X

Колонка редактора

Колонка Редактора

Бурный
процесс роста парка легковых автомобилей в городах Украины продолжается.
Однако момент, когда этот вид транспорта сможет догнать по объему перевозок
городские автобусы, наступит, по самым оптимистическим прогнозам, еще
лет этак через 25. Так что автобус остается пока в лидерах. А вместе с
ним остаются и проблемы, связанные с ним, в том числе – безопасность перевозок.

Грубыми административными мерами эту проблему не решить.
Свежий тому пример – «новогодний подарочек»: принятый Верховной Радой
и подписанный тогдашним президентом Л. Кучмой закон, который запрещает
перевозку стоячих пассажиров в маршрутках. Подарок этот не порадовал ни
перевозчиков, у которых снизились доходы, ни самих пассажиров, во благо
которых все это якобы и делалось. Ибо очереди на остановках стали длиннее,
а опоздания на работу – чаще. Особо обидно смотреть на маршрутные «Богданы»
и «Эталоны», которые проектировались как городские автобусы и на стоячие
места имеют законное право.

Президент ВААП Виталий Рева видит выход в замене маршруток
автобусами большой и особо большой вместимости, маршрутным же такси при
этом нужно оставить лишь «подвозящую» роль. За приоритет средних и больших
автобусов при обновлении парка выступает и глава «Укравтобуспрома» профессор
Любомир Крайник: «Один средний автобус по объему перевозок заменяет 5–6«Газелей».
Соответственно снижаются затраты топлива, а себестоимость пассажирокилометра
уменьшается в четыре раза».

Но нельзя забывать, что все плюсы, о которых говорят
уважаемые специалисты, проявляются лишь в условиях полной загрузки машин.
А в не пиковые часы и на «спокойных» маршрутах куда рентабельнее и оперативнее
работают все-таки юркие малютки. Словом, автобусы «всякие нужны, всякие
важны».

И вообще, проблему безопасности на городском автотранспорте
нельзя сводить только к упорядочению и рационализации структуры автобусного
парка. Парк этот давно уже пора обновлять. В особо критическом состоянии
– машины большого и особо большого классов: 80% из них уже давно исчерпали
свои амортизационные ресурсы. И здесь никак не обойтись без помощи государства,
ведь проблема пассажирских перевозок – проблема социальная. К сожалению,
механизм такой помощи пока еще не отработан, а пора бы!

И еще о безопасности. Надежным барьером от всяческих
неприятностей является сертификация автобусов. В последнее время кое-кто
начал поглядывать на недорогие и вроде бы неплохие автобусы из некоторых
стран Азии. Но здесь главное, чтобы волна оптимизма не разбилась о рифы
суровых, но справедливых сертификационных требований.

Леонид Гоголев
Главный редактор