X

Полигон

Армейская техника России

















21-й НИИ Минобороны России – ведущий научно-исследовательский
институт, специализирующийся на создании военной автотехники. Не так
давно на его полигоне в подмосковных Бронницах прошла выставка «Автомобильная
техника двойного назначения – 2004».

Традиционно здесь были
представлены машины так называемого двойного (военного и гражданского)
назначения, а также различная спецтехника: как серийная, так и перспективная.
Причем демонстрировали ее не только в статике, но и в динамике – машины
преодолевали серьезные препятствия, которыми изобилует бронницкий полигон,
– на то он и испытательный.

Русский стандарт

Сначала о стандартных полноприводных армейских грузовиках – автомобилях
многоцелевого назначения.

АМО «ЗИЛ» показал пока что макетные, то есть самые первые образцы грузовиков
нового семейства «Калан-1»: двухосный ЗИЛ-4327А1 (на 2,5 т) и трехосный
4334 А1 (4,8 т). Они оснащены ярославскими дизелями нового поколения:
соответственно ЯМЗ-234 (173 л. с.) и ЯМЗ-536 (230 л. с.). Обе машины преодолевают
брод 1,5 м. Внешне от прежних армейских ЗИЛов их отличают практичные плоские
двухсекционные лобовые стекла, тогда как раньше устанавливали гнутые.

Автостроители из Миасса показали трехосный «капотник» «Урал-4320-45»
с кабиной повышенной комфортабельности. Фактически это «милитаризованная»
версия машины, засвеченной еще в позапрошлом году на московском автосалоне.
Данная модификация снабжена новейшей фирменной электронной мультиплексной
системой управления и диагностики – ЭМСУД «Урал».

Самая свежая новинка из всех представленных на выставке – двухосный «Урал-43206-47»,
первый образец которого собрали в апреле этого года. Кабина расположена
над двигателем, благодаря чему практически при той же длине (7,59 м),
что и у известных капотных «Уралов» 4х4, машина имеет куда более вместительную
платформу. Двигатель, правда, из «прежних» – ЯМЗ-236 БЕ2 (250 л. с.).
Оба автомобиля преодолевают брод в 1,75 м.

Из «камазовской» продукции отметим модель 5350 (6х6) с бронированной
кабиной, обеспечивающей защиту экипажа по классу 5а (то есть от пуль автомата
Калашникова). Кроме того, у автомобиля повышенные монтажные возможности:
он оборудован платформой с фитинговыми креплениями под съемные кузова-контейнеры.

Идет специализация

Одна из ярких тенденций развития современной армейской автотехники –
увеличение количества специальных машин на стандартных шасси. Немало новинок
такого рода привезли и в Бронницы.

Например, «носителями» армейских радиостанций Р-142, обеспечивающих
связь в полковом звене, служат двухосные «Урал-43206» и КАМАЗ-43501. Они
были показаны также и с более мощной станцией – Р-161 (для связи в звене
полка, дивизии). Впрочем, создание этих машин больших усилий не потребовало:
на них просто перенесли кузова-фургоны со всей начинкой с ГАЗ-66 и ЗИЛ-131
соответственно.

На столь популярное у разработчиков шасси двухосного «Урала» установили
также разливочную станцию АРЛ-14, предназначенную для дегазации и дезактивации
местности, зданий и техники. Подобные работы выполняет и тепловая машина
ТМС-65Д на трехосном «Урале», но делает это при помощи мощного газового
потока, который создается… турбореактивным двигателем от самолета.

На базе трехосного КАМАЗ-53212 (6х4) была показана топливная цистерна.
А полноприводные «трехоски» ЗИЛ и КАМАЗ послужили основой для цистерн
пожарных – соответственно на 2,5 и 7,0 т воды.

Интересной была подборка средств эвакуации застрявшей или поврежденной
техники. В их числе был легкий колесный эвакуационный транспортер КТ-Л
с локальным бронированием, созданный на базе «Урал-4320-31».

«Мультилифт» и контейнеры

Сегодня на многих зарубежных военных грузовиках устанавливают систему
типа «Мультилифт», обеспечивающую механизированную погрузку и выгрузку
съемных грузовых модулей. Кроме того, она может работать в самосвальном
режиме. Сегодня такие системы создают и в России.

В Бронницах были показаны макетные образцы грузоподъемностью 8,0 т на
шасси «Урал» и КАМАЗ и 6,0 т – тоже на камском грузовике. Демонстрировался
также находящийся уже в стадии опытного образца «Урал-4320-1012-31» (6х6)
с гусеничным транспортером на спине. Система «Мультилифт» очень эффективна.
Если на разгрузку обычного грузовика со снарядами с помощью крана уходит
7 минут, то «Мультилифту» хватает одной.

Близкими по замыслу являются и унифицированные кузова-контейнеры многоцелевого
назначения. Они могут использоваться для штабных комплексов, операционных,
перевязочных, хлебозаводов, аппаратных связи и т. д. В отличие от унифицированных
кузовов-фургонов (в народе их по старинке называют «кунгами»), контейнер
в любой момент можно снять с грузовика, установить стационарно, а машину
использовать в других целях. Семейство таких контейнеров в российской
армии состоит из семи базовых моделей – от КК 1 до КК 7 грузоподъемностью
от 1 до 13 т.

«Гидроходы»

Посетителей выставки, словно магнит, притягивала разработка ОАО «НАМИ-Сервис»
– трехосный синий автомобиль под названием «Гидроход». Впрочем, его название
свидетельствует вовсе не о способности машины плавать, а о наличии у нее
гидрообъемной полнопоточной трансмиссии. Дизель International приводит
в действие гидронасос, который гонит специальную жидкость по трубопроводам
к гидромоторам, вращающим колеса. Преимущество такой схемы – плавная,
бесступенчатая передача крутящего момента. Автомобиль выполнен на шасси
ЗИЛ-49061 – наподобие машин комплекса «Синяя птица», созданного в свое
время для поиска и эвакуации приземлившихся космонавтов.

Что касается настоящих «плавцов», то в Бронницах их показали в деле:
благо здесь имеется немалое озеро. Под звуки настоящей канонады и на фоне
впечатляющих дымовых эффектов на берег десантировались сочлененные гусеничные
транспортеры ДТ-10ПМ и ДТ-30П грузоподъемностью соответственно 10 и 30
т.

К этим большим, уже хорошо известным машинам присоединились и несколько
малюток. СКБ «Кайман» показало новинку – гусеничный транспортер армейского
вида «Горностай». Машина оснащена дизелем, пружинной подвеской и резино-тканевой
гусеницей с металлическими поперечинами. Она отличается малым удельным
давлением на грунт – 0,156 кг/см кв.

Интересную новинку представило ООО «Баштерратехника» – вездеход СВ-2П
«Ласка». Обтекаемая, веселой раскраски машина, совсем не похожая на военную,
примечательна во многих отношениях. Во-первых, она двухзвенная, а во-вторых,
оборудована гидростатической трансмиссией. Движение на плаву обеспечивают
не только гусеницы, как у многих небольших амфибий, но и гребной винт,
установленный в корме второго звена. Это позволяет двигаться по воде со
скоростью 10 км/ч.

После показа техники на полигоне в Бронницах состоялась пресс-конференция,
которую по традиции проводили в огромной армейской палатке. Заместитель
начальника Главного автобронетанкового управления российской армии генерал-майор
Николай Ковалев обнадежил собравшихся: в следующем году ассигнования на
закупку военной автомобильной техники будут увеличены. А это значит, что
некоторое опытные образцы, показанные на полигоне, вероятно, станут серийными.

Леонид Гоголев
Фото автора