X

DAF: Парад «многоножек»

Грузовики DAF












В конце сентября фирма DAF Trucks представила журналистам
новые многоосные автопоезда. Презентация проходила в бельгийской «глубинке»,
в Арденнах, на дорогах в районе городка Барак де Фритюр.

DAF, похоже, всерьез
взялся за расширение своего модельного ряда. Причем особое внимание он
стал уделять многоосным машинам. В чем причина такого подхода?

Как свидетельствует статистика, в прошлом году на западноевропейском
рынке грузовиков полной массой свыше 15 т было зарегистрировано 215 тыс.
машин. Большую часть, 65%, составили двухосные автомобили, 28% – трехосные
и только 7% – четырехосные. Но это, так сказать, среднеевропейская статистика.
А в ряде стран – например, Англии, Швеции, Норвегии и Голландии – «многоножки»
в сегменте свыше 15 т занимают львиную долю рынка. Объясняется это более
строгим контролем за превышением допустимых нагрузок на ось.

Данный факт и учитывает DAF в своей новой стратегии. Не забывают здесь
и о том, что и в Германии, и в Австрии очень популярны трехосные (6х2)
развозные грузовики. Таким образом, благодаря многоосным машинам DAF надеется
увеличить свою долю на европейском рынке коммерческих автомобилей с 12
до 15%.

Главная новинка…

Внимание журналистов на презентации в первую очередь привлек новый 4-осный
седельный тягач FTM XF95.480. Предназначение у него особое – перевозка
сверхтяжелых и специальных грузов в составе автопоезда полной массой до
120 т.

Первое, что бросалось в глаза, – это принципиальное отличие от предшественника
– тягача типа FTD, тоже с колесной формулой 8х4. Если раньше две оси располагались
спереди, а две – сзади, то теперь спереди осталась всего одна, а остальные
сдвинулись к корме. Это, как пояснили специалисты DAF, обеспечивает более
равномерное распределение массы поезда по осям. А значит, тяжелому автопоезду
теперь проще не выходить за пределы допустимой осевой нагрузки. У представленной
журналистам модификации нагрузка на первую управляемую ось составляла
9 т, на вторую, тоже управляемую – 8 т и на сдвоенную ведущую заднюю тележку
– 26 т.

На дверце тягача красовалась цифра 480 – округленное значение мощности
применяемого двигателя – 483 л. с. Такие тягачи «вооружают» модернизированным
турбодизелем DAF с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Это
рядная «шестерка» рабочим объемом 12,6 л, с четырьмя клапанами на каждый
цилиндр. Выпускается она в четырех вариантах: мощностью 381, 428, 483
и 530 л. с. Стандартная трансмиссия у четырехосного тягача XF95 – механическая
16-ступенчатая, но нам повезло с опцией: представленный тягач имел коробку
передач AS-Tronic фирмы ZF, которая может работать как в ручном, так и
в автоматическом режимах.

Тягач был «запряжен» в четырехосный полуприцеп Variomax бельгийской
фирмы Faymonville, на который водрузили массивный гусеничный экскаватор
Caterpillar. При таком раскладе полная масса автопоезда достигла 70 т.

Прицеп сам по себе тоже достаточно необычен. Все его четыре оси, как
оказалось, при помощи гидравлики cделаны управляемыми, что значительно
улучшило маневренность поезда. А пневматическая подвеска колес позволяет
приподнимать грузовую платформу перед началом движения и опускать ее на
стоянке. Не совсем, правда, понравилось, что для разгрузки приходилось
отсоединять прицеп от тягача, также при помощи гидравлики. Затем автомобиль
должен был проехать несколько вперед, и только после этого экскаватор
по специальным аппарелям может съехать с платформы – тоже вперед.

В целом поезд получился негабаритным, длиной 20 м вместо положенных 16,5
м и шириной 3,0 м вместо 2,5 м. Понятно, что везти такую махину оказалось
труднее, чем стандартный 40-тонник. Дорога была узкой и имела по одной
полосе в каждом направлении. И потому встречные грузовики все как один
прижимались к обочине. Сказывался и солидный вес. Если другие поезда,
снабженные пневмоподвеской, катились плавно, словно автобус, то здесь
подвеска жестко отрабатывала каждый стык, каждую заплату на асфальте.

Особую осторожность приходилось проявлять на острых перегибах дороги,
например, при выезде с шоссе местного значения на главную магистраль:
клиренс полуприцепа порядка 10 см.

Зато на ровных прямых участках мы двигались со скоростью до 70 км/ч.
На дисплее водителя высвечивалась 15-я передача, а стрелка тахометра перемещалась
на самый край экономичной «зеленой зоны», в район 1450 об/мин.

Дорога изобиловала подъемами около 7% и больше. Здесь скорость падала
– сначала до 40 – 45 км/ч (включалась 10-я передача), а затем и до 30
км/ч

(9-я). Примерно до таких же отметок приходилось сбрасывать скорость и
на крутых спусках. Здесь очень выручал моторный тормоз, педаль которого
находилась под левой ногой. Только благодаря ему и удалось благополучно
закончить наш нелегкий путь.

…и многие другие

Что и говорить, новый «четырехосник» DAF стал гвоздем программы презентации.
Но справедливости ради нужно сказать, что было представлено и немало других
интересных транспортных средств. Все они оснащались новой пневматической
подвеской задних колес (спереди стояли параболические рессоры), электронными
тахографами, а многие и коробкой передач AS-Tronic.

Журналисты с интересом рассматривали мощный автопоезд-тяжеловоз, состоящий
из тягача XF95.480 (6х4) и трехосного полуприцепа с закрепленным на нем
самоходным колесным краном немецкой фирмы Demag. Полная масса поезда составила
40 т.

Любопытный автовоз в составе тягача XF95.430 (6х4) и трехосного прицепа
собственной разработки представила голландская фирма De Rooy. Особенность
поезда в том, что и тягач, и прицеп оборудованы раздвигающимися в длину
рамами, что позволяет в зависимости от потребности перевозить два коммерческих
автомобиля, три или даже четыре.

Внимание присутствующих привлек и автопоезд, предназначенный для перевозок
в Англию. По просьбе заказчика тягач XF95.430 снабдили топливным баком
повышенной емкости – на 900 л – вместо стандартных 550 л. Нам пояснили,
что на Британских островах дизельное топливо дороже и голландский перевозчик
решил таким образом сэкономить. Поскольку бак получился очень большим,
аккумуляторов на привычном месте мы не обнаружили: их переместили к задней
стенке кабины. Колесная формула «английского» тягача – 6х2, причем управляемыми
являются две первые оси с односкатными колесами. А ведущая – третья, с
двухскатными. Полуприцеп трехосный, с управляемой последней осью.

На презентации был представлен и автопоезд, состоящий из бортового тягача
XF95.430 (6х4) и двухосного тентованного прицепа. Прежде всего бросились
в глаза колеса прицепа: все – односкатные, но с очень широкими шинами,
каждая из которых способна выдерживать 5-тонную нагрузку. Однако особенность
поезда оказалась в другом. Нам продемонстрировали, как благодаря особой
конструкции сцепки тягач и прицеп после несложного маневрирования можно
поставить рядом – и разгружать одновременно, не разъединяя их, что позволяет
существенно экономить время.

Еще в прошлом году коробка передач AS-Tronic дебютировала на грузовиках
серии XF. А в нынешнем ее стали устанавливать и на более легкие машины
– CF. Нам представили два тягача с такой трансмиссией, причем не с 16-,
а с 12-ступенчатой: один в составе самосвального автопоезда, другой –
рефрижераторного. Обе машины имели турбодизель в 480 л. с. и колесную
формулу 6х4.

Самым маленьким на презентации оказался развозной грузовик LF55.250
(6х2) с кузовом-фургоном для доставки пива. Ведущей осью была средняя,
а управляемыми – две крайние, которые поворачивались в разные стороны.
В итоге машина, как мы убедились, отличалась прекрасной маневренностью.
Кстати, несмотря на достаточно скромные размеры, ее полная масса составляла
21 т.

Открыв задние «ворота» фургона, мы с удивлением обнаружили не стеллажи
для ящиков с пивом, а… цистерну на 10 тыс. л. Кроме того, там находилось
специальное оборудование. Например, две катушки с длинными шлангами, чтобы
можно было качать пиво прямо в бочку, расположенную на стойке бара. Но
особенно удивило наличие двух компьютеров: один управляет процессом разлива
пива, а другой ведет бухгалтерскую работу и выдает на расположенный тут
же принтер готовую распечатку счета для клиента.

Пива нам попробовать так и не удалось, но зато самой машиной, как и всеми
другими, показанными на презентации, мы смогли насладиться. И остались
очень довольны.

Леонид Гоголев
Фото автора

Редакция благодарит представительство компании DAF Trucks
N.V. в Украине за помощь в организации поездки