X

WRC. Rally RACC Catalunya – Costa Daurada: Тенденция, однако

Нет, речь пойдет не о дежурной победе Себастьяна Лоэба – его результат уже не тенденция, а скорее приговор для соперников и журналистов. Под конец чемпионата все заметней иная закономерность: «частники» чаще и чаще теснят заводских пилотов. Очередным подтверждением этому стал предпоследний, испанский этап WRC.

Нет, речь пойдет не о дежурной победе Себастьяна Лоэба – его результат уже не тенденция, а скорее приговор для соперников и журналистов. Под конец чемпионата все заметней иная закономерность: «частники» чаще и чаще теснят заводских пилотов. Очередным подтверждением этому стал предпоследний, испанский этап WRC.

Нет, речь пойдет не о дежурной победе Себастьяна Лоэба – его результат уже не тенденция, а скорее приговор для соперников и журналистов. Под конец чемпионата все заметней иная закономерность: «частники» чаще и чаще теснят заводских пилотов. Очередным подтверждением этому стал предпоследний, испанский этап WRC.

По большому счету, «Ралли Каталония» стоит рассматривать как эскиз к сценарию следующего чемпионата, в котором может повториться ситуация 25-летней давности – тогда титул выиграл незаводской дуэт Ари Ватанен – Дэвид Ричардс. С тех пор попадание частного экипажа в зачетную шестерку воспринималось если не как сенсация, то минимум как главная неожиданность гонки. Однако уже в прошлом сезоне редкий этап обходился без того, чтобы кто-то из «любителей» не отобрал драгоценные очки у «профессионалов». Ныне же Манфред Штоль, Микко Хирвонен, Хавьер Понс, Даниэль Сола, Марк Хиггинс то и дело выигрывают спецучастки и претендуют на подиумные места. А ведь выступают они на «Фокусах» и «Ксарах» спецификаций 2002 – 2004 гг., подготовленных и обслуживаемых силами частных конюшен!

Один взгляд вперед

А теперь представьте, что будет в следующем сезоне, когда из чемпионата уйдут оба французских производителя. Минимум десяток лучших ралликаров последних лет Peugeot 307 WRC и Citroёn Xsara WRC попадет в стойла «частников» Bozian, Kronos OMV, Piedrafita… Причем цвета их будут защищать оставшиеся без заводской поддержки Себастьян Лоэб, Франсуа Дюваль, Маркко Мартин и Николя Бернарди. Добавьте сюда потерявших места в Mitsubishi и Skoda Жиля Паницци, Харри Рованперу и Яна Копецки, а также готовых вернуться в большой спорт Колина МакРэя и Дидье Ориоля. Вместе с нынешними звездами «частного сектора» все они могут составить как никогда сильную оппозицию заводским командам.

Последним же останется уповать разве что на техническое превосходство и положительные результаты селекционной работы. За нынешний сезон Стефан Сарразен, Крис Аткинсон, Роман Креста, Джанлуиджи Галли превратились из зеленых новичков в добытчиков, то и дело опережающих своих первых номеров.

Подтверждением этому стал тестовый спецучасток «Ралли Каталония», который закончился бенефисом вторых номеров. Лучшим на проходившем под проливным дождем шейк-дауне стал Франсуа Дюваль, который спешил реабилитироваться за обидный сход на предыдущем этапе. Следом финишировали вчерашние «выпускники» чемпионата Франции Николя Бернарди (Peugeot) и Стефан Сарразен (Subaru). А Лоэб разделил 9-10-е места с еще одним из «желторотиков» – Алексом Бенгом (Skoda).

Возмутители спокойствия

Правда, на этом неожиданности «Каталуньи» едва не закончились. С первого же СУ гонка потекла в привычном русле: Лоэб начинает и выигрывает. Уже после первого допа он опережал ближайшего из соперников – Маркуса Гронхольма – более чем на 10 секунд! А после того, как на следующем допе финн резко замедлился из-за ошибки в выборе резины (дождь то и дело прекращался), по интриге, казалось, можно было заказывать панихиду. Реанимировали ее местные гонщики – третье время, опередив заводского пилота Ford Романа Кресту, показал Даниэль Сола на позапрошлогоднем «Фокусе». Вслед за Крестой финишировал еще один испанец, Хавьер Понс на Citroёn Xsara образца 2003 года.

Доп спустя Сола и вовсе прервал рекордную серию побед Лоэба, опередив его на 6,4 с. Мало того, еще одна десятая секунды, и первого номера Citroёn опередил бы и Понс! Конечно, у Даниэля и Хавьера был джокер – знание «домашней» трассы, но вряд ли только он мог перекрыть существенную разницу в технике и опыте. Факт остается фактом: испанцы опередили все фирменные экипажи Peugeot, Subaru, Mitsubishi и Skoda вовсе не из-за проблем с техникой у последних, а благодаря чистому преимуществу в скорости.

Но вот чего Даниэлю и Хавьеру пока не хватает, так это стабильности. Блестящие результаты на отдельных допах перемежались у них с местами в конце десятки, поэтому после пятничной секции возмутители спокойствия заняли 8-9-е места, позади еще одного «частника» Хирвонена. Зачет же привычно возглавляли Лоэб и Дюваль; следом на расстоянии атаки расположились будущие партнеры по Ford Гронхольм, Гардемайстер и Креста.

Вы спросите – а где же Subaru? Два заводских пилота уже успели разбить свои «Импрезы», причем Солберг сделал это «просто», а Сарразен – с переворотом и пожаром. Единственный оставшийся в строю «субарист» – не номинированный на заводской зачет Крис Аткинсон – к тому моменту занимал 15 место.

Citroёn и остальные

Суббота началась с привычной для Rally Catalunya отмены спецучастка из-за огромного наплыва зрителей. Впрочем, отсутствие седьмого допа было компенсировано суперзрелищными СУ 8, 9 и 10. Так, показавший лучшее время на восьмом допе Галли после финишной отсечки со всего маху протаранил стену. В конце девятого СУ компанию ему составил местный любимчик Сола. СУ10 едва не стал последним для пилотов Ford: Гардемайстер вылетел с трассы и, потеряв 12 минут, откатился во второй десяток; его же напарник Креста удержал машину на траектории лишь ценой заглушенного двигателя и потери сразу двух позиций.

И только Лоэб с Дювалем, будто связанные невидимой нитью, продолжали штамповать дубли. «Шевроны» отдали соперникам (Хирвонену и Понсу) только последний субботний доп – да и то лишь затем, чтобы наутро не стартовать первыми. Разумеется, это никак не сказалось на претензиях Себастьяна на победу, а Франсуа – на «серебро». А вот пикировка Микко и Хавьера после схода Гронхольма превратилась в борьбу за подиум! По итогам субботы выиграл ее Понс: за задержку на последнем пункте сервиса Хирвонен схлопотал 20-секундный штраф и пропустил испанца вперед. Так на трех первых позициях к вечеру субботы расположились три экипажа Citroёn.

Воскресный день прошел по схожему сценарию: начался с побед Лоэба, а закончился сражением до последнего метра между Хирвоненом и Понсом. На 11 километрах предпоследнего СУ финн опередил испанца всего на жалкие 0,3 секунды. Все решалось на 28,3 километра последнего допа, где, к великому сожалению испанских тиффози, снова быстрее был Хирвонен. Финн стартовал с 6,5-секундным отставанием, а финишировал с 7,7-секундным опережением. В итоге судьбу каталонской бронзы решили всего 1,2 секунды – даже предыдущее предложение вы читали в два раза дольше…

 Этап 15, 28 – 30 октября 2005 г., Коста Дорада, Каталония

Дистанция 1340,63 км;
из них 358,75 км спецучастков
Стартовали 58 экипажей
Финишировали 40 экипажей

 «Ралли Каталония». Итоговые результаты (зачетная восьмерка)
1ЭкипажМашинаВремя (ч:мин.с)
Себастьян Лоэб/Даниэль ЭленаCitroёn Xsara WRC3:31.07,0
2Франсуа Дюваль/Свен СмеетсCitroёn Xsara WRC+1.21,9
3Микко Хирвонен/Ярмо ЛехтиненFord Focus WRC 03+2.46,7
4Хавьер Понс/Карлос дель БарриоCitroёn Xsara WRC 03+2.47,9
5Роман Креста/Ян МоцныFord Focus RS WRC 04+3.24,6
6Николя Бернарди/Жан-Марк ФортинPeugeot 307 WRC+4.09,4
7Антонин Вармбольд/Майкл ОррFord Focus RS WRC 04+5.00,3
8Ян Копецки/Филип ХованекSkoda Fabia WRC 05+5.22,3

 Чемпионат заводских команд
1КомандаКаталонияВсего
Citroёn18Позиция не изменилась178
2Peugeot5Позиция не изменилась135
3Ford7Позиция не изменилась100
4Subaru2Позиция не изменилась91
5Mitsubishi4Позиция не изменилась63
6Skoda3Позиция не изменилась18

 Чемпионат заводских команд
1КомандаКаталонияВсего
Citroёn18Позиция не изменилась178
2Peugeot5Позиция не изменилась135
3Ford7Позиция не изменилась100
4Subaru2Позиция не изменилась91
5Mitsubishi4Позиция не изменилась63
6Skoda3Позиция не изменилась18

Сергей Суховский
Фото фирм-производителей