Виталий Новак

    Автомобильный журналист

    Электромобили: обещанного три года ждут?

    9

    Наше министерство инфраструктуры считает, что Украина может стать одним из мировых лидеров по проценту электромобилизации. Наивность или неудачный пиар?

    Владимир Омелян, министр инфраструкутры Украины, пообещал, что в 2020 году 15% авторынка Украины буду занимать электромобили. Очень круто — с учетом того, что до обозначенного срока осталось три года. Нет, и за три года можно наворотить много чего, но у нас, как правило — развалить, а вот построить… Господин министр наверняка знает, что говорит, и точно хорошо знаком с цифрами. Например, с тем, что сегодня в Норвегии доля электромобилей в общем объеме продаж новых авто составляет 17,1%. И это самый высокий процент в Европе.

    В Норвегии поддержка электромобилей ведется мощнейшим образом на государственном уровне, а во главе угла стоит не принцип экономической целесообразности, а забота об окружающей среде, раздутая порой до абсурда. А в Германии, где также есть государственная поддержка эко-программ, на долю электромобилей приходится… 0,7%. Немцы консервативны? Да. А еще они очень бережливы, и тщательно планируют расходы, и то, что не рационально с точки зрения семейного бюджета, банально не находит реализации.

    Да, мы не столь консервативны. Зато бережливы поневоле – у нас просто нет денег для покупки машин, переплата за которые отобьется очень и очень не скоро. Владимир Омелян, конечно, пообещал субсидирование приобретения электромобилей и фактически проанонсировал появление украинского электрокара, но во-первых, пообещать – не значит жениться, а во-вторых, о создании отечественно электрокара до 2020 года (не погремушки с батарейкой, а нормального конкурентного автомобиля) смешно и говорить.

    Никто не идеален: например, Барак Обама в 2008-м пообещал, что к 2015 году в Америке будет продан аж миллион электрокаров. У него было не три года, а шесть, но тоже не сложилось: к началу 2016 года в США было реализовано около 400 тыс. электромобилей, да и то в основном в Калифорнии – единственном штате, в котором действительно есть нормальная сеть электрозарядок. А в 2016-м и вовсе начались траблы – спрос на электромобили начал резко падать. Причина банальна – эти машины все еще компромиссны по функциональности по сравнению с обычными авто с ДВС, а бензин начал активно дешеветь…

    В целом в Европе доля электромобилей на сегодня составляет 1,7% и есть два сценария развития событий, как обычно, оптимистичный и пессимистичный. В первом к 2020 году эта доля увеличится до 5% (!), и к 2025 году – до 15%. Во втором – 15% к 2030 году, то есть через десять лет после того, как в Украине уже все будет. И лично мне этот пессимистичный сценарий, уж простите, кажется излишне оптимистичным. Попробуйте забить в Google «избретен новый вид батарей». Новостей – море, батарей – нет. Литий-ионные аккумуляторы, устанавливаемые сегодня на все электрокары, если и не полностью исчерпали свой потенциал, то находятся на грани.

    Та же Tesla с новым типом батареек, представленным только в августе этого года, может проехать вместо 426 км целых 482,8 (по оценке американского транспортного агентства). Неплохо, но на прорыв не тянет. Как похвастался Илон Маск, в прохладную погоду можно будет доехать без подзарядки из Сан-Франциско до Лос-Анджелеса. Да, Дэвид Медкальф из Флордиды проехал на Tesla Model S 682 км, только вот ушло у него на это 17 часов! Надо бы спросить у Илона, а сам-то он готов потратить на дорогу из ЛА до Сан-Франциско 17 часов?

    Сейчас ведутся масштабные работы по замене графитового анода в литий-ионных батареях, что вроде бы серьезно их «усилит», но по сути это лишь модернизация аккумуляторов, изобретенных в 70-х годах пришлого века. И многие аналитики рынка уверены, что пока не будет изобретена батарея на основе совершенно иных химических реакций – электрокары так и останутся нишевым продуктом. Везде. А в Украине в 2020 году – уже нет? Смешно.

    Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте, Viber и Telegram: все самые важные автомобильные события в одном месте.





    • CrazyVad

      Ох уж эти хейтеры…
      Народ РЕАЛЬНО покупает электрокары в Украине. Даже при тех раскладах, которые есть.
      А 400 км в день даже не все таксисты проезжают.
      Будущее электромобилей в Украине есть. Вот если бы хотя бы пошлины снизить…

      • Олексій Я.

        вот и я думаю, что автор лукавит!

        • Виталий Новак

          Автор — может быть. Цифры — нет.

      • Виталий Новак

        Да кто ж спорит! Конечно, есть. Дело только в объемах и сроках. Мы действительно по темпам роста продаж электромобилей опережаем чуть ли не всю Европу. К сожалению, сейчас точной статистики нет, данные очень разнятся, ждем полный отчет от Autoconsulting. Но в первом полугодии доля электромобилей в общем объеме продаж в Украине составила 0,7%. То есть за три года нам надо ускориться в двадцать раз. Вы реально в это верите? Хотел бы я быть таким оптимистом. Рынок новых авто в 2016 — 65 тыс. По вторичке опять же точных данных пока нет, примерно 15 тыс. первых регистраций (не считая тысяч и тысяч, ввезенных как «временные»). Допустим, все у нас будет хорошо-хорошо, и в 2020-м рынок в общем будет… ну, скажем 250 тыс., новых и бу. 15% — 37 500 электрокаров. Это примерно столько же, сколько на сегодня вообще стоит на учете электромобилей в Норвегии и Франции одновременно(!) — а это самые «электрифицированные» страны Европы. Догоним и перегоним?

        • CrazyVad

          Да зачем нам за кем-то гнаться? Вы еще влажные мечты Минздрава почитайте. Речь идет о сокращении налогового бремени. В Украине УЖЕ есть люди готовые покупать электромобили. Такие как есть, даже б/у Лифчики с несвежими батареями. Им не нужно даже помогать — просто не нужно мешать. А если еще дать льготы людям, которые организуют заправки — вообще отлично. Под ЕВРО 2012 давали же льготы отельерам? Почему не сделать то же для желающих купить электромобиль?
          А все прогнозы экспертов — вещь изменчивая и неблагодарная, особенно в стране где так часто все меняется.

          • Виталий Новак

            А, вы в этом смысле. Министрам можно говорить что угодно, потому что через три года все равно никто не вспомнит. А так да, электричество — это гут

    • Владимир Кулик

      Для объективности нужно добавить, что переломный год только сейчас по двум причинам: Первая — появился автомобиль за 35 000 с пробегом более 400 км. Вторая — сейчас активно очень многие вложились в выпуск и разработку аккумуляторов, что и составит основным фактором снижения стоимости как и количества электромобилей. Поэтому вопрос не в Обаме, а в том…что одного желания мало. Элон Маск итак сделал больше чем многие — открыв патенты и дав пинок под зад глобальным концернам. Так, что всё будет хорошо. А с Украиной тут вопрос простой…те кто уже понимает с точки зрения коммерции стоимость владения автомобилем при доступности на рынке авто уже даже за 35 000 с пробегом более 400 сделают свой выбор. Ждать от власти чудес не стоит…там нужно ещё придумать как на этом заработать под красивым поводом. Или в ВР есть масса желающих терять деньги на бизнесе с нефтепродуктами. Процесс уже не остановить в любом случае.

      • Виталий Новак

        Согласен, но есть одно «но»: «вложиться» и «получить результат» — немного разные вещи, о чем я, собственно, и говорил. Если вложения дадут реальный рывок — да, но пока, увы, никаких предпосылок к этому нет. А патенты, открытые Маском… Есть данные хотя бы по одной крупной компании, которая этими патентами воспользовалась? Я не нашел.
        А вот про то, что ждать чудес от власти не стоит — тут уж точно не поспоришь.

      • Роман Мельниченко

        Вы говорите о электромобиле за 35 000 с пробегом 400 км — Тесла Модел 3? Так где этот электромобиль? Серийный, готовый, чтобы я пошел и купил? Нет его. Пока к нам доедет — будет 50 000 и 2018 год.
        На счет того, что Маск дал пинок — вот здесь сильно согласен: многие традиционные авто-компании взялись за электромобили и через 2-3-5 лет их будет много — таки да, похоже, что процесс уже не остановить.