X

Подарок «под елку» от ВРУ

Подарки, как известно, бывают разные.  В том числе - ожидаемые и неожиданные. Это в полной мере можно отнести и к пресловутому «розничному акцизу», история введения и последующих модификаций которого насчитывает долгие два года функционирования рынка подакцизных товаров в Украине.

Одно название этого дополнительного налога на потребителя в начале 2015 года поставило в тупик людей, познания в экономике которых находились чуть выше уровня понимания формулы «купил-продал-наварил». С другой стороны, если вспомнить как и когда был предложен этот налог, то ничего другого ожидать и не приходилось. Впрочем, давайте все по порядку.

Итак, шла  очередная «бюджетная ночь» в стенах ВРУ на рубеже 2014-2015 г.г. На фоне политической истерии «децентрализации власти», происходила судорожная передача властных полномочий «местным громадам» по строительству дорог, финансированию здравоохранения, образования и прочих «малооткатных» статей расходной части Госбюджета.

В последний момент, в минуты редкого просветления здравого смысла, в Минфине вдруг спохватились, что в суматохе совершенно не предусмотрели источник финансирования этих полномочий. Традиционно эту «дырку» в финансировании местных бюджетов решили закрыть за счет введения дополнительного налога на конечного потребителя. Вот так и родилась идея введения  акциза на розничную продажу подакцизной же группы товаров.

Явная же тавтология  («акциз на акциз») самого определения нововведенного налога никого особенно не смутила: в то же самое время был введен запрет на продажу алкоголя в буфете Верховной Рады и Кабмина, так что огромной части госслужащих и парламентариев было не до определений, как я понимаю.

Одним словом, депутатский корпус, не приходя в сознание, дружно проголосовал за этот налог и спокойно разъехался по местам рождественского отдыха, где их ожидали гостеприимные отели «олл инклюзив». «Похмелье» наступило чуть позже, когда выяснилось, что ни рынок, ни фискальная служба не готовы к реализации предложенных 5% сборов с розничной цены.

Программное обеспечение кассовых аппаратов (у кого они были!) напрочь отказывалось вычислять эти 5% , а тем более – печатать эту сумму в фискальных чеках отдельной строкой. Весь 2015 год ГФС пыталась понять, как все же администрировать этот «акциз на акциз», а огромная армия торговцев изобретала совершенно уникальные методы уклонения от его уплаты.

Местные же бюджеты напрасно готовили свои «закрома Родины» для приема виртуальной денежной массы, так как памятуя крылатое выражение ныне живущего «классика» оптимизации налоговых обязательств в Украине «все налоги платят только трусы и дураки», торговцы ни теми, ни другими себя считать не желали. И не платили.

Таким образом, недобросовестные трейдеры получили огромное, совершенно не конкурентное, преимущество перед добросовестными операторами. К слову сказать, в зависимости от курса гривна/евро, в денежном выражении это преимущество составляло от 0,85 до 1,27 грн/литр, что, как вы понимаете, почти вдвое превышает желаемый заработок операторов, которые привыкли платить все налоги.

Совершенно понятно, что такая ситуация способствовала быстрому росту теневого сегмента, и в столице, как грибы после дождя, начали появляться все новые и новые «наливайки». В свою очередь, ценовой демпинг «серого» рынка привел к переходу большой части потребителей в сторону нелегальных операторов, а это существенно уменьшило поступления и в Госбюджет.

В течение всего 2015 года  совместными усилиями  легальной части операторов рынка  нефтепродуктов и Минфином велась непрерывная работа с целью усовершенствования администрирования розничного акциза.

Результатом этой работы стали принятые на 2016 бюджетный год изменений в Налоговый Кодекс, которыми вместо абсолютно не администрируемых 5% была введена твердая ставка в 4,2 евроцента с каждого проданного литра. Это несколько улучшило ситуацию, но основной «перекос» в конкурентных возможностях легальной и не легальной части рынка все же остался и «кошмарил» менеджмент легальных операторов рынка нефтепродуктов практически весь 2016 год.

За этот период ГФС окончательно «расписалась» в своей полной неспособности эффективного администрирования этого налога, что и не удивительно, так как начисление и уплата этого налога по-прежнему носили добровольно-декларативный характер, а точек администрирования только в рынке нефтепродуктов было более, чем 7 500 единиц.

Поэтому операторами рынка нефтепродуктов еще в апреле месяце было предложено перенести этот налог в базовую ставку, уменьшив таким образом количество точек администрирования до минимума : на границе (при импорте) и на производстве. Основное противодействие сначала оказывали представители местных территориальных громад, которые считали, что у них просто отнимают часть заработка.

После множества взаимных консультаций эти опасения были преодолены и из ярых противников переноса розничного акциза в базовую ставку мы приобрели в их лице союзников. Позиция же Минфина, которая периодически изменялась кардинально, сохраняла напряженность практически до момента голосования в ВРУ.

Что же мы ожидаем после принятия этих изменений в Налоговый кодекс?  Безусловно, высокие налоги (а в розничной цене на нефтепродукты их доля уже превысила стоимость самого топлива!) – не самый лучший способ «латания дыр» бюджета. Но, если уж эти налоги приняты и действуют в стране, то их должны платить все без исключения участники рынка.

В противном случае это приведет к различным перекосам, бурному развитию теневого сектора и созданию благоприятных условий для возникновения коррупции. Справедливости ради стоит отметить, что нам, как потребителям, с удовольствием пользующимся «пиратским» медиа-контентом в интернете и покупающим топливо без выдачи фискальных чеков, цены на 2-3 грн/литр нравятся намного больше.

При этом нас не очень заботит тот факт, что своими покупками такого топлива мы так или иначе стимулируем развитие нелегального оборота подакцизных товаров. И то сказать: за последние три года наша покупательская способность уменьшилась более, чем в 3 раза. Здесь поневоле задумаешься об альтернативном топливе или  дешевом бензине. Вправе ли мы осуждать их за это?

После всего того, что сотворили с ними наши правители – наверное все же нет. Соучастниками преступления (а неуплата налогов в цивилизованном мире считается именно преступлением, причем вторым по тяжести после умышленного убийства!) их вынудили стать обстоятельства.

И не их вина, что своими деньгами они «дэ-факто» стимулировали дальнейшее развитие нелегального сегмента рынка и, практически, «экономили» на покупке топлива исключительно за счет снижения уровня собственной социальной защищенности.

Что же в этой связи следует ожидать с 1 января 2017 года ?

Госбюджету : дополнительных поступлений от 2-х до 3-х млрд. грн для распределения Госказначейством по местным бюджетам, плюс – увеличение поступлений за счет увеличения продаж в легальном секторе.

Владельцам сетей АЗС/АГЗП : улучшение конкурентной среды за счет единых для всех условий и правил ведения бизнеса. Уменьшение ценового демпинга со стороны  теневого рынка.

Потребителям :  существенное уменьшения риска приобрести за свои деньги горючую смесь, не имеющей отношения к бензину и уменьшение опасности для себя и своего автомобиля во время заправки  сжиженным газом на «подзаборном» модуле.

Владельцам нелегальных точек продажи: конфискации оборудования и решения «самого гуманного в мире»…

Вот чего точно не следует ожидать, так это изменений в цене! По сути, розничный акциз просто перенесли в базовый, что никак не повлияет на стоимость топлива в рознице, которая уже и так давно превысила болевую грань нашей покупательской способности.

Остальное – зависит от политики НБУ. К сожалению, этот параметр нашему с вами прогнозу не подвластен. Придется и в дальнейшем только принимать во внимание текущий курс и делать корректировку будущих рисков.

Так что, с Новым годом и старыми проблемами вас, друзья!