X

Электромобили. Удобное средство передвижения или символ эры?

Вдогонку к интервью директора компании Toyota Такеши Учиямада… И, конечно, снова об электромобилях. Точнее, о перспективах их как замены автомобилей с ДВС.

“Законы и правила, которые стимулируют развитие электрических транспортных средств, вступают в силу в таких местах, как Китай и США. У производителей электромобилей не будет никакого выбора, кроме как производить электрические транспортные средства или выйти из бизнеса. Toyota не является исключением, но мы скептически относимся к мнению, что будет быстрый переход к чисто электрическим транспортных средствам”, – считает глава Toyota.

Кстати, интересно: почему электрификацию пытаются начать с частных автомобилей, а не, например, городских автобусов? Хотя, казалось бы, объект идеальный. Не работает ночью – есть время для заряда. Большая площадь пола – есть место для размещения под ним батарей. Большой дневной пробег именно в городе (пресловутая экология). Небольшая скорость и отсутствие необходимости резкого разгона – можно обойтись двигателем сравнительно небольшой мощности. Что ещё увеличит запас хода при имеющейся батарее. При этом городА и так покупают эти автобусы достаточно дорого. И есть возможность пиара на экологии именно для городских властей. Вот и начинали бы… Но начинают не с них, а с нас… С чего бы?

Но вернёмся к нашим проблемам.

Итак, основная проблема – время заряда. Даже не пробег как таковой. Поскольку есть масса, например, мотоциклов с пробегом километров 200 на одном баке. И это не мешает их спокойно эксплуатировать, пока заправка занимает минуты, а не часы или десятки минут. А вот такие остановки на каждой “заправке” уже серьёзно ограничивают мобильность. То есть то, ради чего покупатель автомобиля тратит деньги.

“Тесла” (правда, пока это единственный случай, относящийся только к одной модели) имеет пробег в идеальных условиях около 500 км. То есть в не идеальных (если не ездить постоянно газ в пол) 350-400, что, в принципе, сравнимо с пробегом на одной заправке обычного бензинового авто. Правда, пока это единственный случай, и по очень высокой цене (если новая). Но этот случай мы можем использовать для нашего анализа.

Итак, производитель заявляет, что они сумели добиться зарядки аккумулятора на 80% за 20 минут. То есть на 300-400 км. Кто-то считает, что достаточно. Лично для меня через каждые 300 км останавливаться на целых 20 минут – в дальней поездке недопустимо. (Тем более что сама машина по степени комфорта позволяла бы долго ехать без длительных остановок для отдыха.) Но предположим даже, что само по себе нас это устраивает.

Считаем. На сегодняшний день максимальная ёмкость аккумулятора – 100 квт (TESLA MODEL S P100D). чтобы зарядить эту батарею на 80 процентов за треть часа, нам нужно, чтобы мощность, подведённая к колонке, была, как минимум, 240 квт. Как минимум – потому, что аккумулятор может “брать” заряд нелинейно, и в какие-то моменты мощность нужна больше. Ну, пусть будет даже 250.

Берём небольшую нынешнюю АЗК на трассе на десять колонок. Чтобы заменить её, в случае, если все автомобили у нас заменены на электрические, нужно подвести 2500 квт, так? Нет, не так. Потому что если сейчас автомобиль проводит у колонки минут 5, то в нашем виртуальном варианте в идеале 20. А то и больше, если водителю ехать далеко, и он решил зарядиться не на 80%, а на 100. Чтобы не образовались очереди, нам нужно уже не 10 колонок, а как минимум – 40. Мощность, необходимая нам, – по минимуму 10000 квт. Это уже сравнимо с мощностью небольшой электростанции (которую на каждой заправке никто строить не будет). Конечно же, никакими солнечными батареями на крыше это не обеспечить.

То есть нам нужны ЛЭП к каждой такой станции. И соответствующие генерирующие мощности. Причём тот факт, что будет время, когда все колонки не заняты, нам не спасёт. Ибо проектируем станцию исходя именно из необходимости её функционирования в моменты, когда все заняты…

Кстати говоря, нам нужны ещё и участок земли в 4 раза больше, чем на существующих станциях, и помещение в 4 раза больше (а фактически ещё больше), чтобы водители и пассажиры машин, которые заряжаются, могли провести там время и не чувствовать дискомфорта (на обычных заправках даже сейчас иногда толпа в помещении). А это всё – расходы на инфраструктуру…

Мало того. Какие поля создадут и ЛЭП, которая подходит к нашей станции, и её собственное оборудование? Как бы на ноутбуке, оставленном в машине, жёсткий диск не размагнитился 🙂 Это шутка. Но вот мы десятками минут находимся фактически в непосредственной близости от ЛЭП. Ближе, чем если у нас провода над головой в десятке метров… Что, как считается, для здоровья, не полезно. А персонал нашей АЗК находится там часами.

А если нам нужно заменить более крупную заправку, колонок на 30, какие встречаются на наших трассах?

Кончается это тем, что к нам приходят всё те же самые “зелёные” с жалобами, что поле влияет на ориентацию перелётных птиц (они уже такие претензии к аэропортовским и военным радарам высказывали) или ещё на что-нибудь, включая здоровье. Помните истерию по поводу вышек мобильной связи..? К ним присоединяются всякого рода леваки, защищающие интересы “работающих во вредных условиях” сотрудников нашего АЗК. А в пост-советских реалиях – ещё и жители окрестных домов, убеждённые, что это из-за “нашего” вредного излучения у них в радиусе пяти километров скотина дохнет и телевизоры из строя выходят.

Ах, да. Зарядные станции нам нужны не только на трассах, но и в городе, по той простой причине, что живущим в многоквартирных домах автовладельцам заряжаться негде в большинстве случаев. Мало у кого есть свой гараж. И наши “любимые” экологи начинают возмущаться полями от этих станций и от большого количества самих электромобилей (нам обязательно расскажут, что электромобиль создаёт поле, даже когда неподвижен, что в их окружении находиться опасно, и т.п.), как сейчас они возмущаются “вредными выбросами в атмосферу”. Ибо они всегда найдут чем возмущаться…. И мы окажемся там же, откуда начинали. Точнее, в худшем положении, потому что необходимые остановки на десятки минут после нескольких сот километров пути у нас остаются. (А если сделают аккумуляторы, заряжающиеся за пять минут? А тогда и требуемая мощность возрастёт в 4-10 раз! Со всеми вытекающими проблемами.)

Окажемся, если не поймём, что совершенно ЛЮБАЯ деятельность человека так или иначе меняет окружающую его среду (как. впрочем, и деятельность любого организма). И это нужно принять как данность. А идеологию, призывающую ради “борьбы” с этим идти на серьёзные изменения образа жизни и/или непроизводительные (в плане удовлетворения потребностей самого человека) затраты, объявить столь же античеловеческой, вредной и несущей угрозу прогрессу, как коммунистическая и нацистская.

Иначе – прямой путь нам обратно в пещеры…