Виталий Новак

    Автомобильный журналист

    Электромобили: обещанного три года ждут?

    13

    Наше министерство инфраструктуры считает, что Украина может стать одним из мировых лидеров по проценту электромобилизации. Наивность или неудачный пиар?

    Владимир Омелян, министр инфраструкутры Украины, пообещал, что в 2020 году 15% авторынка Украины буду занимать электромобили. Очень круто — с учетом того, что до обозначенного срока осталось три года. Нет, и за три года можно наворотить много чего, но у нас, как правило — развалить, а вот построить… Господин министр наверняка знает, что говорит, и точно хорошо знаком с цифрами. Например, с тем, что сегодня в Норвегии доля электромобилей в общем объеме продаж новых авто составляет 17,1%. И это самый высокий процент в Европе.

    В Норвегии поддержка электромобилей ведется мощнейшим образом на государственном уровне, а во главе угла стоит не принцип экономической целесообразности, а забота об окружающей среде, раздутая порой до абсурда. А в Германии, где также есть государственная поддержка эко-программ, на долю электромобилей приходится… 0,7%. Немцы консервативны? Да. А еще они очень бережливы, и тщательно планируют расходы, и то, что не рационально с точки зрения семейного бюджета, банально не находит реализации.

    Да, мы не столь консервативны. Зато бережливы поневоле – у нас просто нет денег для покупки машин, переплата за которые отобьется очень и очень не скоро. Владимир Омелян, конечно, пообещал субсидирование приобретения электромобилей и фактически проанонсировал появление украинского электрокара, но во-первых, пообещать – не значит жениться, а во-вторых, о создании отечественно электрокара до 2020 года (не погремушки с батарейкой, а нормального конкурентного автомобиля) смешно и говорить.

    Никто не идеален: например, Барак Обама в 2008-м пообещал, что к 2015 году в Америке будет продан аж миллион электрокаров. У него было не три года, а шесть, но тоже не сложилось: к началу 2016 года в США было реализовано около 400 тыс. электромобилей, да и то в основном в Калифорнии – единственном штате, в котором действительно есть нормальная сеть электрозарядок. А в 2016-м и вовсе начались траблы – спрос на электромобили начал резко падать. Причина банальна – эти машины все еще компромиссны по функциональности по сравнению с обычными авто с ДВС, а бензин начал активно дешеветь…

    В целом в Европе доля электромобилей на сегодня составляет 1,7% и есть два сценария развития событий, как обычно, оптимистичный и пессимистичный. В первом к 2020 году эта доля увеличится до 5% (!), и к 2025 году – до 15%. Во втором – 15% к 2030 году, то есть через десять лет после того, как в Украине уже все будет. И лично мне этот пессимистичный сценарий, уж простите, кажется излишне оптимистичным. Попробуйте забить в Google «избретен новый вид батарей». Новостей – море, батарей – нет. Литий-ионные аккумуляторы, устанавливаемые сегодня на все электрокары, если и не полностью исчерпали свой потенциал, то находятся на грани.

    Та же Tesla с новым типом батареек, представленным только в августе этого года, может проехать вместо 426 км целых 482,8 (по оценке американского транспортного агентства). Неплохо, но на прорыв не тянет. Как похвастался Илон Маск, в прохладную погоду можно будет доехать без подзарядки из Сан-Франциско до Лос-Анджелеса. Да, Дэвид Медкальф из Флордиды проехал на Tesla Model S 682 км, только вот ушло у него на это 17 часов! Надо бы спросить у Илона, а сам-то он готов потратить на дорогу из ЛА до Сан-Франциско 17 часов?

    Сейчас ведутся масштабные работы по замене графитового анода в литий-ионных батареях, что вроде бы серьезно их «усилит», но по сути это лишь модернизация аккумуляторов, изобретенных в 70-х годах пришлого века. И многие аналитики рынка уверены, что пока не будет изобретена батарея на основе совершенно иных химических реакций – электрокары так и останутся нишевым продуктом. Везде. А в Украине в 2020 году – уже нет? Смешно.

    Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





    • CrazyVad

      Ох уж эти хейтеры…
      Народ РЕАЛЬНО покупает электрокары в Украине. Даже при тех раскладах, которые есть.
      А 400 км в день даже не все таксисты проезжают.
      Будущее электромобилей в Украине есть. Вот если бы хотя бы пошлины снизить…

      • Олексій Я.

        вот и я думаю, что автор лукавит!

        • Виталий Новак

          Автор — может быть. Цифры — нет.

      • Виталий Новак

        Да кто ж спорит! Конечно, есть. Дело только в объемах и сроках. Мы действительно по темпам роста продаж электромобилей опережаем чуть ли не всю Европу. К сожалению, сейчас точной статистики нет, данные очень разнятся, ждем полный отчет от Autoconsulting. Но в первом полугодии доля электромобилей в общем объеме продаж в Украине составила 0,7%. То есть за три года нам надо ускориться в двадцать раз. Вы реально в это верите? Хотел бы я быть таким оптимистом. Рынок новых авто в 2016 — 65 тыс. По вторичке опять же точных данных пока нет, примерно 15 тыс. первых регистраций (не считая тысяч и тысяч, ввезенных как «временные»). Допустим, все у нас будет хорошо-хорошо, и в 2020-м рынок в общем будет… ну, скажем 250 тыс., новых и бу. 15% — 37 500 электрокаров. Это примерно столько же, сколько на сегодня вообще стоит на учете электромобилей в Норвегии и Франции одновременно(!) — а это самые «электрифицированные» страны Европы. Догоним и перегоним?

        • CrazyVad

          Да зачем нам за кем-то гнаться? Вы еще влажные мечты Минздрава почитайте. Речь идет о сокращении налогового бремени. В Украине УЖЕ есть люди готовые покупать электромобили. Такие как есть, даже б/у Лифчики с несвежими батареями. Им не нужно даже помогать — просто не нужно мешать. А если еще дать льготы людям, которые организуют заправки — вообще отлично. Под ЕВРО 2012 давали же льготы отельерам? Почему не сделать то же для желающих купить электромобиль?
          А все прогнозы экспертов — вещь изменчивая и неблагодарная, особенно в стране где так часто все меняется.

          • Виталий Новак

            А, вы в этом смысле. Министрам можно говорить что угодно, потому что через три года все равно никто не вспомнит. А так да, электричество — это гут

      • Lenin

        Пошлин на электромобили сняли в 1 января 2016 года. Остался только НДС, даже пенсионный фонд и тот снят

    • Владимир Кулик

      Для объективности нужно добавить, что переломный год только сейчас по двум причинам: Первая — появился автомобиль за 35 000 с пробегом более 400 км. Вторая — сейчас активно очень многие вложились в выпуск и разработку аккумуляторов, что и составит основным фактором снижения стоимости как и количества электромобилей. Поэтому вопрос не в Обаме, а в том…что одного желания мало. Элон Маск итак сделал больше чем многие — открыв патенты и дав пинок под зад глобальным концернам. Так, что всё будет хорошо. А с Украиной тут вопрос простой…те кто уже понимает с точки зрения коммерции стоимость владения автомобилем при доступности на рынке авто уже даже за 35 000 с пробегом более 400 сделают свой выбор. Ждать от власти чудес не стоит…там нужно ещё придумать как на этом заработать под красивым поводом. Или в ВР есть масса желающих терять деньги на бизнесе с нефтепродуктами. Процесс уже не остановить в любом случае.

      • Виталий Новак

        Согласен, но есть одно «но»: «вложиться» и «получить результат» — немного разные вещи, о чем я, собственно, и говорил. Если вложения дадут реальный рывок — да, но пока, увы, никаких предпосылок к этому нет. А патенты, открытые Маском… Есть данные хотя бы по одной крупной компании, которая этими патентами воспользовалась? Я не нашел.
        А вот про то, что ждать чудес от власти не стоит — тут уж точно не поспоришь.

      • Роман Мельниченко

        Вы говорите о электромобиле за 35 000 с пробегом 400 км — Тесла Модел 3? Так где этот электромобиль? Серийный, готовый, чтобы я пошел и купил? Нет его. Пока к нам доедет — будет 50 000 и 2018 год.
        На счет того, что Маск дал пинок — вот здесь сильно согласен: многие традиционные авто-компании взялись за электромобили и через 2-3-5 лет их будет много — таки да, похоже, что процесс уже не остановить.

    • да бес с ними с этими датами — мы что на забеге а 2020 это финиш типа? ЛУЧШЕ Б ИНФРАСТРУКТУРУ ПОСТРОИЛИ А ТО СКОРО НЕ ТОЛЬКО эЛЕКТРО НО И НИ КАКИЕ МАШИНЫ НЕ НУЖНЫ БУДУТ!!! Лично у меня было три авто , одно продали за ненадобностью , второе из за недостатка средств на содержание , а на третьем ездим и вот это последний автомобиль который у меня будет в жизни во первых из за того, что ездить стало невыносимо дорого и неприятно(((сейчас даже езда по городу вызывает стресс- а за городом и вовсе панический страх охватывает — побомблено хуже чем в берлине в 45м))) , во вторых нужны средства на содержание, а если вернут ТО — эту гребаную кормушку — то продам машину первому попавшемуся(дураку) с огромной скидкой — дабы скинуть камень с плеч !!! и вообще после своего авто — автомобиль который я бы хотела купить после должен быть только электрический ! но в наших условиях и моими конкретно доходами (скорее их отсутствием) электрической эры мне уже не видать … думаете будет лучше? думайте , но исходя из жизненного опыта могу сказать что жизнь это затяжные периоды упадка и ухудшения и короткие в пару лет «окна» просветы — моменты улучшения …как то так — то есть если создать график благополучия на подобие климатической карты то получается что в отношении благополучия мы живем за полярным кругом — где зима холод голод и упадок занимают большую часть годичного цикла …

      • Виталий Новак

        Mitra Aone, я прекрасно понимаю ваше негодование, но что-то вы уж совсем пессимистично… Может, не все так плохо? Ну как-то с таким настроением все уж очень бесперспективно. По структуре — совершенно верно, но я собственно и писал о том, что минифраструктуры обещает в рекордные сроки всеобщую электрификацию, тогда как это маловероятно и для нас, увы, не актуально.

    • Вячеслав Полтавец

      Электромобиль для Украины — это уже не будущее ,это реалии сегодняшнего дня . И не беда , что большинство электромобилей у нас — это б/у из Штатов или Европы , главное то , что человек поездивший на электромобиле , уже не сможет ездить на ДВСе по многим причинам . Не имея возможности (или желания) купить готовый электромобиль , я имею два электромобиля , сделанных собственными руками , на которых я проехал в общей сложности более 130 тыс км . Не трудно подсчитать , сколько нефтяного топлива я не «спалил» . И при имеющихся трудностях с зарядками и ограниченной дальностью пробега (до 200 км) , я на своих электромобилях объездил практически всю Украину , от Чернигова до Крыма , от Харькова до Чопа , даже в Польше и Словакии успел побывать , и хочу сказать , что там ситуация значительно хуже , чем в Украине . Все , что мы сейчас имеем в области электромобилизации Украины , сделано не благодаря , а вопреки государству . Наш народ сможет все , главное — не мешать . И я приветствую те шаги , которые делаются на уровне правительства (впервые в истории ).