По странному сценарию проходило турецкое ралли… Как только казалось, что ситуация стабилизируется, обязательно происходило какое-то событие, которое если и не переворачивало все с ног на голову, то, как минимум, заставляло болельщиков и пилотов понервничать.
| | По странному сценарию проходило турецкое ралли… Как только казалось, что ситуация стабилизируется, обязательно происходило какое-то событие, которое если и не переворачивало все с ног на голову, то, как минимум, заставляло болельщиков и пилотов понервничать. |
В принципе, от очередного, третьего подряд гравийного этапа как раз и следовало ожидать чего-то подобного. В Турции оказались налицо все традиционные атрибуты южного ралли – невероятная жара, каменистая трасса, пыль столбом… Согласитесь, условия не самые подходящие для того, чтобы довести машину до финиша в целости и сохранности. О многом говорит и статистика гонки – преодолеть всю дистанцию без потерь не удалось и половине экипажей. И это с учетом новой системы SupeRally, которая продолжает проходить своеобразное тестирование (напомним, что экипаж, столкнувшийся с техническими или любыми другими проблемами, может продолжить гонку на следующий день, не участвуя при этом ни в личном, ни в командном зачете). Этой возможностью вновь воспользовался пилот Ford Маркко Мартин, который на четвертом допе… Стоп! Обо всем по порядку.
Я умею прыгать через лужи!
Впрочем, раз уж мы вспомнили Мартина, с него и начнем – тем более что именно он выиграл первый, пятничный доп (традиционный «супер-спешиал»). Настроение у эстонца перед субботними спецучастками было великолепное – в отличие от его ближайшего конкурента, пилота Citroёn Себастьяна Лоэба. Дело в том, что француз, являясь лидером чемпионата, должен был стартовать первым – а значит, «расчищать» каменистую дорогу для всех остальных. Обычно это ничего хорошего не сулит, однако Себастьяну повезло. Буквально за несколько часов до старта СУ2 прошел сильный дождь; трасса стала влажной и, что важнее, более «дружелюбной» к первой машине. Наверняка это сыграло важную роль в том, что Лоэб прочно захватил лидерство в гонке и сохранил его до конца дня.
А вот конкурентам француза пришлось несладко. Прекрасно начавший гонку Мартин на СУ4 на полном ходу влетел в огромную лужу (большинство СМИ деликатно назвало ее «бродом» или «водоразделом», но это сути не меняет) и сильно повредил переднюю часть своего Focus. Самое смешное (или печальное), что точно такая же неприятность случилась с этим пилотом двумя допами позже – только на этот раз двигатель Ford вообще заглох. Казалось, что гонка для эстонца закончена, но нет – Маркко дотянул до сервиса и как ни в чем не бывало поехал дальше. Правда, без шансов даже на очки – финишировал он… 24-м!
Вообще, четвертый доп был словно заколдованным – проблемы настигли здесь еще трех топ-гонщиков. Повторил «подвиг» Мартина действующий чемпион мира Петер Солберг – жестко пройдя очередной «водораздел», он тоже смял передок своей Subaru (правда, обошлось без критических последствий). Его напарник Микко Хирвонен потерял траекторию и развернулся, а Жиль Паницци просто остановился на допе из-за проблем с электрикой. Лидирующая группа по окончании дня была такой: Лоэб, Гронхольм, Солберг и Сайнс.
10 секунд
Второй день гонки, казалось, не принесет особых изменений в голове пелотона – гонщики попривыкли к трассе и ехали гораздо осторожнее. Единственной неприятностью, заслуживающей внимания, можно было назвать происшествие, случившееся со штурманом Гронхольма, Тимо Раутиайненом. На одном из допов Peugeot наткнулся на какой-то металлический штырь, который пробил днище машины и вонзился Раутиайнену в… ну, скажем, почти в бедро. Героический штурман, превозмогая боль, продолжил гонку.
Итак, повторимся, ничего выдающегося не происходило… пока лидер гонки Лоэб не получил 10-секундный штраф, за фальстарт на СУ9. Ну что такое десять секунд? Однако и их хватило для того, чтобы пилот Citroёn переместился на вторую позицию, уступая новому лидеру, Гронхольму, 6,9 с.
На этом день и закончился – за исключением схода Рованперы из-за проблем с коробкой передач (а финн шел четвертым!) ничего сенсационного больше не случилось. Однако наутро стало ясно, что радовался Гронхольм преждевременно. Стюарды гонки внимательно рассмотрели инцидент с фальстартом Лоэба и решили, что штраф был несправедливым. Редкий случай, однако! В итоге пресловутые 10 секунд с Себастьяна были сняты и он вновь стал лидером гонки – ведь темп француз не сбрасывал ни на мгновение.
И трех колес хватило…
Раздосадованный Маркус бросился в атаку, но… силы оказались несколько неравны. В то время, как Лоэб не испытывал абсолютно никаких проблем, четко удерживая преследователя на расстоянии 20 – 25 секунд, Гронхольм нервничал и допускал ошибки. Так, за несколько допов до финиша он основательно «приложился» задней частью своего Peugeot к скале, что и поставило крест на его надеждах. Ну а самый последний, 17-й доп Маркус закончил фактически на трех колесах – причем узнал об этом лишь со слов своего штурмана после пересечения последнего пункта контроля времени. Мало того, финна едва не догнал Солберг, отставший по результатам гонки всего на десять секунд.
Забавно, что на трех колесах финишировал и Лоэб! Дело было так: уже после финиша последнего допа Себастьян понял, что правый задний тормозной диск его Xsara «залип» и сильно нагревается. Находчивый француз решил просто… снять колесо и проехать заключительный дорожный участок на трех оставшихся (благо полный привод позволяет исполнять такие вещи). Что ж, от этого победа Лоэба (третья в сезоне и первая из них – на гравии) стала еще более заслуженной…
Этап 7, 25 – 27 июня 2004 г., Кемер, Турция |
Стартовали 70 экипажей Финишировали 32 экипажа |
|
|
| «Ралли Турция». Итоговые результаты (зачетная восьмерка) |
Поз. | Пилот | Машина | Время (ч:мин.с) | 1 | Себастьян Лоэб | Citroёn Xsara WRC | 4:38.36,2 | 2 | Маркус Гронхольм | Peugeot 307 WRC | +0.18,4 | 3 | Петер Солберг | Subaru Impreza WRC 2003 | +0.28,3 | 4 | Карлос Сайнс | Citroёn Xsara WRC | +2.19,4 | 5 | Франсуа Дюваль | Ford Focus RS WRC 04 | +6.50,1 | 6 | Микко Хирвонен | Subaru Impreza WRC 2003 | +10.01,6 | 7 | Янне Туохино | Ford Focus WRC 02 | +11.12,5 | 8 | Энтони Уормболд | Ford Focus WRC 02 | +14.07,0 |
|
| «Ралли Турция». Зачетная восьмерка-2003 |
Поз. | Пилот | Машина | 1 | Карлос Сайнс | Citroёn Xsara WRC | 2 | Ричард Барнс | Peugeot 206 WRC | 3 | Франсуа Дюваль | Ford Focus RS WRC | 4 | Колин МакРэй | Citroёn Xsara WRC | 5 | Жиль Паницци | Peugeot 206 WRC | 6 | Маркко Мартин | Ford Focus RS WRC | 7 | Тони Гардмайстер | Skoda Octavia WRC | 8 | Томми Мякинен | Subaru Impreza WRC |
|
| Чемпионат команд |
2 | Citroёn | 80 | 1 | Ford | 65 | 4 | Subaru | 59 | 3 | Peugeot | 47 | 5 | Mitsubishi | 11 |
|
| Чемпионат пилотов |
1 | Себастьян Лоэб | 53 | 2 | Петер Солберг | 44 | 3 | Маркко Мартин | 34 | 4 | Маркус Гронхольм | 32 | 5 | Карлос Сайнс | 24 | 6 | Франсуа Дюваль | 23 | 7 | Микко Хирвонен | 13 | 8 | Янне Туохино | 12 | 9 | Харри Рованпера | 10 | 10 | Даниэль Карлссон | 6 | 11 | Фредди Лойкс | 4 | 12 | Жиль Паницци | 4 | 13 | Манфред Штоль | 3 | 14 | Хеннинг Солберг | 3 | 15 | Юсси Вялимяки | 2 | 16 | Алистер Гинли | 2 | 17 | Энтони Уормболд | 1 | 18 | Оливье Барри | 1 | 19 | Мигуэль Кампос | 1 | 20 | Арис Вовос | 1 |
|
| Победители спецучастков |
Маркко Мартин | (СУ1) | Себастьян Лоэб | (СУ2, 3, 8, 10, 11, 15) | Харри Рованпера | (СУ4) | Карлос Сайнс | (СУ5) | Маркус Гронхольм | (СУ6, 9, 14) | Петер Солберг | (СУ7, 12, 13, 16, 17) |
|
| Дистанция, км |
День 1 | Спец-участки | Дор. участки | Всего | 151,83 | 349,25 | 501,08 | День 2 | 153,60 | 293,54 | 447,14 | День 3 | 77,90 | 210,32 | 288,22 | Всего | 383,33 | 853,11 | 1236,44 |
|
Владимир Некрасов
Фото McKlein