Виталий Новак

    Автомобильный журналист

    Украинский автопром – простой рецепт выживания

    9

    Сегодня мне довелось побывать в посольстве Узбекистана в Украине. Красиво у них там – ковры, мозаика, мрамор, картины на стенах. В общем, примерно так я себе все и представлял.

    Но вот что касается самого Узбекистана – вообще все не так. Вот что вы знаете об это стране? Что Ташкент – город хлебный, Самарканд – красивый, что там растет хлопок, есть немного собственного газа и довольно много золота, а еще – самые вкусные в мире дыни и виноград. А, да, еще плов. Но оказывается, Узбекистан сегодня – самая индустриально развитая страна Центрально-Азиатского региона, и в 2016 году на долю промышленности в ВВП Узбекистана приходилось 24%. Это не так много, как в европейских странах, но для региона – мощно, и большую долю в промышленности занимает машиностроение, и автомобилестроение в частности. Подробнее – вот здесь.

    Практически экономическое чудо. Как? Все просто. Рецепт номер раз – от Посла Узбекистана в Украине, Алишера Абдуалиева. «Никаких оффшоров и серых схем» – это из его доклада о работе в Украине компании GM-Узбекистан. Странно, правда? У восточной компании, которая в нашем понимании просто обязана работать на условиях «ты мне – я тебе», получается, а у отечественных предприятий – нет.

    Украинский автопром

    Второй «рецепт» был получен уже в ответ на мой конкретный вопрос. Автомобилестроение Узбекистана полностью освобождено от налогов. То есть абсолютно. Потому что считается стратегически важным, способствующим развитию страны. Заградительные меры тоже есть, но Узбекистан является членом Таможенного союза, соответственно эти меры не касаются России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии, плюс страна имеет и двусторонние договоры о свободной торговле – например, с Украиной. Вот, собственно, и весь секрет. Серьезно. Заградительные меры в данной ситуации не важны – откуда еще в Узбекистан могут массово поставляться автомобили, как не из вышеперечисленных стран. Тот же украинский ZAZ Forza здесь достаточно популярен… Достаточно для того, чтобы быть заметным, но не достаточно, чтобы помешать узбекским заводам: производство локализовано внутри страны, налогов нет, цены перебить практически невозможно.

    Украинский автопром

    Мы все спорим, нужен ли нам свой автопром, и что еще нужно предпринять для того, чтобы он хоть как-то заработал. Вот вам живой пример: никакие заградительные пошлины и ограничения не дадут ничего, пока не будет нормальной, цивилизованной поддержки украинского автомобилестроения. Налоговые льготы, стабильное законодательство, равные возможности для всех, прозрачный инвестиционный климат, возможности для экспорта своей продукции за рубеж и никаких «заборов». А дальше уже потребитель сам выберет, что покупать – узбекский Ravon, украинский «Запорожец» или бэушную «Бэху». Все так просто.

    Украинский автопром

    Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





    • Michael Chuma

      У вас, ітарасів, загороджувальні податки були з 1997 року по 2013!!!
      Ви щось випустили крім Ланоса? В Узбекистані 6 моделей своїх випускають, і ще 30 завозних по нормальних цінах. Так що ідіть лісом, краще нехай прийдуть нормальні виробники. А прийдуть вони тоді, коли Васадзе і Святаш повністю збанкрутують. Вже недовго залишилось. От хоча би виробники комплектуючих потрохи заходять, і чомусь нічого їм не мішає. Ви хотіли не розвиваючи нічого, а випускаючи всього одну модель 15 років(!) втримати ринок? Ми не в СССР живемо, хлопчики. Бетоном вам земля…

      • Michael Chuma

        П.С. Весь цей Равон теж морально устарівші технології для відсталих країн (приправлені свіжим дизайном кузова). І якщо Узбекистан не буде нічого нового розвивати – з часом його постигне та ж сама участь.

        • Артем Демедюк

          Абсолютно згоден з Вами. Але Ланос – це половина діла! Якими бовдурами треба бути, щоб розпочати випуск Форзи?! Кращеб випускали за ліцензією якогось японця або німця.

          • Michael Chuma

            Я це писав ще у 2006 році, що вони збанкрутують, якщо за голову не візьмуться і не оновлять модельний ряд. Ланос прекрасна машина для 1998 року, нормальна для 2003 і застаріла для 2007. Ту ж Астру H могли б випускати, дати чуть дешевше і розліталась би як пиріжки.

            • Артем Демедюк

              Все Ви вірно кажете. А до Астри ще Лачетті та Вєктру і взагалі б було чудово. А то пропонують вибір між однаково маленькими машинами і дивуються, чого ж вони збиткують.
              Доречі, я теж з самого початку сказав, що Форза провалиться на ринку. Це було ясно всим, хто здатен мислити))

            • Michael Chuma

              Васадзе думав, що знову кордон перекриють, і добровільно-примусово народ пересадять на Форзу, або буде варіант втридорога гнати іномарку. Але не так сталось, як йому гадалось

      • Виталий Новак

        Не 6, 11. Только GM-Узбекистан выпускает 11 моделей с локализацией около 80%

    • александр

      В Узбекистане есть поддержка государства автопрома.НО! Автопром работает на народ и государство.Имею ввиду доступные,а не спекулятивные цены как в Укра ине.Кстати на производимое откровенное г…но!Все 26 лет!!!!В Украине есть поддержка сельского хозяйства за счет бюджета.Ну и что? Оно кормит народ? Или отдельных олигархов.? И так все! Почему?????

    • Виктор Суворов

      Полностью поддерживаю Александра. На вопрос ПОЧЕМУ? и ответа искать не нужно, поскольку он ежедневен и мы в нём живём. У нас система гос.управления какая (?) – олигархическая, на государство плевать, а государство это мы с вами, вроде должны быть. Такая система управления где то в тихоокеанских и африканских племенах даже не замечена.