X

Европейский стандарт безопасности детей в автомобиле

В условиях современного товарного изобилия, за редким исключением, все потребительские группы товаров производятся строго в соответствии установленных законов, правил, регламентов и т.д. Как вы знаете, понимаете или догадываетесь, таких нормативных документов существует очень большое количество. И они имеют обширную классификацию. Одной из характеристик таких классификаторов является территориальность действия тех или иных стандартов. В силу того, что мы принадлежим к европейскому сообществу, в первую очередь, нас интересуют соответствующие требования к производству того, что мы покупаем в магазинах. Вместе со специалистами компании Britax Romer Украина, сегодня мы будем говорить о европейском стандарте, который регламентирует требования к производству специальных удерживающих систем для детей в автомобиле. Для большинства из нас такие системы более известны под названием «автокресла для детей».

Во многих странах, для технически сложных товаров, существуют особые требования к процессу продажи и гарантийного обслуживания. Такой подход является естественным и объяснимым. Не сложно понять, что если на этапе продажи и послепродажного обслуживания установлены специальные правила, то что можно сказать про строгие требования по производству такой категории товара. Автокресла для детей, безусловно, не может быть «исключением из этого правила». Они находятся под пристальным вниманием европейского законодательства, регулирующего вопросы безопасности участников дорожного движения. Те из вас, кто знакомился  историей развития автокресел для детей, знает, что первым европейским стандартом, который унифицировал в себе все существующие на то время отдельные правила в 1982 году, стал протокол детской безопасности ECE R 44.

 

В общей сложности, этот документ насчитывает 4 редакции. С 1982 по 2013 год, этот протокол являлся единственным сводом правил, который определял стандарты производства, тестирования и сертификации автокресел для детей.

В этом документе прописывались требования по производству как отдельных составляющих, так и в целом всего автокресла. Отдельно регламентировались правила для организаций, которые проводили сертификацию автокресел. Для этого устанавливалась методология проведения ударных тестов, которые определяли полное соответствие «конечного продукта» с существующими европейскими нормами.

 

В контексте этого, необходимо сказать, что начали появляться организации, которые проводили ударные испытания по методологии, которую устанавливали специалисты этих независимых институций.  Силовые нагрузки добровольных, независимых тестов, превышали уровень обязательных нагрузок, установленных в протоколе ECE R 44. Таким образом, очевидным был факт, что в существующем стандарте прописывались необходимые, но минимальные требования, которые по мере изменения многих факторов, влияющих на дорожную обстановку, становились всё менее и менее актуальными.  Что в итоге привело к появлению нового, современного европейского стандарта R129, более известного как протокол iSize.

9 июля 2013 года вступает в действие первая часть протокола R129. Основная часть и все последующие редакции и дополнения, которых уже свыше десяти, принимаются и утверждаются исключительно Европейской комиссией, которая функционирует в рамках Европейского парламента. Ни в коем случае нельзя уменьшать значимость протокола ECE R 44 для становления и развития института детской безопасности на дорогах Европы. Этот многолетний нормативный документ стал базисом для нового, более современного стандарта безопасности R129. Ничто не стоит на месте, поэтому основной действующий стандарт постоянно развивается и дополняется. Для полноценного действия этого протокола, были разработаны и утверждены протоколы R14 и R16. Эти документы законодательно регулируют вопросы, касающиеся непосредственно автопроизводителей. А именно: требования к системе креплений ремнями безопасности, крепления IsoFix, крепления TopTether. Таким образом, чётко прописываются требования к автомобилям в контексте крепления специальных детских удерживающих систем.     В чём же были недостатки предыдущего протокола, что возникла такая необходимость вводить новый нормативы детской безопасности. Благодаря содержательной консультации от профессионалов компании Britax Romer Украина, мы определим основные отличия между этими двумя директивами:

Обязательная транспортировка детей от рождения в положении «лицом против движения» до 15 месяцев. Минимальные требования к росту ребёнка, для того чтобы его пересаживать в положение «лицом по ходу движения», является отметка 76 см. Britax Romer устанавливает такую отметку в 83 см. Всем специалистам совершенно очевидно, что перевозка маленького ребёнка в автокресле, которое установлено в положении «против движения», является самым безопасным. И чем дольше родители именно так ездят с малышами, тем это безопасней для последних. Но это уже отдельная тема. В стандарте ECE R 44 – это было обязательно только до 9 месяцев.

Основным антропометрическим критерием при определении соответствующего автокресла для ребёнка теперь является его рост. Именно это параметр позволяет подобрать самое оптимальное удерживающее средство. Рост ребёнка, более всех остальных физиологических характеристик, влияет на расположение автокресла в автомобиле («по ходу движения» или «против хода движения»), тип фиксации внутри автокресла («5-ти точечное внутреннее крепление» или «3-х точечный штатный ремень»). Также это правило появилось для облегчения родительского выбора необходимого автокресла. В предыдущем протоколе группы автокресел классифицировались по весу и возрасту ребёнка.

Существует большое количество статистики, которая фиксирует разные данные, связанные с ДТП при участии детей. Наиболее травматическим являются фронтальные столкновения. Но при этом любой автомобиль довольно эффективно поглощает энергию фронтального удара за счёт большой зоны деформации кузова. При боковом столкновении естественная защита, в виде кузова автомобиля, находится в непосредственной близости с пассажиром. Исследование, проведенное в Швеции, показало, что около 50% детей в возрасте до 3 лет, получивших смертельные травмы в авариях, пострадали от удара в результате бокового столкновения. В дополнение к этому следует отметить, что 28% ДТП происходят в результате бокового столкновения. В стандарте R129 появляются нормы, обязующие проведение обязательных ударных испытаний с моделированием бокового столкновения, для получения соответствующей сертификации. Что, само собой разумеющееся, предполагает внедрение новых технологий в производстве автокресел для детей, позволяющие обеспечивать максимальную защиту от боковых ударов. Чего не было, к сожалению, в стандарте ECE R

Правильность установки автокресла в автомобиле. Это ещё одна очень распространённая проблема, которая напрямую влияет на безопасность ребёнка в автомобиле. Неофициальная статистика (её практическая часть) показывает, что в 7 из 10 случаев, когда автокресло впервые устанавливается человеком без специальных навыков, устанавливается с ошибками. Тем самым нивелируется определённый процент общей безопасности, который возможен только при идеальной установке. Собственно говоря, решением этой проблемы, ещё в далёкие 1990 года, занялась компания Britax Romer. Для этого была создана система крепления IsoFix. Тип фиксации в автомобиле, максимально минимизирует степень ошибки при установке. Все автокресла должны быть оборудованы, в обязательном порядке, механизмом крепления IsoFix. В содержании предыдущего протокола такие требования отсутствовали.

Инновацией этой европейской системы стандартов, являются требования к автопроизводителям. Они, безусловно, касаются только той части, которая затрагивает вопросы детской безопасности. В данном случае речь идёт о стандартизации автомобилей по протоколу I-Size. Это означает то, что все автомобили должны быть оборудованы точками крепления IsoFix. Плюс к этому, обеспечить фиксацию третьей точки крепления (Якорный ремень, опорная нога). Иными словами, должна быть проведена полная синхронизация автокресел с автомобилями. Производители обязаны визуализировать эти точки в салоне автомобиля соответствующим знаком I-Size. И указать об этом в руководстве по эксплуатации транспортного средства. Возможно вы сталкивались с проблемой, когда долго приходилось выяснять подходит ли определённое автокресло к вашему автомобилю или нет. Чтобы исключить эти неудобства, были приняты нормы, которые описаны выше.

Существует ещё множество моментов и вопросов, связанных с действием европейского стандарта детской безопасности в автомобиле R 129 (i-Size). Мы будем и дальше освещать эти насущные и актуальные темы. И напоминаем, что получить профессиональную консультацию и выбрать безопасное автокресло, вы можете на сайте http://britax-roemer.com.ua/.