X

Броня Украины

Новые украинские разработки













«Безопасность и оружие-2005» – так называлась выставка,
проходившая в Киеве с 27 по 30 сентября. В числе ее экспонатов было
несколько интересных образцов колесной и гусеничной техники, разработанной
и изготовленной в Украине.

Сегодня на вооружении
украинской армии находится значительное количество колесных бронетранспортеров
БТР-70 (8х8). Как модернизировать эти далеко не новые машины, привести
их в соответствие с современными требованиями? Эту задачу решили разработчики
Конструкторско-технологического центра (КТЦ) Министерства обороны Украины
и специалисты Николаевского ремонтно-механического завода.

Они представили два образца бронетранспортера БТР-70 ДИ с дизельными
двигателями. На одном из них применена спаренная установка турбодизелей
IVECO типа Евро 2 суммарной мощностью 276 л. с. Запас хода по шоссе на
основных баках увеличился до 725 км, в то время как у российского БТР-80
он составляет 600 км. Эта машина вооружена модулем «Буг», в котором имеются
крупнокалиберный пулемет КВПТ (14,5 мм) и ПКТ (7,62 мм), а также противотанковая
управляемая ракета (ПТУР) «Конкурс» и автоматический гранатомет АГ-17.
Кроме того, здесь установлена система активной защиты от кумулятивных
снарядов «Заслон». Она идентифицирует вражеский снаряд на подлете и уничтожает
его до того, как он коснется брони: выдвижная «граната», взрываясь, создает
вдоль борта сплошной заслон из осколков.

Другой бронетранспортер, представленный той же командой разработчиков,
– также результат модернизации машины БТР-70. У него новая задняя часть
бронекорпуса, в которой установлен дизельный двигатель УТД-20 (300 л.
с.), как на боевых машинах пехоты.

Особо нужно сказать о вооружении этой машины – модуле «Ингул». Это полностью
украинская разработка. Здесь все отечественное: и башня, сваренная из
мариупольской брони, и 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, и ПТУР «Барьер»
(также могут быть установлены «Конкурс» или «Фагот»). Вооружение стабилизировано
в двух плоскостях, что повышает точность стрельбы в движении. Огонь может
вести командир или другой член экипажа, которые размещаются в корпусе.
В самой же башне никого нет, благодаря чему обеспечивается безопасность
личного состава.

Установленный на этой машине бесподсветочный комплекс управления огнем
«Тур» позволяет, не обнаруживая себя, улавливать инфракрасное излучение
цели. Имеется и система «Колос». В чем принцип ее действия? На башне установлены
датчики лазерного облучения. Если БТР попадает в лазерный прицел противника,
тут же срабатывают установленные на башне гранатометы дымопуска. Они образуют
непроницаемое для лазерного луча аэрозольное облако – и противник теряет
движущуюся машину из виду. Обе названные системы тоже разработаны в Украине.

КТЦ и Николаевский ремонтно-механический завод представили на выставке
интересную версию бронированной разведовательно-дозорной машины БРДМ-2
ДИ. Вместо бензинового она получила дизельный двигатель IVECO мощностью
138 л. с. В результате запас хода резко увеличился и теперь составляет
1100 км! На одной заправке машина приехала из Николаева в Киев, покрыв
около 500 км, на этой же заправке вернется обратно. И после этого в баках
еще останется запас топлива!

Показанная в Киеве версия БРДМ-2 ДИ представляет собой машину сопровождения.
Поэтому две пары небольших дополнительных колес под днищем – средство
для преодоления окопов – убрали. Зато в бортах появились две удобные дверки
для экипажа, который увеличился до восьми человек.

Целый ряд интересных многоцелевых бронированных автомобилей разработало
кременчугское ОАО «КАТП». Машины получили красноречивое название «ВЕПР»,
являющееся аббревиатурой от слов, характеризующих это транспортное средство,
– «ВисокоЕфективна Прохідність». Действительно, эта машина – настоящий
вездеход: привод на все колеса, независимая торсионная подвеска, централизованная
система регулирования давления в шинах. Благодаря колесным редукторам
ее дорожный просвет, как у танка – 50 см. Автомобиль оснащен дизелем IVECO
мощностью 138 л. с. и коробкой передач этой же фирмы.

Интересная особенность машин ВЕПР – модульная конструкция. Она позволяет
быстро производить ремонт автомобиля в полевых условиях путем замены отдельных
модулей, например, лонжеронов с системой передней подвески. Чтобы заменить
кузов, необходимо открутить 18 болтов, а вся операция займет около двух
часов.

В Киеве ВЕПР был показан в версии с бронированным кузовом-фургоном,
который предназначен для размещения специального оборудования. Такие машины
используются в новейшем украинском комплексе радиоэлектронной защиты «Мандат».
В феврале этого года комплекс был представлен на всемирной выставке военной
техники в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты).

Как видим, у наших конструкторов и производственников есть еще порох
в пороховницах. Они могут создавать технику, не уступающую, а по некоторым
параметрам и превосходящую зарубежные аналоги. И нынешняя выставка – яркое
тому подтверждение. Остановка за одним – за надлежащим финансированием
Вооруженных Сил Украины.

Леонид Гоголев
Фото автор