X

КрАЗ С20.0: Звезда автошоу

В Кременчуге 28 июня прошло автошоу «КрАЗ-2009». Это мероприятие, уже ставшее традиционным, проводилось в пятый раз. Сенсацию на нем произвел дебют принципиально новой модели завода – двадцатитонного самосвала КрАЗ С20.0.

В Кременчуге 28 июня прошло автошоу «КрАЗ-2009». Это мероприятие, уже ставшее традиционным, проводилось в пятый раз. Сенсацию на нем произвел дебют принципиально новой модели завода – двадцатитонного самосвала КрАЗ С20.0.

В Кременчуге 28 июня прошло автошоу «КрАЗ-2009». Это мероприятие, уже ставшее традиционным, проводилось в пятый раз. Сенсацию на нем произвел дебют принципиально новой модели завода – двадцатитонного самосвала КрАЗ С20.0.

Автомобиль во многих отношениях примечателен. «Прежде всего, у него новая для кременчугских машин компоновочная схема – бескапотная, – рассказывает главный конструктор ХК «АвтоКрАЗ» Сергей Васечек. – Она отработана нами на изготовленном в прошлом году опытном самосвале КрАЗ-7238С4 с кабиной MAN. Это помогло создать качественно иной автомобиль КрАЗ С20.0. По сравнению с предшественником у него новые двигатель, трансмиссия, ведущие мосты и подвеска. Абсолютно новой является и оригинальная кабина, над которой мы работали два с половиной года». Данная машина – лишь первая ласточка: разрабатывается целое семейство бескапотных КрАЗов, куда входят самосвалы, шасси под спецтехнику, военные автомобили и т. д.

Каркас плюс панели

Кабину С20.0 решили сделать каркасно-панельной, т. е. со стальным каркасом, на который навешиваются панели из пластика. Преимущество такой конструкции в том, что она позволяет быстро наладить производство, причем без мощных и дорогостоящих прессов, дорогой штамповочной оснастки, необходимых для цельностальных сварных кабин. Кроме того, заменяя отдельные панели, но оставляя прежний каркас, можно без больших затрат менять облик кабины.

Каркасно-панельную кабину не нужно окрашивать снаружи – краска уже заложена в поверхностном слое пластика. Так что ни о каких сколах краски и царапинах не может быть и речи.

Кабина создавалась в системе объемного проектирования ProEngineer. Поэтому здесь не используется ручной труд модельщиков – все поверхности проработаны компьютером. Полученные объемные модели переданы на специальные станки, которыми были изготовлены мастер-модели. По мастер-моделям, в свою очередь, выполнены обратные матрицы, на которых отлиты отдельные детали кабины. Весь процесс изготовления панелей проходил независимо от оператора и потому был гарантированно защищен от его возможной ошибки. В итоге панели изготовлены очень точно, а сборка первой кабины прошла на удивление легко.
Сварка каркаса кабины тоже оказалась делом несложным: этот каркас значительно проще, чем у сегодняшних серийных машин.

Конечно, над кабиной еще придется «поколдовать», в частности, снизить вес каркаса и отработать технологию клейки наружных панелей. Но уже сегодня можно утверждать: конструкция удалась.

Нижняя подножка кабины – на гибком креплении. Новая, 15-кубовая платформа оснащена мощной итальянской гидравликой Binotto.

Эргономика рабочего места водителя на высоком уровне. В центре нового щитка приборов – дисплей борт-компьютера.

Экстерьер

Дизайн кабины разработан специалистами «АвтоКрАЗа». Будущее оформление не раз обсуждалось на техническом совете завода. В итоге экстерьер был утвержден. Правда, рассматривалась модель в масштабе 1:5 – компьютерная графика. И когда был изготовлен полноразмерный образец кабины, то, разумеется, возникла необходимость кое-что доработать. И это уже делается.

Важно, что в облике С20.0 заметны фамильные черты марки. И вправду, если посмотреть на эту машину строго спереди и слегка прищурить глаза, то перед нами возникнет как бы фронтальная проекция серийного капотного КрАЗа – с его характерной радиаторной решеткой. Преемственность налицо!

Интерьер

Кабина светлая и просторная. Моторный тоннель хоть и невысокий, но широкий, объемистый. Дело в том, что его решили изготовить, так сказать, с запасом– под двигатели разных размеров, включая V-образные. Ведь дизели ЯМЗ устраивают не всех заказчиков, особенно за рубежом.

С учетом особенностей ряда зарубежных рынков в конструкции кабины также предусмотрена возможность установки рулевого колеса не только слева, но и справа.

Эргономика кабины хорошо продумана. Применен многоступенчатый расчет рабочего места водителя с использованием самого большого, 95-процентного манекена. Конструкторы позаботились об удобстве работы водителя с органами управления и обзорности, о мягкости хода, малой вибронагруженности и еще о многом. В целях безопасности силовой каркас кабины наделен солидным запасом прочности.

Платформа

Грузовая платформа – практически как на предшественнике – бескапотнике КрАЗ-7238С4. В течение года его интенсивно эксплуатировали в Полтавском горнорудном карьере, и конструкция 15-кубового кузова себя оправдала. Он имеет полукруглое сечение, верхнюю обвязку и силовой пояс в зоне опрокидывания. Так что в платформу внесены лишь незначительные изменения.

Двигатель ЯМЗ серии 650 – лицензионный Renault DCi 11, развивает 362 л. с. (1700 Нм при 1200 об/мин.) и отвечает экологическим стандартам Евро 3.

Новая балансирная подвеска КрАЗ С20.0 позволяет эксплуатировать самосвал с повышенной нагрузкой – до 25 т.

Двигатель и КП

На самосвале установлен силовой агрегат серии ЯМЗ-650. Это лицензионный Renault DCi 11, который собирают в России, в Тутаеве. Уточним, что в этом российском городе сегодня функционируют два моторных завода. Один из них имеет давнюю историю и производит двигатели ярославской разработки. А вот второй, новый сборочный, как раз и выпускает дизели по французскому образу и подобию – семейство 650. Это современные 11,0-литровые рядные агрегаты, оснащенные системой впрыска Common Rail от фирмы Bosch. Двигатели соответствуют экологическим нормам Евро 3, действующим в РФ. Но достижим и уровень Евро 4.

Данные силовые агрегаты выпускаются в нескольких модификациях. На новом кременчугском бескапотнике применена 362-сильная версия ЯМЗ-6501.10. Но мощность двигателя может быть доведена и до 412 л. с. – все зависит от его настройки.

В паре с названным дизелем кременчугские конструкторы решили использовать коробку передач Eaton Fuller. Самосвал, показанный на автошоу, был оснащен 12-ступенчатой КП этой марки. Но вообще-то планируется применить 9-ступенчатую, модели 9JS200TA. Это хорошая, вполне современная конструкция, полностью синхронизированная, двухдиапазонная.
Ходовая

Передняя ось машины С20.0 – новая, рассчитанная на нагрузку 8 т с рулевым механизмом интегрального типа.

Изюминка шасси – новая балансирная задняя подвеска. В ней отсутствует характерная для прежней конструкции «кривая ось». Вместо этого балансиры с рессорами установлены на консольных цапфах, а кронштейны балансиров соединены отдельной штангой. Такая подвеска позволяет эксплуатировать самосвал при нормальной нагрузке в 25 т, однако может выдержать и больше.

На новом самосвале КрАЗ С20.0 установлены мосты, разработанные кременчугскими специалистами. Напомним, что на прошлогоднем опытном бескапотнике КрАЗ-7238С4 мосты были покупными – изготовленными китайской фирмой FAW. Это был чистой воды эксперимент, чтобы изучить их поведение в наших условиях. После испытаний автомобиля приняли решение использовать мосты собственной конструкции – освоенные в производстве и весьма надежные.

Мнение

Сергей Сазонов Генеральный директор ХК «АвтоКрАЗ»

Как и все автомобилестроительные компании мира, ХК «АвтоКрАЗ» столкнулся с финансово-экономическим кризисом, что привело к спаду производства. За первое полугодие 2009 года было собрано всего лишь около 100 автомобилей, отгружено потребителям со складов 350 машин, половина которых ушла на экспорт.

Тем не менее есть и позитивные моменты. Во-первых, мы не потеряли наших партнеров: все договоры и контракты с клиентами сохранены – пролонгированы. Во-вторых, в отличие от многих именитых зарубежных фирм не прекратили функционирование, сохранили производственный потенциал, не обанкротились. Кризис помог продемонстрировать нашу устойчивость, выявить скрытые резервы. Это позволило нам сконцентрироваться на особо важных направлениях, в частности, на создании новых моделей автомобилей. Яркий тому пример – показанный на автошоу принципиально новый самосвал КрАЗ С20.0.

Сергей Васечек Главный конструктор ХК «АвтоКрАЗ»

На самосвале КрАЗ С20.0 благодаря бескапотной компоновке нам удалось сократить колесную базу на 680 мм по сравнению с капотным аналогом, и радиус поворота уменьшился с 11-12 м до 8,5 м. А грузоподъемность при этом возросла до 20 т, то есть увеличилась до 5 т.

Александр Гриценко Технический директор ХК «АвтоКрАЗ»

Имеющаяся на заводе оснастка позволит нам до конца нынешнего года выпустить небольшую опытно-промышленную партию бескапотных автомобилей КрАЗ С20.0. А в следующем году, доработав технологию, мы планируем производить новые самосвалы малыми сериями.

Смена индексов

В нынешнем году ХК «АвтоКрАЗ» вводит новую систему обозначений для своих грузовиков. Подчеркнем, что она касается только вновь появившихся моделей, а за всеми остальными остаются их прежние индексы. Эта система, в отличие от старой, принятой в 1996 году, теперь содержит информацию о ряде важных особенностей моделей. Буква в начале индекса указывает на тип автомобиля: С – самосвал, Т – тягач, Н – шасси, B – бортовой грузовик. Далее следует двузначная цифра, обозначающая грузоподъемность (или нагрузку на седло) в тоннах. Затем через точку идет порядковый номер модификации. Кроме того, при наличии односкатной ошиновки к индексу добавляется буква Е, а полный привод обозначается буквой X. Таким образом, индекс Т17.0EX расшифровывается: Т – тягач, 17 – нагрузка на седло 17 т, 0 – номер модификации, Е – односкатная ошиновка, Х – полный привод.

Леонид Гоголев
Фото Юрия Гоголева