Электромобили: обещанного три года ждут?
Наше министерство инфраструктуры считает, что Украина может стать одним из мировых лидеров по проценту электромобилизации. Наивность или неудачный пиар?
Владимир Омелян, министр инфраструкутры Украины, пообещал, что в 2020 году 15% авторынка Украины буду занимать электромобили. Очень круто – с учетом того, что до обозначенного срока осталось три года. Нет, и за три года можно наворотить много чего, но у нас, как правило – развалить, а вот построить… Господин министр наверняка знает, что говорит, и точно хорошо знаком с цифрами. Например, с тем, что сегодня в Норвегии доля электромобилей в общем объеме продаж новых авто составляет 17,1%. И это самый высокий процент в Европе.
В Норвегии поддержка электромобилей ведется мощнейшим образом на государственном уровне, а во главе угла стоит не принцип экономической целесообразности, а забота об окружающей среде, раздутая порой до абсурда. А в Германии, где также есть государственная поддержка эко-программ, на долю электромобилей приходится… 0,7%. Немцы консервативны? Да. А еще они очень бережливы, и тщательно планируют расходы, и то, что не рационально с точки зрения семейного бюджета, банально не находит реализации.
Да, мы не столь консервативны. Зато бережливы поневоле – у нас просто нет денег для покупки машин, переплата за которые отобьется очень и очень не скоро. Владимир Омелян, конечно, пообещал субсидирование приобретения электромобилей и фактически проанонсировал появление украинского электрокара, но во-первых, пообещать – не значит жениться, а во-вторых, о создании отечественно электрокара до 2020 года (не погремушки с батарейкой, а нормального конкурентного автомобиля) смешно и говорить.
Никто не идеален: например, Барак Обама в 2008-м пообещал, что к 2015 году в Америке будет продан аж миллион электрокаров. У него было не три года, а шесть, но тоже не сложилось: к началу 2016 года в США было реализовано около 400 тыс. электромобилей, да и то в основном в Калифорнии – единственном штате, в котором действительно есть нормальная сеть электрозарядок. А в 2016-м и вовсе начались траблы – спрос на электромобили начал резко падать. Причина банальна – эти машины все еще компромиссны по функциональности по сравнению с обычными авто с ДВС, а бензин начал активно дешеветь…
В целом в Европе доля электромобилей на сегодня составляет 1,7% и есть два сценария развития событий, как обычно, оптимистичный и пессимистичный. В первом к 2020 году эта доля увеличится до 5% (!), и к 2025 году – до 15%. Во втором – 15% к 2030 году, то есть через десять лет после того, как в Украине уже все будет. И лично мне этот пессимистичный сценарий, уж простите, кажется излишне оптимистичным. Попробуйте забить в Google «избретен новый вид батарей». Новостей – море, батарей – нет. Литий-ионные аккумуляторы, устанавливаемые сегодня на все электрокары, если и не полностью исчерпали свой потенциал, то находятся на грани.
Та же Tesla с новым типом батареек, представленным только в августе этого года, может проехать вместо 426 км целых 482,8 (по оценке американского транспортного агентства). Неплохо, но на прорыв не тянет. Как похвастался Илон Маск, в прохладную погоду можно будет доехать без подзарядки из Сан-Франциско до Лос-Анджелеса. Да, Дэвид Медкальф из Флордиды проехал на Tesla Model S 682 км, только вот ушло у него на это 17 часов! Надо бы спросить у Илона, а сам-то он готов потратить на дорогу из ЛА до Сан-Франциско 17 часов?
Сейчас ведутся масштабные работы по замене графитового анода в литий-ионных батареях, что вроде бы серьезно их «усилит», но по сути это лишь модернизация аккумуляторов, изобретенных в 70-х годах пришлого века. И многие аналитики рынка уверены, что пока не будет изобретена батарея на основе совершенно иных химических реакций – электрокары так и останутся нишевым продуктом. Везде. А в Украине в 2020 году – уже нет? Смешно.