Код «Открытие»

Опытные КрАЗы

КрАЗ-ЧР-3120

В середине 70-х в военных кругах СССР вызрела идея:
перевести некоторые виды техники Советской Армии с гусениц на колеса.
При сохранении основных характеристик изделия в целом это уменьшало
стоимость шасси в 3-4 раза. В свете этого Кременчугскому автозаводу
было поручено разработать семейство армейских автомобилей под кодовым
названием «Открытие».

Это семейство должно
было включать три машины с двигателями мощностью 320 – 360 л. с.: трехосную
(6х6) грузоподъемностью 10 т, активный автопоезд (10х10) на 18 т и четырехосник
(8х8) с полезной нагрузкой 15-16 т.

С автомобилями 6х6 и 10х10 особых проблем не возникло: требовалось лишь
модернизировать серийные модели КрАЗ-260 и КрАЗ-260Д, установив на них
более мощные дизели. А вот машины 8х8 пришлось разрабатывать практически
с нуля.

В 1982 году в экспериментальном цехе завода изготовили два опытных автомобиля
8х8: КрАЗ-ЧР-3130 с двумя управляемыми передними ведущими мостами и КрАЗ-ЧР-3120
с шарнирно-сочлененной рамой (фото в заголовке).

Схема рулевого управления ЧР-3120 была разработана в московском институте
НАМИ. Оно было оригинальным: усилие поворота от «баранки» передавалось
через угловой редуктор на механический рулевой механизм КрАЗ-255Б, а от
него – на золотниковый распределитель. Именно этот распределитель являлся
изюминкой автомобиля. Он обеспечивал связь между рулевым колесом и гидроцилиндрами
поворота рамы.

Золотниковый распределитель, вертикальный шарнир рамы и гидроцилиндры
были изготовлены в НАМИ и переданы на «КрАЗ».

Отсутствие управляемых ведущих мостов позволяло использовать на передней
секции заднюю балансирную тележку КрАЗ-260. Для обеспечения привода передних
мостов была предложена оригинальная схема установки двигателя. Он находился
позади кабины и располагался задом наперед. Коробка передач размещалась
в туннеле под кабиной. Далее располагалась оригинальная раздаточная коробка,
обеспечивающая привод на передние мосты тележки. Привод мостов задней
секции осуществлялся вторым карданным валом через обходной редуктор, который
был установлен в районе шарнира секции.

Радиатор системы охлаждения двигателя находился с правой стороны. Вентилятор
приводился в движение гидромотором, запитанным от установленного на двигателе
гидронасоса. Кроме того, обходной редуктор имел гидромотор, который был
включен в гидросистему рулевого управления и позволял обеспечить маневренность
автомобиля в случае его буксировки с неработающим двигателем или при внезапной
остановке мотора в движении.

В процессе испытаний все четыре моста автомобиля «переобули» в арочные
шины Я-186. При наружном диаметре 1300 мм ее ширина составляла 750 мм,
тогда как серийной – 530 мм. Тесты автомобиля на танковом полигоне МО
СССР в Подмосковье доказали его исключительную проходимость.

Переднюю, силовую секцию можно было дополнять различными задними, грузовыми.
В 1983 году для КрАЗ-ЧР-3120 была разработана и изготовлена новая задняя
секция, монтажная длина рамы которой составляла 10 м вместо прежних 6
м, при этом грузоподъемность автомобиля возросла с 16 до 18 т. Новая модель
автомобиля получила обозначение КрАЗ-ЧР-3120.02.

Таким образом, шарнирно-сочлененный автомобиль КрАЗ-3120, имея различные
грузовые секции, мог бы заменить любой автомобиль семейства «Открытие».
В то же время он не вписывался в общий типаж автомобилей КрАЗ, где обязательно
должны были присутствовать машины 6х4 – основная продукция завода. Кроме
того, этот спецавтомобиль был длиннее серийных моделей. При одинаковых
надстройках на раме (бортовой платформе, самосвальном кузове, тягаче и
т. д.) разница составляла 1,8 – 2,1 м.

И наконец, стоимость производства машин 8х8 была значительно выше. Это
и решило их судьбу, хотя заказчик и настаивал на продолжении разработок.

Тем не менее, труд заводчан не пропал даром. Проведенные испытания макетных
образцов автомобилей 8х8 дали конструкторам пищу для размышлений. Но об
этом – в следующий раз.

 КрАЗ-ЧР-3120

КрАЗ ЧР-3120.02Автомобиль
КрАЗ с колесной формулой 8х8 ЧР-3120 и его удлиненная версия
ЧР-3120.02 (на фото) имели шарнирно-сочлененную раму. Силовая
и грузовая секции соединялись при помощи мощного вертикального
разнесенного шарнира. Поворот передней секции рамы относительно
задней обеспечивали силовые гидроцилиндры. Угол поворота секций
между собой составлял 40°. Это обеспечивало автомобилю ЧР-3120,
который был на 1,7 м длиннее КрАЗ-3130, меньший на 0,5 м радиус
поворота. Машина была оборудована многотопливным дизелем ЯМЗ-8421
мощностью 360 л. с. и новой десятиступенчатой коробкой передач
ЯМЗ-202. Двигатель мог работать как на дизельном топливе,
так и на бензине, а также на ракетном горючем с соответствующими
добавками. Автомобиль получил переднюю кабину от КрАЗ-260,
но без капота и оперения, а также бортовую платформу длиной
6,5 м. Он прошел практически все предварительные испытания.

 КрАЗ-ЧР-3130

КрАЗ-ЧР-3130В
этом автомобиле 8х8 были применены фактически все узлы КрАЗ-260,
кроме второго управляемого ведущего моста. Он был проходного
типа, и крутящий момент через него передавался от раздаточной
коробки на первый управляемый мост. Рама автомобиля была изготовлена
из серийного швеллера, но с усилителями по верхней и нижней
полкам лонжерона. Двигатель ЯМЗ-8421 располагался позади кабины
и частично входил в нее. Радиатор системы охлаждения был установлен
внутри. Доступ к нему обеспечивался изнутри кабины, через
съемный люк. Сама кабина была неопрокидываемой. Автомобиль
имел удлиненную тентованную платформу от КрАЗ-260.

Владислав Левский
Заместитель главного конструктора Холдинговой компании «АвтоКрАЗ»

Редакция благодарит новое периодическое издание – специальный
выпуск газеты «АвтоКрАЗ» за любезно предоставленный материал

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.