X

WRC. Rally Catalunya: Каталонские катания

В большинстве случаев наблюдать перипетии гонок WRC нам приходится по телевизору. Поэтому мы с удовольствием воспользовались возможностью посетить Барселону и увидеть раллийную гонку «живьем»...

В большинстве случаев наблюдать перипетии гонок WRC нам приходится по телевизору. Поэтому мы с удовольствием воспользовались возможностью посетить Барселону и увидеть раллийную гонку «живьем»…

В большинстве случаев наблюдать перипетии гонок WRC нам приходится по телевизору. Поэтому мы с удовольствием воспользовались возможностью посетить Барселону и увидеть раллийную гонку «живьем»…

На самом деле раллийная гонка проходит, конечно же, не в Барселоне, а в нескольких десятках километров к северу, в предгорьях Пиренейских гор. А штаб-квартира «Ралли Каталония» находится в довольно известном курортном городке Лорет де Мар (кстати, по-испански Lloret de Mar нужно произносить как «Йорет де Мар», но мы все-таки останемся верны более привычному написанию). Поэтому по прилете в Барселону сразу же садимся в машину (в нашем распоряжении – новенький Ford Mondeo, точнее, его топ-версия ST220) и в течение ближайших сорока минут любуемся красотами каталонской природы. Мы – это группа украинских журналистов, прибывших в Испанию по приглашению раллийной команды Ford Rallye Sport Team.

Главное – начать

В пресс-центр мы попадаем как раз к обеду, когда шейкдаун уже закончился. Для непосвященных, шейкдаун – это что-то вроде прогревочного круга в «Формуле-1»; пилоты проезжают по определенному маршруту в боевом режиме, однако их результаты в зачет не идут. Целью шейкдауна является не демонстрация силы, а скорее «прикатка» боевой машины к трассе, поэтому его результаты не представляют особого спортивного интереса. Тем не менее «убраться» можно и здесь, что убедительно продемонстрировал всего неделю назад пилот Subaru Петер Солберг.

А вот на официальную пресс-конференцию FIA мы успеваем. В этот раз там присутствуют один из боссов команд – Йост Капито (Ford) и пятеро пилотов: Себастьян Лоэб, Карлос Сайнс (оба – Citroёn), Петер Солберг (Subaru), Ричард Барнс (Peugeot) и Дидье Ориоль (Skoda). Кстати, каталонское ралли юбилейное для Ориоля – он выходил на старт в 150-й раз (больше гонок провели только Карлос Сайнс и Юха Канккунен). По этому случаю Skoda организовала небольшой прием; причем, заранее сообщая о нем журналистам, представители команды просили «хранить тайну – ведь это должно стать сюрпризом для Дидье». Трогательно, не правда ли?

Пресс-конференция проходит довольно вяло – кроме официального ведущего FIA, вопросов никто не задает. Однако после того, как конференцию объявили оконченной, толпа журналистов бросается к гонщикам в надежде получить «эксклюзив». Оно и понятно – кому охота, чтобы полученную тобой информацию использовали в своих изданиях конкуренты?

Вечером мы идем на торжественное открытие ралли, которое проходит на одной из ведущих к морю центральных улиц Лорет де Мар. Под восторженный рев толпы гонщики въезжают на подиум и после блиц-интервью из одного-двух вопросов отправляются в путь. Завтра утром отсчет времени начнется именно здесь – первый дорожный участок ведет из Лорет де Мар в соседний городок Вик, где находится сервисный парк. Естественно, наибольшее внимание уделяется испанцу Карлосу Сайнсу – мало того, что «Матадор» лидирует в чемпионате, так он еще и выступает за Citroёn, который в Испании является чуть ли не народной машиной. Бурю восторга вызывает и появление Томми Мякинена и, как ни странно, Маркко Мартина – вот уж не думал, что у эстонца в Испании столько поклонников!

Чудеса логистики

Поскольку допы и дорожные участки (а их общая протяженность превышает полторы тысячи километров) разбросаны по северной части Каталонии, успеть на все невозможно физически – разве что на вертолете. Поэтому мы посещаем спецучастки «избирательно» – так, в пятницу нам удалось увидеть СУ4 Sant Julia (его выиграл Себастьян Лоэб) и СУ7 Alpens-Les Llosses (здесь быстрейшим был Жиль Паницци).

Первое, на что обращаешь внимание, – великолепная организация соревнований и высочайший уровень безопасности как гонщиков, так и зрителей. Спецучастки по всей длине ограждены попеременно желтыми и красными лентами: за первыми могут находиться болельщики, за вторыми – только аккредитованные фотографы и журналисты. На всех более или менее опасных местах трассы патрулируют полицейские и маршалы гонки; кроме того, в течение заезда над трассой барражируют несколько вертолетов. Их задачей является не только оказание оперативной помощи попавшему в аварию экипажу, но и предупреждение появления на трассе людей, животных, машин – в общем, любых посторонних объектов. Честное слово, есть чему поучиться!

Но это, конечно, не главное – все наше внимание обращено на трассу. А там в течение дня властвует «двойной шеврон» – за Лоэбом и Сайнсом с трудом поспевают пилоты Peugeot и Ford. Subaru же, несмотря на выигранный Солбергом первый спецучасток, на сухом асфальте вновь выглядит неубедительно. Впрочем, ближе к концу дня «король асфальта» Паницци все же находит в себе и своем «206-м» силы выиграть два допа. И тем не менее пятница остается за Лоэбом – победив на восьмом, заключительном допе, он отправляется в сервисный парк лидером с преимуществом в 26,2 секунды над идущим вторым Паницци.

Туда же, на сервис, отправляемся и мы – уж очень интересно посмотреть, как за отведенные на обслуживание 45 минут (и это еще много; среди дня сервис занимает всего 20 минут!) механики умудряются поменять пол-машины.

Когда без фанатов не обойтись

На следующий день мы снова успеваем побывать на утреннем сервисе и посетить два допа – самый короткий тринадцатый спецучасток Taradell и расположенный высоко в горах СУ16 Saint Boi de Llucanes. Меня, как и моих спутников, поражает огромное количество зрителей, собирающихся на каждом допе. Конечно же, в большинстве своем это местная молодежь, для которой ралли – просто повод выбраться на природу, поглазеть на происходящее и попить пивка (или, что более характерно для Испании, винца). Однако то тут, то там попадаются настоящие, ярые фанаты. Вот французы размещают у кромки трассы полотнище с надписью «Allez Auriol!» («Вперед, Ориоль!»). Вот британцы в футболках с логотипами Peugeot – все понятно, их кумир Барнс. А вот и эстонские поклонники Ford и, само собой, Мартина – как занесло вас, ребята, в такую даль?!

Надо отметить, что болельщики настроены очень миролюбиво – никакой враждебности здесь, впрочем, как и в других дисциплинах автоспорта, не бывает. Более того, фанаты даже могут оказать помощь попавшим в беду гонщикам. К примеру, на наших глазах у одного из экипажей (кажется, это были болгары Дончев – Манолов, выступавшие в классе Junior WRC на Peugeot 206 Super 1600) на финише СУ7 возникли проблемы – вытекла жидкость из бачка сцепления. Так один из любопытных зрителей, обступивших машину, моментально сориентировался и посоветовал гонщикам при помощи губки перелить туда жидкость из тормозного бачка. Мало того – даже принес искомую губку, завалявшуюся в его машине!

Но вернемся к гонке. Сегодня преимущество Citroёn не столь подавляющее – Сайнс сильно сдал и с трудом удерживает четвертую позицию, отбиваясь от яростных атак «фордовца» Франсуа Дюваля. В то же время лидерство Лоэба не подвергается ни малейшим сомнениям – Паницци и стабильно идущий третьим Мартин попеременно выигрывают допы, но сдвинуть Себастьяна с первой позиции общего зачета все же не могут. А вот для «юбиляра» Ориоля день начинается и заканчивается почти одновременно – через три километра первого же спецучастка на его Skoda Fabia сгорает сцепление. Заканчивается суббота победами Дюваля, Барнса и Мартина, что позволяет последнему переместиться на вторую строчку общего зачета. И это несмотря на травму, полученную во время корсиканской аварии!

Драматичный финал

Утро воскресенья встречает нас дождем – и тут происходит самое интересное. Пилоты Subaru, два дня «пасшие задних», начинают лететь по мокрой трассе, словно у «Импрез» выросли крылья. В то же время Лоэб, казалось бы, практически обеспечивший себе победу, на глазах теряет все преимущество, финишируя на «дождевых» допах то восьмым, то десятым! Да и другие пилоты моноприводной Xsara не блещут результатами – в итоге и Сайнс теряет четвертую позицию под бешеным натиском Дюваля. Пилоты же «Голубого овала» темпа не сбавляют – недаром в пятницу Мартин заявлял, что ему все равно, в какую погоду ездить. А наиболее драматичным моментом воскресенья становится авария Ричарда Барнса – на СУ19 «Рыжий дьявол» эффектно «убирает» свой Peugeot и тем самым резко уменьшает свои шансы на завоевание в этом году чемпионского титула.

Развязка поражает любое, даже самое искушенное воображение. На последнем допе Паницци, прорвавшийся к этому моменту на второе место, совершает просто-таки нечеловеческий рывок и, разом отыграв у Лоэба 44 (!) секунды, побеждает в гонке! В это трудно поверить, но Себастьян, лидировавший все три дня, упускает победу буквально на последних сантиметрах трассы! Более того, его и занявшего третье место Маркко Мартина разделяют всего-навсего 6 десятых секунды! Четвертое место остается за вторым пилотом Ford Франсуа Дювалем, а «Матадор» Сайнс вследствие разворота теряет две позиции – на финише он лишь седьмой. Что за невероятный финал!!!

На церемонию награждения мы не попадаем – наш самолет отправляется слишком рано. Всю дорогу до аэропорта, да и на борту лайнера продолжаем обсуждать шансы четырех претендентов на титул. Лоэба, Солберга, Сайнса и Барнса разделяют всего пять очков, так что возможно все. Большинство из нас сходится на том, что на гравийном покрытии в дождливой Британии лучше других должен себя чувствовать Солберг. Но не будем забегать вперед – все выяснится в свое время. На данный же момент ясно одно: раллийный чемпионат 2003 года, как и сезон «Формулы-1», стал одним из наиболее зрелищных и напряженных за последние несколько лет, а «Ралли Каталония» можно считать, пожалуй, одной из его жемчужин.

Стартовали 47 экипажей
Финишировали 33 экипажа

 Блиц-интервью

С первым на постсоветской территории спортсменом, эстонцем Маркко Мартином, сумевшим войти в элиту мирового ралли, наш корреспондент беседовал в конце первого дня гонок.

«Автоцентр»: Добрый вечер, Маркко! На каком языке предпочитаешь разговаривать – может быть, по-русски?

Маркко Мартин: Не-е-ет! (смеется). Давай лучше по-английски!

«АЦ»: О’кей. Итак, по итогам первого дня ты на подиуме. Мои поздравления…

М. М.: Спасибо.

«АЦ»: Перед гонкой ты сказал, что если не выиграешь ее, будешь очень разочарован, так как это последний асфальтовый этап в нынешнем сезоне. Что ж, пока что ты третий – значит, расстроен?

М. М.: Ну, во-первых, гонка еще далеко не закончена – мы не проехали и половины спецучастков. А во-вторых, ты, наверное, не совсем правильно понял мои слова. Конечно, я буду разочарован, если не выиграю этот этап. Но в то же время любой результат, который позволит мне набрать очки для команды, можно будет считать положительным – ведь наш Ford Focus RS WRC еще относительно молод, и я уверен, его ждет большое будущее.

«АЦ»: Что ты имеешь в виду, когда говоришь «гонка не завершена»? Ждешь ошибок соперников или надеешься на собственные силы?

М. М.: Все ошибаются, от этого не застрахован никто – ни Карлос, ни Себастьян, ни я сам. Однако я никогда не рассчитываю на ошибки соперников, а просто стараюсь проехать каждый доп как можно быстрее.

«АЦ»: Твоя карьера развивается очень успешно, из года в год ты выступаешь все лучше. Посоветуешь что-нибудь молодым украинским раллистам, которые, возможно, хотели бы добиться того же, что и ты?

М. М.: Не считаю, что добился каких-то выдающихся результатов – ведь я еще не чемпион мира. Поэтому давать какие-то советы мне пока рано. Единственное, в чем я уверен, – чтобы преуспеть в своей работе, нужно много труда и немного удачи!

«АЦ»: Что ж, в таком случае – удачи тебе!

М. М.: Спасибо!

 Дистанция, км
День 1Спец-участкиДорожные участкиВсего
146,36507,71654,07
День 2131,26298,43429,69
День 3103,56366,40469,96
Всего381,181172,541553,72

 «Ралли Каталония». Итоговые результаты (первая десятка)
1ПилотАвтомобильВремя
Жиль ПаницциPeugeot 206 WRC3:55.09,4
2Себастьян ЛоэбCitroёn Xsara WRC+0.13,0
3Маркко МартинFord Focus RS WRC 03+0.13,6
4Франсуа ДювальFord Focus RS WRC 03+0.55,4
5Петер СолбергSubaru Impreza WRC 2003+1.10,8
6Маркус ГронхольмPeugeot 206 WRC+1.29,1
7Карлос СайнсCitroёn Xsara WRC+1.43,0
8Томми МякиненSubaru Impreza WRC 2003+1.55,1
9Колин МакРэйCitroёn Xsara WRC+3.15,2
10Филипп БугальскиCitroёn Xsara WRC+5.13,6

 Зачетная шестерка-2002
Поз.ПилотМашина
1Жиль ПаницциPeugeot 206 WRC
2Ричард БарнсPeugeot 206 WRC
3Филипп БугальскиCitroёn Xsara WRC
4Маркус ГронхольмPeugeot 206 WRC
5Петер СолбергSubaru Impreza WRC
6Колин МакРэйFord Focus WRC

 Чемпионат команд
1Citroёn147
2Peugeot142
3Subaru93
4Ford89
5Skoda21
6Hyundai12

 Победители спецучастков
Петер Солберг(СУ1, 17)
Себастьян Лоэб(СУ2 – 4, 8, 16)
Маркко Мартин(СУ5, 10, 14, 15, 20)
Жиль Паницци(СУ6, 7, 9, 11, 22)
Франсуа Дюваль(СУ12)
Ричард Барнс(СУ13)
Роман Креста(СУ18)
Томми Мякинен(СУ19)
Маркус Гронхольм(СУ21)

 Чемпионат пилотов
1Себастьян Лоэб63
2Карлос Сайнс63
3Петер Солберг62
4Ричард Барнс58
5Маркко Мартин49
6Маркус Гронхольм46
7Колин МакРэй40
8Жиль Паницци27
9Франсуа Дюваль26
10Томми Мякинен24
11Харри Рованпера18
12Тони Гардмайстер9
13Дидье Ориоль4
14Микко Хирвонен3
15Седрик Робер3
16Алистер МакРэй3
17Армин Шварц3
18Яни Туохино2
19Фредди Лойкс1
20Алистер Гинли1
21Филипп Бугальски1
22Себастьян Лидхольм1

Владимир Некрасов
Фото автора

Редакция благодарит компанию «Виннер Импортс Украина» за организацию поездки и помощь в написании материала

Праздничная дуэль

День автомобилиста праздновала вся автоспортивная Украина. Киев впервые в своей истории принимал автокросс, а в Херсоне состоялся второй раунд парных гонок – так называемая «параллелька».

В южном городе собрались 8 экипажей на турбированно-полноприводных Subaru Impreza и Mitsubishi Lancer и 6 – на переднеприводных 1,6-литровых ВАЗах да единственном полноценном «девятикласснике», 2,0-литровом Ford Escort RS. Организаторы улучшили трассу – самые опасные повороты, где к концу гонки раньше образовывались глубокие колеи, были тщательно засыпаны и утрамбованы.

Была усовершенствована и схема соревнований – теперь заезды проходили по более объективной схеме «каждый с каждым». А вот полуфиналы были построены по принципу «проигравший выбывает». В первой паре сошлись финалисты первой «параллельки» А. Салюк-ст. и А. Мочанов. Победил опыт. Во второй, где соревновались А. Александров и В. Разумовский, борьбы не получилось. В первом заезде Валерия развернуло при въезде под мост, во втором – в который раз в этом году подвела техника.

В первом финальном заезде чемпион Украины ошибся там же, где кругом ранее Разумовский! Во втором оба дуэлянта одновременно взлетели на финишном трамплине. Получасовые изучения фотофиниша отдали пять сотых секунды в пользу Салюка – Александрову, выступавшему со своей женой Оксаной, не хватило считанных сантиметров. Увы, исход финала решила надежность техники – из-за того, что подвел редуктор заднего моста, чемпион впервые за два года не закончил соревнования, и победа досталась пилоту Subaru.

В моноприводе полуфиналы снова свели сильнейшие экипажи А. Салюка-мл. и В. Горбаня. В очень напряженной борьбе победил Валерий. Во второй паре сражались лучший из украинских «восьмерочников» Р. Кучер и Ю. Протасов на грозном Ford Escort RS. Но и здесь исход предопределила «усталость железа» – старенькая «Самара» Кучера не только вывела Протасова в финал, но и «подарила» бронзу Салюку-мл. В финале сильнее был Горбань, еще раз подтвердивший свой чемпионский титул.

Сергей Суховский
Фото Сергея Холодило