X

Автосалон Busworld Kortrijk 2013: Автобусная Мекка

В конце прошлого года в бельгийском городе Кортрейке прошла крупнейшая в Европе выставка автобусов Busworld Kortrijk. Мы побывали там и познакомились с новинками – как серийными, так и перспективными.

Выставка Busworld проводится раз в два года. Сюда съезжаются ведущие европейские производители автобусов, а также компании, занимающиеся выпуском комплектующих к ним. В нынешнем году выставку посетило свыше 32 тысяч человек. Главной темой смотра стала экология, точнее, экологические нормы Евро 6, которые вводятся в странах ЕС уже с 2014 года. Особое место в экспозиции многих фирм занимали машины на электрической тяге – электробусы.

Турецкая компания Temsa привезла междугородныеавтобусы нового семейства LD. Среди них были 13-метровый школьный автобус с 61-местным салоном.

Показанный на выставке туристический автобус Neoplan Сityliner расходует на 100 км пути рекордные 19,8 л топлива.

Iveco. Компания Iveco презентовала 4-осный концептуальный электробус Ellisup (cм. фото в заголовке). У него непропорционально маленькие колеса, а округлый кузов отличается значительной площадью остекления и унифицированными носовой и задней частями. Ellisup разработан совместно с французскими транспортниками. Электромотор для машины, передающий крутящий момент на четыре из восьми колес, предоставила компания Michelin. Его питают аккумуляторы, совмещенные с суперконденсаторами, что позволяет обеспечить повышенную емкость и быструю зарядку. Салон – оригинальный, с широким применением натурального дерева и эффектной подсветки.

Салон «концепта» Iveco Ellisup изобилует натуральным деревом и необычной подсветкой.

На стенде Iveco также был показан модельный ряд автобусов стандарта Евро 6. В их основе лежат новые турбодизели Tector 7 и Сursor 9, изюминка которых – запатентованная технология очистки выхлопных газов Hi-eSCR (High Efficiency SCR). Она позволяет обходиться без системы рециркуляции выхлопных газов EGR, что обеспечивает высокую экономичность.

Karsan. Турецкая компания Karsan показала новый городской автобус малого класса – модель JEST. Разработанная совместно с дочерней компанией Hexagon Studio, машина отличается оригинальным дизайном со скошенной задней частью. Салон рассчитан на 21 пассажира; низкопольный в центральной части, он имеет откидную аппарель для транспортировки инвалидных колясок. Производство модели началось еще в мае 2013  года и на сегодняшний момент уже около 300 автобусов JEST эксплуатируются на трех десятках маршрутов Стамбула.

Городской автобус малого класса Karsan JEST отличаетсякузовом с рублеными формами.

Mercedes-Benz. На выставке представлено два новых туристических автобуса этой марки – Sprinter Travel 65 и Tourismo K. Первый построен на базе нового Sprinter, длина 7,72 м и 15 посадочных мест. В салоне установлены комфортабельные кресла Travel Star Extra. Повышенный комфорт пассажирам обеспечивает задняя пневматическая подвеска колес. Sprinter Travel 65 оснащен V-образной «шестеркой» OM 642 мощностью 190 л. с. Вторая мировая премьера – автобус Tourismo в укороченной (до 10,3 м) версии K. Машина хорошо подходит для езды по центральным улицам – радиус разворота уменьшен до 8,6 м. Салон имеет 41 кресло. Автобус Tourismo K оснащен 6-цилиндровым турбодизелем (7,7 л) стандарта Евро 6, мощностью 354 л. с. В трансмиссии используется механическая 6-ступенчатая КП или 8-скоростной «автомат» PowerShift.

«Турист» малого класса Mercedes-Benz Sprinter Travel 65 оснащен задней пневмоподвеской.

Укороченный туристический автобус Mercedes-Benz Tourismo K отлично подходит для езды по городу.

Setra. Компания Setra привезла мировую премьеру – новый флагман марки, туристический автобус TopClass 500. Машина отличается передовым дизайном La Linea, выполненным в духе «младшего брата» – Setra ComfortClass 500, который получил на выставке престижное звание Сoach of the Year 2014 («Туристический автобус 2014 го­да»). Его отличительная черта – блестящая металлическая центральная стойка крыши, а также оригинальные фары с LED-«поворотниками». Улучшена аэродинамика: коэффициент лобового сопротивления Сd снижен до 0,33. Впервые среди автобусов на модели применена система Predective Powertrain Control – своего рода круиз-контроль с GPS-навигацией, корректирующий работу КП в зависимости от топографии местности. Подобная система на магистральных автопоездах экономит до 8% топлива на 100 км пути. Новый флагман будет предлагаться в трех вариантах по длине: 12,5; 13,3 и 14, м. Количество мест – до 54. TopClass 500 комплектуется турбодизелем Mercedes-Benz OM471 (Евро 6) – в 476 л. с. либо 510 л. с., 8-ступенчатым «автоматом» Powershift и водяным ретардером Voith.

Мировая премьера – новый флагман марки Setra, модель TopClass 500.

Solaris. В центре внимания на стенде Solaris был городской низкопольный электробус Urbino 12. Главной особенностью 12-метровой машины является индуктивная система зарядки аккумуляторов. При подъезде к зарядной станции, размещенной на остановке, из крыши машины автоматически выдвигается пантограф – и подпитка батарей происходит очень быстро, всего за 2 – 4 минуты. Такая система позволяет отказаться от тяжелых аккумуляторов и устанавливать более легкие, емкостью всего 60 – 80кВт.ч. Это снижает снаряженный вес электробуса и позволяет увеличить его пассажировместимость. В качестве опции предлагается задний ведущий мост AVE 130 фирмы ZF – с двумя мотор-колесами. Это сокращает массу машины и делает пассажирский салон просторнее.

Электрбус Solaris Urbino 12 быстро подзаряжается на остановках – при помощи выдвижного пантографа на крыше.

VDL. На стенде голландского объединения VDL Bus & Coach прошел мировой дебют городского низкопольного автобуса класса «миди» – Сitea MLE (Midi Low Entry). Машина предназначена для работы на узких улочках, а потому ее кузов имеет ширину 2,45 м. Есть четыре варианта по длине: 8,8; 9,5; 10,2 и 10,8 м. Самая компактная версия рассчитана на 62 пассажира (мест для сидения – 30). Сitea MLE комплектуется турбодизелем Сummins (Евро 6) в 180 л. с. и 6-ступенчатым автоматом Voith.

Низкопольник класса «миди» VDL Citea MLE имеет суженный до 2,45 м кузов.

Volgabus. Группа компаний Volgabus из города Волжский (РФ) привезла новую модель междугородного автобуса «Ритмикс». Это машина длиной 9,36 м с салоном на 35 мест. Двигатель – Сummins (4,5 л) Евро 5, мощностью 185 л. с. Коробка передач – 6-ступенчатая, марки ZF. Volgabus продолжает сотрудничество с Украиной. C декабря 2011 г. в городе Красный Луч (Луганская обл.) началась крупноузловая сборка городских и междугородных моделей Volgabus (подробнее см. Единственный представленный автобус из СНГ – туристическая модель «Ритмикс» российской компании Volgabus.

Volvo Buses. Компания представила свой первый сочлененный городской автобус с гибридной силовой установкой. Модель Volvo 7900 Articulated Hybrid длиной 18 метров рассчитана на 154 пассажира. Машина комплектуется новым 5-литровым турбодизелем Евро 6 в 240 л. с. Автобус имеет гибридную силовую установку параллельного типа: кроме дизеля, установлен электромотор I-SAM в 150 кВт. По сравнению с чисто дизельным автобусом-«гармошкой» гибрид расходует на 30% топлива меньше. А по сравнению с одиночкой 7900 Hybrid, у сочлененной гибридной машины затраты на топливо, необходимое для перевозки одного пассажира (при полностью заполненном салоне) снизились на 15%. С 2014 года все выпускаемые для Европы низкопольники Volvo – только гибридные.

Компания Volvo Buses презентовала свой первый сочлененный автобус с гибридной силовой установкой – модель 7900 Articulated Hybrid.

<

Голландская компания Composite Mobility BV представила 22-местный автобус с полностью стеклопластиковым кузовом – СM Mission, с двигателем Iveco.