| | Какими станут грузовики лет эдак через …надцать? Ответы
на этот вопрос попытались дать участники международного конкурса «Будущее
дорожного транспорта 2020», организованного Ассоциацией автомобильной
промышленности Германии (VDA) совместно с немецким Советом дизайнеров. |
Профессор Берндт Готтшалк,
президент VDA, открывая конкурс, сказал: «Дизайн автомобилей – один из важнейших
факторов, определяющих их конкурентоспособность. Он, подобно бренду, способствует
безошибочному узнаванию машины, придавая ей неповторимый облик… Однако дизайн
призван не только отличать одну машину от другой, его цель– всестороннее совершенствование
автомобиля, в котором форма и функция объединяются в новую сущность».
И действительно, работы, представленные на конкурс студентами-дизайнерами
из разных стран, – это не просто красиво нарисованные автомобили. В каждом
проекте присутствуют свежие решения, основанные на высоких технологиях и новых
материалах и продиктованные заботой о безопасности и защите окружающей среды.
Возможно, не все эти идеи воплотятся в жизнь. Однако свидетельством творческого
потенциала участников служит тот факт, что авторов лучших проектов пригласили
на стажировку в ведущие компании европейского автопрома.
| Паукообразный | | Ин Тао
Школа промышленного дизайна, г. Линц (Австрия). Главный
приз: 2000 евро и стажировка в компании MAN Проект Spidertainer («Паук-контейнер») – яркий пример бионики,
т. е. использования лучших наработок гениального конструктора
– живой природы. Изюминка конструкции – «паучьи лапы», расположенные
в центре машины. Четыре из них соединяют тяговой модуль
с тыльной частью. В зависимости от размеров груза, расстояние
между тягачом и задними колесами можно изменять за счет
сгибания «лап». Четыре других «лапы» служат для захвата
груза и удерживают его во время движения. Они легко приспосабливаются
к поклаже любой формы и размера. Изготовлены из композитного
материала, имеющего высокую прочность на разрыв и выдерживающего
резкопеременные нагрузки. Снаружи покрыты эластичной «кожей»
из прочной пластиковой пленки. |
|
|
| Хамелеон | | Хай Шан Дон
Школа промышленного дизайна, г. Линц (Австрия). Поощрительный
приз: стажировка в компании F.X. Meiller Концепция автомобиля базируется на бионике. Бока гибкого
«туловища» машины изготовлены из высокотехнологичной ткани,
прочной и гибкой. Дополнительную защиту груза обеспечивает
жесткий боковой щит из углепластика. Он имеет полукруглую
форму и напоминает не то панцирь черепахи, не то морскую
раковину. Погрузку контейнеров облегчает откидной полог
в средней части машины. Передняя часть спроектирована так,
чтобы обеспечить высокую безопасность в случае столкновения.
Водитель находится в кабине, верхняя часть которой возвышается
над грузовым отсеком. Благодаря этому легко управлять процессом
погрузки-выгрузки. |
|
|
| Странник Одиссей | | Богуслав
Парух
Академия изящных искусств, г. Вроцлав (Польша). Поощрительный
приз: стажировка в компании Krone Проект получил название Ulisses. Это латинизированная форма
греческого имени Одиссей. Знаменитый мифический персонаж,
носивший это имя, любил, как известно, странствовать. Машина
состоит из двух частей: собственно транспортера-контейнеровоза
и водительской кабины. Последняя снабжена колесами и может
съезжать по специальным направляющим с носовой части на
землю и путешествовать, подобно маленькому городскому автомобилю.
Таким образом, водитель может, доставив груз, отправиться
за другим транспортером или домой. Интересно, что транспортер
снабжен колесами сферической формы, что облегчает маневрирование
и упрощает погрузку контейнеров: он наезжает на них боком,
а затем приподнимает. |
|
|
| Дом на колесах | | Виктор
Малакучи
Высший университет искусства и дизайна, г. Будапешт
(Венгрия). Поощрительный приз: стажировка в компании Schmitz
Cargobull Главная
идея проекта Rolling Home – улучшить отношение водителей
и других участников дорожного движения к коммерческим автомобилям,
сделав их более красивыми и удобными. Предложенная машина
демонстрирует чистые линии и гладкие формы, присущие, скорее,
классным легковым авто. Но при этом она остается коммерческим
автомобилем, намного превосходя по вместимости существующие
грузовики. Большое внимание уделено комфорту в кабине. Кстати,
ее удалось сделать более просторной, так как вместо дизельного
двигателя с выступающим тоннелем применены топливные элементы.
Интересная техническая новация: все три модуля автопоезда
имеют сферические сочленения, управляемые электроникой,
что заметно улучшает маневренность. |
|
|
| Два в одном | | Карстен Виллман
Высшая школа техники и экономики, г. Дрезден (Германия).
Поощрительный приз: стажировка в компании Opel Автор
назвал свою машину «Два в одном», т. к. она состоит из двух
отдельных модулей: первый – бочкообразная кабина, которая
может передвигаться сама, а второй – автоматически управляемый
контейнеровоз – AGV (Сontainer Automated Guided Vehicles).
Колеса кабины – в виде колец по торцам корпуса. Равновесие
удерживается при помощи гироскопа, как на известных самокатах
Segway. Водитель в такой кабине приезжает на склад, и навигационная
система направляет его в нужное место, где кабина нажатием
кнопки подвешивается к груженому контейнеровозу. После этого
водитель отправляется на таком двухмодульном автомобиле
непосредственно к месту доставки груза. |
|
|
| Гибкий автомобиль | | Тобиас Вольфарт
Высшая школа изобразительного искусства, Саар (Германия).
Поощрительный приз: стажировка в компании Volkswagen Название
проекта Plicar – это сокращенное словосочетание pliable
car (гибкий автомобиль). Легкий грузовик, предназначенный
для внутригородских развозок, действительно обладает гибкостью
в использовании. Это достигается благодаря раздвижной раме,
которая позволяет делать грузовое пространство длиннее или
короче – в зависимости от потребностей. Для защиты груза
при любом положении рамы служит гибкая занавеска. В ненагруженном
состоянии передняя и задние части сближаются вплотную, и
машина становится очень маневренной, словно малолитражка.
Сиденье водителя относительно узкой машины расположено в
средней части кабины. Это обеспечивает одинаковую обзорность
справа и слева. Силовая установка – экологически чистая:
гибридная или на альтернативном топливе. |
|
|
| Road Train | | Димеши Габор
Представитель венгерской компании АО MOL в Украине Проект
«Дорожный поезд» – хорошо проработанная идея безостановочной
перевозки грузов с использованием отдельных модулей-контейнеров,
которые можно менять на ходу. Эти модули снабжены колесами
и образуют автопоезд, однако между ними нет механической
сцепки. Они двигаются вместе почти вплотную друг за другом
благодаря координации при помощи общего компьютера. Дистанцию
контролируют радары. Управление таким сложным автопоездом
нуждается в трех или более водителях. В качестве силовой
установки применяются топливные элементы. Громадное лобовое
стекло обеспечивает прекрасную обзорность, в том числе в
районе передних колес. Нижние боковые панели модулей изготовлены
из мягкого противоударного материала. Полезный объем поезда,
в зависимости от числа модулей, составляет от 50 до 300
кубометров. |
|
|
| «Дальнобой» для
животных | | Золтан Сас
Высший университет искусства и дизайна, г. Будапешт
(Венгрия). Третий приз: 500 евро и стажировка в компании
DaimlerChrysler Проект Long Distance Animal Transport касается такой специфической
сферы как перевозка животных на большие расстояния. Автомобиль
имеет вариабельное грузовое пространство (очевидно, сдвижные
перегородки), что позволяет легко приспособить его к перевозке
тех или иных видов животных и обеспечить наиболее рациональную
загрузку. Главное внимание уделено безопасности и комфорту
животных. Машина оборудована специальной вентиляцией и вмещает
немалый запас воды для поилки. Полуприцеп крепится к тягачу
нетрадиционно – словно дверь на шарнирах. Автомобиль оснащен
экономичной гибридной силовой установкой с тяговыми электромоторами
в колесах. |
|
|
Леонид Гоголев
Иллюстрации VDA