Лайнеры Кортрейка
Проходящий раз в два года международный автосалон Busworld по праву считается самым крупным и престижным смотром автобусов в Европе. Вот и в этом году он не изменил традициям – в бельгийский городок Кортрейк свои новинки привезли десятки производителей. |
Наиболее значимое событие
автосалона – награждение победителей международного конкурса Coach of
the Year (Туристический автобус года), который по четным годам чередуется
с Bus of the Year (Городской автобус года) на Ганноверском автосалоне.
Конкурс проводится с 1990 года, и его компетентное жюри состоит из ведущих
автомобильных журналистов, представляющих 14 стран Европы. В этом году
за титул боролись пять автобусов – жюри, как всегда, избрало самого достойного
победителя.
Праздник Neoman
На стенде объединения Neoman, в которое входят два крупнейших немецких
производителя автобусов – Neoplan и MAN, – был большой праздник. Третий
год подряд автобусы объединения становятся победителями столь престижного
конкурса. В свое время лучшим городским автобусом 2005 года был назван
MAM Lion’s City, а лучшим туристическим автобусом 2004 года – MAN Lion’s
Star. В нынешнем почетное звание Coach of the Year’2006 досталось новому
флагману марки Neoplan – модели Starliner SHD L, дебютировавшей осенью
прошлого года (подробнее см. «КА» №3’2005). Жюри, прежде всего, отметило
оригинальный дизайн внешности лайнера sharp cut – «острый угол». Примечательно,
что Starliner предыдущего поколения в свое время также стал победителем
данного конкурса, завоевав титул «Туристический автобус 2000 года».
В этом году победу одержала 13,9-метровая, длинная версия автобуса –
модификация L (см. заглавн. фото) с салоном на 50 мест и 480-сильным турбодизелем
MAN Common Rail. Она оснащена системой стабилизации ESP, системой слежения
за дорожной разметкой LGS, и адаптивным круиз-контролем ACC.
Однако на автосалоне Neoplan демонстрировал и стандартную по длине версию
Starliner SHD – укороченную до 13,0 м. На машине установлена электро-гидравлическая
система поворота третьей оси – EHGL, которая с середины 2006 года станет
применяться и на удлиненном 13,9-метровом флагмане L.
Cледующая новинка – низкопольник MAN Lion’s City, оборудованный 245-сильным
дизелем, который работает на природном газе и отвечает нормам Евро 5.
Компания MAN в свое время одной из первых начала массовый выпуск газодизельных
автобусов – за последних несколько лет их произведено свыше 2,5 тыс. штук.
С середины 2006 года флагманский лайнер MAN Lion’s Coach будет комплектоваться
новым турбодизелем D20 Common Rail, а его удлиненная, 57-местная версия
– двойной электронной платформой TEPS (Twin Electrical Platform). В последней
активно применяется оптиволоконная проводка CAN, которая заметно повышает
надежность и скорость обмена информацией между электронными системами
шасси и кузова.
Гранд-премьеры
Другое немецкое объединение – EvoBus, включающее таких грандов автобусостроения,
как Mercedes-Benz и Kassbohrer, также показало много интересного. На стенде
Mercedes представили сразу несколько новинок. Так, флагман марки, лайнер
Travego подвергся существенной модернизации. Освежился дизайн: фары, передняя
панель, бампер, кормовая часть; появился новый, интегрированный в крышу
кондиционер. Благодаря новым материалам и конструкторским решениям в интерьере
удалось сэкономить 300 кг. Travego теперь предлагается с двумя турбодизелями
Blue Tec (Евро 4) – 428 или 476 л. с. Автобус может оснащаться системой
слежения за дорожной разметкой Lane Assist, адаптивным круиз-контролем
и системой Continuous Braking Limiter, облегчающей троганье с места на
подъеме.
Был представлен и модернизированный городской низкопольник Mercedes
Citaro – в городском исполнении LE (Low Entry) и пригородном LEU. Автобус
получил рестайлинг передней и задней части. В корме салона – новая накопительная
площадка с двумя входными ступеньками, позволяющая дополнительно разместить
две пары кресел и больше стоящих пассажиров. Усилена стеклопластиковая
крыша, кроме того, теперь она для удобства посадки/высадки приподнята
в задней части на 310 мм. Новое лобовое стекло Opticool задерживает до
10% теплового и радиационного солнечного излучения. Передняя независимая
подвеска колес – тоже новая. Для Citaro предлагаются 6-цилиндровые турбодизели
Евро 4 мощностью 299 и 354 л. с., а с середины 2006 года появится еще
мотор в 286 л. с. Городской вариант рассчитан на перевозку 85-91 чел.,
а пригородный – 65-80 чел.
На стенде компании Kassbohrer состоялся мировой дебют – презентован
пригородный автобус Setra MultiClass 400. Новинка пришла на смену машинам
«мультикласс» 300, которые выпускались с 1994 года и стали самыми продаваемыми
моделями марки: всего изготовлено более 10 тыс. единиц. Внешность автобуса
выполнена в духе старших «собратьев» – моделей ComfortClass 400 и TopClass
400. Об этом красноречиво свидетельствует широкая алюминиевая стойка крыши
за передней дверью, а также изогнутые фары с указателями поворотов на
светодиодах. Передняя и задняя часть кузова теперь стеклопластиковые,
что дало 200-килограммовый выигрыш в весе.
В Кортрейке представлены две версии новинки: 12,2-метровая S 415 UL
– 49 мест (+23 стоячих) и 14, 05-метровая S 417 UL – на 61 (39) мест.
Благодаря «прибавившему» 200 мм переднему свесу и увеличившейся с 2500
до 2550 мм ширине кузова водителю и пассажирам стало более просторно.
Водитель также оценит новый, удобный джойстик коробки передач с пневмоусилителем
Servoshift. Посадку/высадку призвана облегчить нижняя подножка, расположенная
всего в 330 мм от земли. В салоне – более легкие и эргономичные кресла
Transit. Появилось новое потолочное освещение и багажные отсеки.
Автобус стал маневреннее – угол поворота передних колес увеличился на
10% – до 7,65 градуса. Стандартно предлагается 300-сильный турбодизель
Mercedes Евро 4, а в качестве опции – моторы в 354 и 408 л. с. Коробка
передач – 6-ступенчатая, механическая, хотя с конца 2006 года возможна
и полностью автоматическая. Скоро в качестве опции будет устанавливаться
и система курсовой устойчивости ESP.
Сверхчистые шведы
Компания Volvo Bus тоже показала несколько новинок. Сочлененная низкопольная
модель 8700 LEA – 18-метровая, на 145 пассажиров – обзавелась новым турбодизелем
DH12E в 340 л. с. Благодаря технологии очистки выхлопных газов SCR мотор
соответствует нормам Евро 4. Доработана передняя независимая подвеска,
в результате чего улучшилась управляемость и сократился радиус поворота.
В качестве опции машина оснащается камерой заднего вида.
Другой «горожанин» – Volvo 7700 – получил более мощный 9,0-литровый
мотор в 260, 310 или 360 л. с. Модель предлагается в двух вариантах по
длине: 12-метровом, рассчитанном 95 чел., и сочлененном (18 м и 150 пассажиров).
Для модели 7700 на выставке показан и новый двигатель G9A, работающий
на природном газе или биогазе. Рядный 6-цилиндровый 24-клапанный агрегат
в 9,4 л выдает на-гора 300 л. с. и 1400 Нм, т. е. на 10 л. с. и 200 Нм
больше, нежели предшественник. Volvo Bus – первая компания, которая установила
на газовом двигателе систему рециркуляции выхлопных газов EGR – в результате
мотор отвечает не только нормам Евро 4, но и Евро 5.
Volvo Bus также предлагает новую 12-ступенчатую механическую коробку
с автоматическим переключением передач I-Shift. По сравнению с «автоматом»
первого поколения она стала быстрее и тише в работе, а также экономичнее.
Компания Scania привезла в Кортрейк модернизированные автобусы: городской
OmniCity и пригородный OmniLink. В первом случае машина имеет низкий уровень
пола по всей длине салона, а во втором – только в передней части. Автобусы
подверглись фэйслифтингу, что особенно заметно по вытянутым фарам и рисунку
передней панели. Улучшена эргономика рабочего места водителя. Автобусы
оснащаются 9-литровым турбодизелем с системой рециркуляции выхлопных газов
EGR мощностью 230, 270 или 310 л. с. Пока они отвечают нормам Евро 4,
хотя со следующего года начнутся поставки и версий Евро 5. С двигателями
агрегатируются 8-ступенчатая механическая КПП с системой автоматического
переключения Opticruiser или полностью автоматическая 5- или 6-ступенчатая
коробка ZF.
VDL-технологии
Объединение VDL Group, куда входят такие известные фирмы, как Berkhof,
Bova, Jonckhere, Kusters и непосредственно VDL Bus International, демонстрировало
целую плеяду новинок. Самая интересная из них – информационный экспресс,
автобус Bova Magic Infoteinment Express. Машина построена на базе обычной
серийной модели Magiq HD 131-430XE. Однако при той же длине в 13,1 м автобус
вмещает наполовину меньше пассажиров – всего 29, но зато с каким комфортом!
Салон поделен на 3 отсека. Первый – Film Department – представляет собой
передвижной кинотеатр Dolby Digital с большим LCD экраном высокого разрешения.
Кроме того, здесь три DVD- и два CD-плеера, спутниковая антенна и многое
другое. Второй отсек – Information Department – включает два 17-дюймовых
ЖК-дисплея, цифровое TV, GPS-приемник, систему Royal Visual Sistem, показывающую
пассажирам местонахождение автобуса, скорость движения, температуру внутри
салона и рассказывающую о правилах безопасного поведения. Имеется и противоугонная
система обнаружения MIQ, работающая через Интернет. Третий отсек – Catering/Audio/Games,
где есть буфет с кофеваркой, 23-дюймовый дисплей, игровые приставки для
детей и многое другое. И хотя Magic Infoteinment Express пока что прототип,
у него большое будущее.
Зато уже можно купить новый междугородный автобус Bova Lexio – длиной
12,3 и 13 м. Интересно, что шасси SB 4000+ PF разработала компания VDL
Bus International. Оно стандартно оснащается пневмоподвеской колес с системой
опускания кузова на остановках kneeling. Передняя подвеска – независимая.
Кузов – изделие фирмы VDL Berkhof/Jonckheere. Автобус оснащается 6-цилиндровым
мотором DAF серии PE с насос-форсунками высокого давления UPEC мощностью
310 или 360 л. с., наружные панели кузова, расположенные ниже уровня пола,
– из нержавеющей стали, а те, что выше пола, – из оцинкованной стали.
| |