Лайнеры Кортрейка

Новинки Busworld-2005


Почетное звание Coach of the Year'2006 досталось новому флагману марки Neoplan – модели Starliner SHD L.
Volvo 7700 может оснащаться двигателем Евро 5, работающем на природном газе или биогазе.
Мировая премьера – междугородник Bova Lexio.
В салоне «информационного экспресса» Bova Magic электроники как в космическом корабле.
Водородный MAN Lion's City
В салоне водородного MAN Lion's City светло и просторно.
Двигатель MAN H2876 UH, работающий на водороде, намного чище моторов Евро 5.
«Подретушированная» Scania OmniLink скоро будет оснащаться сверхчистыми моторами Евро 5.
«Подретушированная» Scania OmniLink скоро будет оснащаться сверхчистыми моторами Евро 5.
Мировая премьера – Setra MultiClass 400. Рабочее место водителя стало комфортабельнее.
Мировая премьера – Setra MultiClass 400. Рабочее место водителя стало комфортабельнее.
Новый «турецкоподданный» – пригородный Temsa Tourmalin. Длина – 12/12,8 м, мест – 78+1+1. Мотор – 310 л. с.
Флагман Mercedes Travego подвергся фэйслифтингу и получил «сверхчистые» моторы.

Проходящий раз в два года международный автосалон Busworld
по праву считается самым крупным и престижным смотром автобусов в
Европе. Вот и в этом году он не изменил традициям – в бельгийский
городок Кортрейк свои новинки привезли десятки производителей.

Наиболее значимое событие
автосалона – награждение победителей международного конкурса Coach of
the Year (Туристический автобус года), который по четным годам чередуется
с Bus of the Year (Городской автобус года) на Ганноверском автосалоне.
Конкурс проводится с 1990 года, и его компетентное жюри состоит из ведущих
автомобильных журналистов, представляющих 14 стран Европы. В этом году
за титул боролись пять автобусов – жюри, как всегда, избрало самого достойного
победителя.

Праздник Neoman

На стенде объединения Neoman, в которое входят два крупнейших немецких
производителя автобусов – Neoplan и MAN, – был большой праздник. Третий
год подряд автобусы объединения становятся победителями столь престижного
конкурса. В свое время лучшим городским автобусом 2005 года был назван
MAM Lion’s City, а лучшим туристическим автобусом 2004 года – MAN Lion’s
Star. В нынешнем почетное звание Coach of the Year’2006 досталось новому
флагману марки Neoplan – модели Starliner SHD L, дебютировавшей осенью
прошлого года (подробнее см. «КА» №3’2005). Жюри, прежде всего, отметило
оригинальный дизайн внешности лайнера sharp cut – «острый угол». Примечательно,
что Starliner предыдущего поколения в свое время также стал победителем
данного конкурса, завоевав титул «Туристический автобус 2000 года».

В этом году победу одержала 13,9-метровая, длинная версия автобуса –
модификация L (см. заглавн. фото) с салоном на 50 мест и 480-сильным турбодизелем
MAN Common Rail. Она оснащена системой стабилизации ESP, системой слежения
за дорожной разметкой LGS, и адаптивным круиз-контролем ACC.

Однако на автосалоне Neoplan демонстрировал и стандартную по длине версию
Starliner SHD – укороченную до 13,0 м. На машине установлена электро-гидравлическая
система поворота третьей оси – EHGL, которая с середины 2006 года станет
применяться и на удлиненном 13,9-метровом флагмане L.

Cледующая новинка – низкопольник MAN Lion’s City, оборудованный 245-сильным
дизелем, который работает на природном газе и отвечает нормам Евро 5.
Компания MAN в свое время одной из первых начала массовый выпуск газодизельных
автобусов – за последних несколько лет их произведено свыше 2,5 тыс. штук.

С середины 2006 года флагманский лайнер MAN Lion’s Coach будет комплектоваться
новым турбодизелем D20 Common Rail, а его удлиненная, 57-местная версия
– двойной электронной платформой TEPS (Twin Electrical Platform). В последней
активно применяется оптиволоконная проводка CAN, которая заметно повышает
надежность и скорость обмена информацией между электронными системами
шасси и кузова.

Гранд-премьеры

Другое немецкое объединение – EvoBus, включающее таких грандов автобусостроения,
как Mercedes-Benz и Kassbohrer, также показало много интересного. На стенде
Mercedes представили сразу несколько новинок. Так, флагман марки, лайнер
Travego подвергся существенной модернизации. Освежился дизайн: фары, передняя
панель, бампер, кормовая часть; появился новый, интегрированный в крышу
кондиционер. Благодаря новым материалам и конструкторским решениям в интерьере
удалось сэкономить 300 кг. Travego теперь предлагается с двумя турбодизелями
Blue Tec (Евро 4) – 428 или 476 л. с. Автобус может оснащаться системой
слежения за дорожной разметкой Lane Assist, адаптивным круиз-контролем
и системой Continuous Braking Limiter, облегчающей троганье с места на
подъеме.

Был представлен и модернизированный городской низкопольник Mercedes
Citaro – в городском исполнении LE (Low Entry) и пригородном LEU. Автобус
получил рестайлинг передней и задней части. В корме салона – новая накопительная
площадка с двумя входными ступеньками, позволяющая дополнительно разместить
две пары кресел и больше стоящих пассажиров. Усилена стеклопластиковая
крыша, кроме того, теперь она для удобства посадки/высадки приподнята
в задней части на 310 мм. Новое лобовое стекло Opticool задерживает до
10% теплового и радиационного солнечного излучения. Передняя независимая
подвеска колес – тоже новая. Для Citaro предлагаются 6-цилиндровые турбодизели
Евро 4 мощностью 299 и 354 л. с., а с середины 2006 года появится еще
мотор в 286 л. с. Городской вариант рассчитан на перевозку 85-91 чел.,
а пригородный – 65-80 чел.

На стенде компании Kassbohrer состоялся мировой дебют – презентован
пригородный автобус Setra MultiClass 400. Новинка пришла на смену машинам
«мультикласс» 300, которые выпускались с 1994 года и стали самыми продаваемыми
моделями марки: всего изготовлено более 10 тыс. единиц. Внешность автобуса
выполнена в духе старших «собратьев» – моделей ComfortClass 400 и TopClass
400. Об этом красноречиво свидетельствует широкая алюминиевая стойка крыши
за передней дверью, а также изогнутые фары с указателями поворотов на
светодиодах. Передняя и задняя часть кузова теперь стеклопластиковые,
что дало 200-килограммовый выигрыш в весе.

В Кортрейке представлены две версии новинки: 12,2-метровая S 415 UL
– 49 мест (+23 стоячих) и 14, 05-метровая S 417 UL – на 61 (39) мест.
Благодаря «прибавившему» 200 мм переднему свесу и увеличившейся с 2500
до 2550 мм ширине кузова водителю и пассажирам стало более просторно.
Водитель также оценит новый, удобный джойстик коробки передач с пневмоусилителем
Servoshift. Посадку/высадку призвана облегчить нижняя подножка, расположенная
всего в 330 мм от земли. В салоне – более легкие и эргономичные кресла
Transit. Появилось новое потолочное освещение и багажные отсеки.

Автобус стал маневреннее – угол поворота передних колес увеличился на
10% – до 7,65 градуса. Стандартно предлагается 300-сильный турбодизель
Mercedes Евро 4, а в качестве опции – моторы в 354 и 408 л. с. Коробка
передач – 6-ступенчатая, механическая, хотя с конца 2006 года возможна
и полностью автоматическая. Скоро в качестве опции будет устанавливаться
и система курсовой устойчивости ESP.

Сверхчистые шведы

Компания Volvo Bus тоже показала несколько новинок. Сочлененная низкопольная
модель 8700 LEA – 18-метровая, на 145 пассажиров – обзавелась новым турбодизелем
DH12E в 340 л. с. Благодаря технологии очистки выхлопных газов SCR мотор
соответствует нормам Евро 4. Доработана передняя независимая подвеска,
в результате чего улучшилась управляемость и сократился радиус поворота.
В качестве опции машина оснащается камерой заднего вида.

Другой «горожанин» – Volvo 7700 – получил более мощный 9,0-литровый
мотор в 260, 310 или 360 л. с. Модель предлагается в двух вариантах по
длине: 12-метровом, рассчитанном 95 чел., и сочлененном (18 м и 150 пассажиров).

Для модели 7700 на выставке показан и новый двигатель G9A, работающий
на природном газе или биогазе. Рядный 6-цилиндровый 24-клапанный агрегат
в 9,4 л выдает на-гора 300 л. с. и 1400 Нм, т. е. на 10 л. с. и 200 Нм
больше, нежели предшественник. Volvo Bus – первая компания, которая установила
на газовом двигателе систему рециркуляции выхлопных газов EGR – в результате
мотор отвечает не только нормам Евро 4, но и Евро 5.

Volvo Bus также предлагает новую 12-ступенчатую механическую коробку
с автоматическим переключением передач I-Shift. По сравнению с «автоматом»
первого поколения она стала быстрее и тише в работе, а также экономичнее.

Компания Scania привезла в Кортрейк модернизированные автобусы: городской
OmniCity и пригородный OmniLink. В первом случае машина имеет низкий уровень
пола по всей длине салона, а во втором – только в передней части. Автобусы
подверглись фэйслифтингу, что особенно заметно по вытянутым фарам и рисунку
передней панели. Улучшена эргономика рабочего места водителя. Автобусы
оснащаются 9-литровым турбодизелем с системой рециркуляции выхлопных газов
EGR мощностью 230, 270 или 310 л. с. Пока они отвечают нормам Евро 4,
хотя со следующего года начнутся поставки и версий Евро 5. С двигателями
агрегатируются 8-ступенчатая механическая КПП с системой автоматического
переключения Opticruiser или полностью автоматическая 5- или 6-ступенчатая
коробка ZF.

VDL-технологии

Объединение VDL Group, куда входят такие известные фирмы, как Berkhof,
Bova, Jonckhere, Kusters и непосредственно VDL Bus International, демонстрировало
целую плеяду новинок. Самая интересная из них – информационный экспресс,
автобус Bova Magic Infoteinment Express. Машина построена на базе обычной
серийной модели Magiq HD 131-430XE. Однако при той же длине в 13,1 м автобус
вмещает наполовину меньше пассажиров – всего 29, но зато с каким комфортом!
Салон поделен на 3 отсека. Первый – Film Department – представляет собой
передвижной кинотеатр Dolby Digital с большим LCD экраном высокого разрешения.
Кроме того, здесь три DVD- и два CD-плеера, спутниковая антенна и многое
другое. Второй отсек – Information Department – включает два 17-дюймовых
ЖК-дисплея, цифровое TV, GPS-приемник, систему Royal Visual Sistem, показывающую
пассажирам местонахождение автобуса, скорость движения, температуру внутри
салона и рассказывающую о правилах безопасного поведения. Имеется и противоугонная
система обнаружения MIQ, работающая через Интернет. Третий отсек – Catering/Audio/Games,
где есть буфет с кофеваркой, 23-дюймовый дисплей, игровые приставки для
детей и многое другое. И хотя Magic Infoteinment Express пока что прототип,
у него большое будущее.

Зато уже можно купить новый междугородный автобус Bova Lexio – длиной
12,3 и 13 м. Интересно, что шасси SB 4000+ PF разработала компания VDL
Bus International. Оно стандартно оснащается пневмоподвеской колес с системой
опускания кузова на остановках kneeling. Передняя подвеска – независимая.
Кузов – изделие фирмы VDL Berkhof/Jonckheere. Автобус оснащается 6-цилиндровым
мотором DAF серии PE с насос-форсунками высокого давления UPEC мощностью
310 или 360 л. с., наружные панели кузова, расположенные ниже уровня пола,
– из нержавеющей стали, а те, что выше пола, – из оцинкованной стали.

Lion’s Сity на топливных элементах –
дальнейшее развитие первых водородных автобусов MAN и Neoplan,
опытные образцы которых хорошо зарекомендовали себя при эксплуатации
в аэропорту Мюнхена, наездив более 400 тыс. км. С 2006 года
«водородный лев» пойдет в мелкосерийное производство.

Юрий Гоголев
Фото фирм-производителей

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.