Альянс или мезальянс?
Идея слияния двух крупнейших в СНГ производителей тяжелых грузовиков – ОАО «КАМАЗ» и РУП «МАЗ» уже давненько витала в воздухе. Однако официальные лица благополучно увиливали от вопросов настырных представителей СМИ.
Идея слияния двух крупнейших в СНГ производителей тяжелых грузовиков – ОАО «КАМАЗ» и РУП «МАЗ» уже давненько витала в воздухе. Однако официальные лица благополучно увиливали от вопросов настырных представителей СМИ. И вот, наконец, лед тронулся: агентство «Интерфакс» поведало, что председатель Государственного комитета по имуществу Беларуси Георгий Кузнецов объявил 19 февраля об объединении двух этих автогигантов в рамках холдинга «Росбелавто».
В общем-то, вся история мирового автопрома пестрит слияниями фирм, которые обычно оборачиваются тем, что сильный поглощает слабого. И тот теряет не только финансовую, но и техническую самостоятельность, а зачастую и свой бренд. Так что не грозит ли нынешний альянс «КАМАЗа» и «МАЗа» превратиться в мезальянс, то бишь «неравный брак»?
Заметим, что объемы выпуска автомобилей на «КАМАЗе» в 2 с лишним раза превышают показатели «МАЗа». И это наводит на определенные мысли. Но вот как прокомментировал соглашение представитель белорусской стороны Георгий Кузнецов: «Мы согласились с оценкой «КАМАЗа», россияне – с оценкой «МАЗа», мы вносим в холдинг 75% «МАЗа», оставляем у себя блокпакет». По его словам, холдинг сформируют на паритетной основе и стороны будут иметь 50-процентное присутствие своих активов в предприятии. Ну что же, поживем – увидим.
Несомненно одно: объединение двух предприятий, переживающих в условиях тотального кризиса не лучшие времена, поможет им удержаться на плаву. Можно предположить, что в результате слияния будет оптимизирована их дилерская и сервисная сеть.
Немаловажна и техническая составляющая: минчане закупают в России более 50 процентов комплектующих. Что же касается названий грузовиков, то, наверное, хорошо раскрученные бренды «КАМАЗ» и «МАЗ» сохранятся надолго. А вот доля этих марок на том или ином рынке, думаю, может измениться в результате единой прагматичной политики вновь образованного холдинга.
Напомним, что в Украине эти марки выступают как достойные конкуренты. В прошлом году у нас было продано 922 автомобиля КАМАЗ и 760 машин МАЗ.