X

Колонка редактора

Отечественного автопроизводителя готовы поддерживать все без исключения. На словах. А как доходит до дела, то тут же возникает спор: нужны ему сегодня какие-либо льготы или нет? Одни считают, что уже хватит его баловать – пора выпускать на дорогу свободной конкуренции, иначе качество наших машин никогда не поднимется до европейского.

Отечественного автопроизводителя готовы поддерживать все без исключения. На словах. А как доходит до дела, то тут же возникает спор: нужны ему сегодня какие-либо льготы или нет? Одни считают, что уже хватит его баловать – пора выпускать на дорогу свободной конкуренции, иначе качество наших машин никогда не поднимется до европейского. Такая себе «шоковая терапия». Другие же утверждают, что преференции пока еще нужны, дабы стимулировать инвестиции в отрасль.

Еще в 2002 году Кабмин принял постановление о том, что предприятия, утвердившие в правительстве свои инвестиционные планы по развитию автомобильного производства, освобождаются от уплаты пошлин и НДС. Разумеется, не навсегда, – ибо ничто не вечно под Луной! – а до полной реализации намеченных планов.

Правительственное одобрение получили тогда инвестпрограммы предприятий, входящих в корпорации «УкрАвто» и «Богдан», – а именно Запорожского и Луцкого автозаводов. «Добро» было дадено и программе «ЛАЗа» (ныне Львовский завод коммунального транспорта – «ЛЗКТ»). Однако в 2005 году правительство на ходу поменяло правила игры и все эти льготы отменило.

Разумеется, такой поворот дела не вызвал у предприятий бурных оваций, и в Конституционный суд был подан соответствующий иск… Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Только в конце мая этого года Кабмин возобновил льготы для трех вышеназванных производителей. Комплектующие, ввозимые ими в Украину для сборки автомобилей, не будут облагаться ни таможенной пошлиной, ни НДС.

Конечно же, гиганты автопрома довольны. Они заявляют, что теперь смогут завершить инвестиционные проекты, которые были приторможены в 2005-м. А вот еще один крупный наш автопроизводитель – корпорация «АИС», которому такие преференции не светят, придерживается другого мнения: из-за введения льгот бюджет недосчитается 3 млрд. грн.

Как бы там ни было, но правительственное постановление уже принято. И если его начнут выполнять (а в наше неспокойное время ни в чем нельзя быть уверенным), то какие последствия возможны для нашего автопрома и для украинского автомобильного рынка? По данным AUTO-Consulting, в 2006 году корпорации «Укравто» и «Богдан» контролировали 37,7% и 11,6% рынка соответственно. Преференция в виде 20-процентного НДС и пошлин на ряд комплектующих даст этим предприятиям ценовое преимущество в 25 – 30 процентов. Так что, наверное, на рынке грядут большие перемены…

Главный редактор
Леонид Гоголев