9, 6 – 8 августа 2004 г., Ювяскюля, Финляндия

Стартовали 88 экипажей
Финишировали 34 экипажа

 «Ралли Финляндия». Итоговые результаты (зачетная восьмерка)
Поз.ПилотМашинаВремя (ч:мин.с)
1Маркус ГронхольмPeugeot 307 WRC3:07.16,100
2Маркко МартинFord Focus RS WRC 04+0.34,70
3Карлос СайнсCitroёn Xsara WRC+01.44,50
4Себастьян ЛоэбCitroёn Xsara WRC+02.23,30
5Янне ТуохиноFord Focus RS WRC 04+02.36,70
6Янне ПаасоненSkoda Fabia WRC+05.51,00
7Франсуа ДювальFord Focus RS WRC 04+04.36,20
8Тони ГардмайстерSkoda Fabia WRC+06.03,20

 «Ралли Финляндия». Зачетная восьмерка-2003
Поз.ПилотМашина
1Маркко МартинFord Focus RS WRC 03
2Петер СолбергSubaru Impreza WRC
3Ричард БарнсPeugeot 307 WRC
4Карлос СайнсCitroёn Xsara WRC
5Себастьян ЛоэбCitroёn Xsara WRC
6Томми МяккиненSubaru Impreza WRC
7Янне ТуохиноFord Focus RS WRC 02
8Себастьян ЛиндхольмPeugeot 206 WRC

 Чемпионат пилотов
1Себастьян Лоэб66
2Петер Солберг44
3Маркко Мартин42
4Маркус Гронхольм42
5Карлос Сайнс40
6Франсуа Дюваль31
7Микко Хирвонен18
8Янне Туохино16
9Харри Рованпера12
10Даниэль Карлссон6
11Жиль Паницци6
12Фредди Лойкс4
13Манфред Штоль3
14Луис Перес Компанц3
15Хеннинг Солберг3
16Юсси Вялимяки2
17Алистер Гинли2
18Антон Вармбольд1
19Оливье Барри1
20Мигуэль Кампос1
21Габриэль Поццо1
22Арис Вовос1

 Чемпионат команд
1Citroёn109
2Ford83
3Subaru64
4Peugeot61
5Mitsubishi14

 Победители спецучастков
Петер Солберг(СУ12 – 15, 17, 20 – 22)
Маркус Гронхольм(СУ4, 6 – 9, 11, 16)
Харри Рованпера(СУ1 – 3, 5)
Маркко Мартин(СУ10, 18)
Микко Хирвонен(СУ19)

 Дистанция, км
День 1Спец-участкиДор. участкиВсего
119,65368,38488,03
День 2167,80571,75739,55
День 395,26254,32349,58
Всего382,711194,451577,16

Сергей Суховский
Фото фирм-производителей