Украинский автопром – простой рецепт выживания
Сегодня мне довелось побывать в посольстве Узбекистана в Украине. Красиво у них там – ковры, мозаика, мрамор, картины на стенах. В общем, примерно так я себе все и представлял.
Но вот что касается самого Узбекистана – вообще все не так. Вот что вы знаете об это стране? Что Ташкент – город хлебный, Самарканд – красивый, что там растет хлопок, есть немного собственного газа и довольно много золота, а еще – самые вкусные в мире дыни и виноград. А, да, еще плов. Но оказывается, Узбекистан сегодня – самая индустриально развитая страна Центрально-Азиатского региона, и в 2016 году на долю промышленности в ВВП Узбекистана приходилось 24%. Это не так много, как в европейских странах, но для региона – мощно, и большую долю в промышленности занимает машиностроение, и автомобилестроение в частности. Подробнее – вот здесь.
Практически экономическое чудо. Как? Все просто. Рецепт номер раз – от Посла Узбекистана в Украине, Алишера Абдуалиева. «Никаких оффшоров и серых схем» – это из его доклада о работе в Украине компании GM-Узбекистан. Странно, правда? У восточной компании, которая в нашем понимании просто обязана работать на условиях «ты мне – я тебе», получается, а у отечественных предприятий – нет.
Второй «рецепт» был получен уже в ответ на мой конкретный вопрос. Автомобилестроение Узбекистана полностью освобождено от налогов. То есть абсолютно. Потому что считается стратегически важным, способствующим развитию страны. Заградительные меры тоже есть, но Узбекистан является членом Таможенного союза, соответственно эти меры не касаются России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии, плюс страна имеет и двусторонние договоры о свободной торговле – например, с Украиной. Вот, собственно, и весь секрет. Серьезно. Заградительные меры в данной ситуации не важны – откуда еще в Узбекистан могут массово поставляться автомобили, как не из вышеперечисленных стран. Тот же украинский ZAZ Forza здесь достаточно популярен… Достаточно для того, чтобы быть заметным, но не достаточно, чтобы помешать узбекским заводам: производство локализовано внутри страны, налогов нет, цены перебить практически невозможно.
Мы все спорим, нужен ли нам свой автопром, и что еще нужно предпринять для того, чтобы он хоть как-то заработал. Вот вам живой пример: никакие заградительные пошлины и ограничения не дадут ничего, пока не будет нормальной, цивилизованной поддержки украинского автомобилестроения. Налоговые льготы, стабильное законодательство, равные возможности для всех, прозрачный инвестиционный климат, возможности для экспорта своей продукции за рубеж и никаких «заборов». А дальше уже потребитель сам выберет, что покупать – узбекский Ravon, украинский «Запорожец» или бэушную «Бэху». Все так просто.