X

Почему Киеву никогда не стать городом велосипедов

Станет ли Киев “городом велосипедов”, или почему Киев не Амстердам?

Некоторое время назад меня весьма озадачило одно заявление, прозвучавшее из уст уважаемого человека, которого мы все знаем как в качестве гордости отечественного спорта, так и всенародно избранного столичного мэра, гласившее о том, что одна из целей его администрации — сделать Киев «современным велосипедным городом».

Признаться, к заявлениям некоторых профессиональных политиков, зачастую ради поднятия рейтинга с серьезным видом «несущих» откровенную несуразицу, я уже давно выработал иммунитет. Но тут, очевидно, «картина» иная — человек в политике присутствует не так давно, прожил много времени в западной Европе и приобрел соответствующий менталитет, да и что бы там не говорили недоброжелатели — личность весьма рассудительная и достаточно интеллектуальная.

Перед глазами сразу всплыла идиллическая картинка старинных каналов Амстердама, вдоль которых по брусчатым улочкам «проплывает» масса людей на велосипедах —  мужчин и женщин, старых и молодых, в деловых костюмах и панковском «прикиде». Улицы с брусчаткой, деловые костюмы и даже Русановский канал в наличии и у нас — так может, градоначальник и его команда «имеют рацию», и в перспективе можно сделать так, чтобы большинство киевлян с удовольствием пересело с механических «железных коней» на легкие и юркие велосипеды? Что ж, попробуем разобраться.

Действительно ли вся городская Европа массово ездит на велосипедах? Как это нередко бывает, оказывается, всё не столь однозначно. Да, в Нидерландах и Дании, а также в прибрежных курортных городах южной Европы и небольших уютных городках по всему континенту велосипедистов много, для них создается инфраструктура и зачастую предоставляются преимущества. Но те, кто бывал, предположим, в Риме или Лондоне, не мог не заметить — велосипедистов там в общегородских потоках сравнительно немного, и это в основном спортсмены, туристы или «энтузиасты». Но в чем же дело?

В первом случае нишу легкого личного транспорта вместо велосипедов заняли мотороллеры разных типов и стоимости. Причина такого положения дел проста — Рим, точно так же, как и наш Киев, построен на холмах, а крутить педали при езде в гору занятие весьма утомительное даже для здоровой молодёжи, не говоря уже о людях за 40-50 с «букетом» возрастных недугов.

В то же время, в отличие от Рима у нас двухколесная мототехника также не будет «панацеей» – ибо использовать её круглый год невозможно из-за фактора, о котором мы поговорим ниже.  Что же до Лондона, то хотя его и не назовешь холмистым городом, но тут вступает в силу фактор расстояния. Если площадь «велосипедной столицы мира» – Амстердама составляет всего 219 кв. км., то Лондона — все 1706, то есть почти в 8 раз больше! Становится понятным, что перемещаться на такие расстояния с помощью мускульной силы и физически для большинства невозможно, и потери времени неприемлемы. Площадь же Киева составляет 847 кв.км., что эквивалентно четырем (!) Амстердамам. Как говорится, комментарии излишни.

Хорошо, скажут убежденные поклонники велосипедов — ведь не всем ехать из одного конца города в другой? Да, в этом они правы, но у нашей столицы есть и другие особенности, отнюдь не благоприятствующие ежедневным велопоездкам на  работу, а не короткой прогулки ради. И первая из них банальна: суровая, как для Европы, зима. Если в Амстердаме средняя температура января составляет 3,7 градусов выше нуля, в Копенгагене и Лондоне 1 и 5 градусов с плюсом по Цельсию соответственно, то в Киеве этот показатель –  3,5 градуса мороза! А для обычного человека, а не увлеченного спортсмена, ехать на велосипеде в мороз — ещё то «удовольствие», причем удовольствие еще и опасное: сочетание ледяной корки и двух колес вряд ли способствуют устойчивости, даже с очень дорогой, тяжелой и быстро изнашивающейся на городском асфальте шипованной велорезиной.

К тому же, тем, кто не был в тех же Нидерландах зимой (а, я признаться, тоже не был) стоит посмотреть сюжеты о городе — даже при их плюсовой температуре в холодное время года, «ездоки» на двух колесах часто выглядят замерзшими и даже простуженными, далеко не эстетично кутая рот и нос в тёплые шарфы и платки. Стоит ли сомнительное «удовольствие» зимней поездки на велосипеде подорванного здоровья и трат на лекарства? Вопрос риторический. А если ездить лишь в теплое время, тогда велосипед уже не будет полноценным транспортом «на каждый день», а останется лишь тем, чем он сейчас есть — снарядом для спортивных занятий и получения удовольствия.

К данному аргументу примыкает еще одна сугубо киевская проблема для велосипедиста — мосты, расположенные на большой высоте над руслом Днепра, и как следствие, «продуваемые всеми ветрами» не только зимой, но и в банальную летнюю непогоду: даже при постройке по ним велодорожек (в возможности чего я сильно сомневаюсь, разве что вместо ставших давно притчей во языцех так называемых «полос для общественного транспорта») сохранить устойчивое положение на велосипеде в этом случае по силам лишь тренированному спортсмену, но никак не обычному горожанину.

Ладно, пускай гражданин потратил кучу денег на хороший велосипед (а стоит он как иной б/у автомобиль) и фирменную зимнюю резину, утепляющую и защитную экипировку, обладает от природы богатырской силой и здоровьем, прошел курс обучения езде в экстремальных условиях у модного велотренера (что уверен, тоже стоит весьма немалых денег), и выбрался утром на работу в офис. Стоп! А во многих ли киевских офисах имеется душ и раздевалка, чтобы после долгой поездки (в большинстве случаев, преодолев упомянутые ранее киевские подъемы), извиняюсь за натурализм, смыть с себя семь сошедших потов и переодеться в чистую сорочку и костюм согласно правилам дресс-кода? Вернее, перефразирую даже так — найдется ли в Киеве хотя бы несколько офисов с этими необходимыми для велосипедиста «принадлежностями»? Сомневаюсь, более того — уверен, что даже в суперсовременных офисных центрах хотя бы одну раздевалку на несколько комнат вряд ли возможно устроить просто конструктивно.

Нет, существуют, конечно, офисы, переоборудованные из бывших квартир, где теоретически может сохраниться ванная комната с подведённой горячей водой — но это поможет, если велосипедист среди сотрудников один. Но мы же «равняемся на Амстердам», верно? Так вот представьте себе, что будет, если все сотрудники на 9-00 приедут на работу на велосипедах, а душ — один? На сколько часов растянется очередь, когда начнется рабочий день и как долго у работодателя хватит терпения выдерживать подобный, извиняюсь за выражение, «цирк»? Кто-то, как правило, совсем не знакомый с киевской жизнью, наверняка спросит – «А почему дорога долгая? Ведь в Амстердаме…» – так вот, дружище, Киев не Амстердам.

Во многих старых, тем более не очень больших по площади европейских городах рабочие места — офисы компаний распределены среди жилых кварталов более-менее равномерно, но в Киеве (это обусловлено историческими причинами) деловой центр, равно как правобережные окраинные бывшие промзоны (где тоже немало фирм и складов) расположены отдельно от жилых «спальных районов», львиная доля которых находится на другом берегу Днепра, за десятки километров от рабочих мест.

Кстати, нечто похожее можно наблюдать и в Лондоне, который, как уже упоминалось выше, вряд ли можно назвать городом «победившего велосипеда» – хотя в своё время велосипед начал свой «триумфальный путь» по миру именно оттуда. Итак, мы с вами, уважаемые читатели, перечислили и проанализировали только лишь основные, «лежащие на поверхности» – но объективные и вряд ли устранимые в обозримой перспективе причины того, что Киев практически невозможно превратить в город, где основным личным транспортом будет велосипед — и примеры некоторых европейских городов совершенно не подходят для наших реалий.

Искренне надеюсь, что наш уважаемый градоначальник обсудит этот вопрос с по-настоящему опытными экспертами, способными видеть не только европейские идеи, но и отечественные реалии, и примет взвешенное и разумное решение — так ли уж необходима в Киеве велосипедная инфраструктура по типу Амстердама, если пользоваться ей будет мизерное количество горожан, а вот проблемы и неудобства она может создать для многих.