X

Праздник автобусов состоялся!

С 16 по 21 октября в бельгийском городе Кортрейк прошла крупнейшая в Европе выставка автобусов – Busworld 2009. В этом году, несмотря на кризис, салон получился не менее интересным – здесь было на что посмотреть.

С 16 по 21 октября в бельгийском городе Кортрейк прошла крупнейшая в Европе выставка автобусов – Busworld 2009. В этом году, несмотря на кризис, салон получился не менее интересным – здесь было на что посмотреть.

С 16 по 21 октября в бельгийском городе Кортрейк прошла крупнейшая в Европе выставка автобусов – Busworld 2009. В этом году, несмотря на кризис, салон получился не менее интересным – здесь было на что посмотреть.

Уже много лет автобусные производители работают над улучшением комфорта, безопасности, а также над повышением экономичности и экологичности своих машин. Не стал исключением и нынешний автосалон в Кортрейке. Здесь, как и на прошлогоднем Ганноверском автосалоне (см. «КА» № 12’2008), гвоздем программы были модели с гибридной силовой установкой. Это и понятно – ведь экологические нормы в Европе все ужесточаются. Кроме того, в связи с финансовым кризисом проблема снижения расхода топлива машин стала намного актуальнее.

Новый лайнер СomfortClass 400 – мировая премьера от компании Setra.

Львовский автозавод преподнес
европейцам две модели с двигателями Deutz стандарта Евро 5 – низкопольник СityLAZ и туристический лайнер NeoLAZ.

Состоялось и самое главное событие, традиционно проводимое в рамках салона, – объявление победителя международного конкурса «Автобус года» (Сoach of the Year’2010) (по четным годам – туристического, по нечетным – городского). Таким образом, «Туристическим автобусом 2010 года» избран лайнер Mercedes-Benz Travego третьего поколения (подробнее см. «КА» № 11’2009).

Победитель международного конкурса «Туристический автобус 2010 года» – Mercedes-Benz Travego третьего поколения.

У дебютанта Van Hool Astronef – салон с креслами, расположенными амфитеатром. Машина предлагается в двух версиях по длине: 13,2 и 14,0 м.

Польский Autosan приехал на вернисаж с пригородной моделью Eurolider 13. Мест – 75 (сид. – 47). Двигатель – Cummins (300 л. с.) стандарта Евро 5.

Setra Компания Setra показала мировую премьеру – новый туристический автобус семейства Comfort Class 400. Машина получила более 30 новаций. Одной из ключевых стал энергопоглощающий модуль в носовой части кузова Front Collision Guard (FCG), уменьшающий последствия аварии при лобовом столкновении. Улучшена и активная безопасность: в ночное время при входе в поворот дополнительные фары освещают боковое пространство дороги. Появился интардер с увеличенной тормозной мощностью Intarder 3.

Повысилась комфортабельность. В салоне устанавливаются светодиодные светильники, в том числе индивидуального освещения. На потолке – 19-дюймовый TFT-монитор для просмотра DVD. Пневмоподвеска колес оснащена системой Electronic Level Control (ENR), которая регулирует ее жесткость и повышает плавность хода и устойчивость в движении. В трехосных вариантах автобусов третья ось получила независимую подвеску колес, что также улучшило комфортабельность езды. Контролировать посадку-высадку пассажиров помогает еще одна видеокамера – теперь уже у второй двери, в центральной части кузова. Обновилось и рабочее место водителя – появились щиток приборов с 3D-графическим изображением и большим цветным дисплеем борткомпьютера, а также многофункциональный руль.

На выставке была показана модель S 415 GT-HD с 456-сильным турбодизелем Mercedes-Benz OM 457 LA и специально разработанной 8-ступенчатой автоматической коробкой передач GO 240-8 PowerShift – более легкой и компактной.

Туристические автобусы Volvo 9700/9900 получили 13-литровые двигатели (420 и 460 л. с.) взамен 12-литровых. Компания Volvo Bus продемонстрировала на своих автобусах алкотестер для водителя.

«Малыш» на электротяге Zeus от итальянской фирмы Breda Menarini предназначен для работы в экологически чистых районах.

Испанское ателье Beulas презентовало роскошный двухэтажный лайнер – модель Jewel второго поколения.

Scania Именитая шведская компания привезла в Кортрейк новый туристический автобус Touring. Машина разрабатывалась совместно с крупным китайским производителем Higer. Модель предназначена для освоения рынков Центральной Европы, Ближнего Востока и Африки. Автобус длиной 12 м имеет салон на 49 пассажиров и багажные отсеки полезным объемом 9 м куб. В качестве опции крышки отсеков могут оснащаться пневмоприводом. Предлагается два исполнения по уровню оснащения: Сomfort и Premium. Для лучшей шумо- и теплоизоляции заднее и боковые стекла сделаны двойными. В салоне стандартно установлены кондиционер, биотуалет, два 17-дюймовых LCD монитора и DVD-плейер; за доплату возможна мини-кухня.

Лайнер Touring, разработанный Scania совместно с китайским производителем Higer, призван завоевывать новые рынки.

Scania показала серийную модель OmniLink, но не простую, а гибридную, – работающую на этаноле.

Автобус планируют оборудовать турбодизелями Scania стандарта Евро 4 или Евро 5 мощностью от 380 до 440 л. с. С ними комплектуется 12-ступенчатая КП Opticruise нового поколения с полностью автоматической системой переключения. Подвеска всех колес – пневматическая (как опция – передняя независимая).

Кроме того, на стенде компании показали инновационный гибридный автобус, позволяющий экономить до 25% топлива. В основе машины лежит серийный дизельный агрегат, приспособленный под работу на этаноле. Использование этилового спирта вместо солярки позволяет на 90% уменьшить выбросы окиси азота в атмосферу. Двигатель при помощи генератора питает тяговый электромотор, который вращает задние колеса. Подпитка электроэнергией происходит и при торможении автобуса – в режиме рекуперации. В течение двух лет шесть таких автобусов – 13,7-метровых трехосных машин Scania OmniLink – будут испытываться на шведских дорогах.

Van Hool На стенде голландской фирмы состоялась мировая премьера модели Astronef. Это туристический автобус с внутренней планировкой, новой для Van Hool: кресла в салоне располагаются амфитеатром, так что пассажиры всех рядов могут наслаждаться обзором через лобовое стекло. Это потребовало увеличения габаритной высоты до 3,73 м. Автобус предлагается в двух версиях длины: 13,2-метровой T916 и 14-метровой T917. Пассажировместимость составляет соответственно 59+1 и 65+1 чел., а полезный объем багажных отсеков – 13,5 и 15,5 м куб. Есть два турбодизеля на выбор: DAF (Евро 5), в 462 л. с., или 480-сильный MAN, отвечающий еще более строгим экостандартам – EEV.

С этого года все лайнеры семейства T9 (от Alicron до Astromega) получили ряд усовершенствований. В салоне появилось светодиодное освещение. Обзорность назад в ночное время улучшает телекамера с инфракрасным режимом. Благодаря модернизации шасси удалось увеличить внутренний полезный объем кузова.

На стенде Van Hool также представили гибридные низкопольные автобусы A330. Так, состоялась премьера модели на топливных элементах Fuel Cell, для американского рынка. Была машина и с дизель-электрическим приводом, несколько десятков которых уже эксплуатируется в ряде городов Бельгии и Голландии.

Турецкая компания Temsa презентовала в Кортрейке не только свой гибрид на базе низкопольной модели Avenue,
но и новый логотип марки.

Низкопольник Сitea CLE от объединения VDL предстал в трехосной версии на 13,7 м. Мест – 120 (сид. – 46).

MAN/Neoplan Концерн MAN Nutzfahrzeuge AG приехал в Кортрейк с букетом новинок. Отныне для всех автобусов MAN и Neoplan предлагаются турбодизели стандарта EEV. Причем без применения аммиачного заменителя AdBlue (т. е. без системы очистки выхлопных газов SCR). Как и в случае с моторами стандарта Евро 5 (вступил в действие с октября 2009 года) на «сверхчистых» моторах используется система Сommon Rail третьего поколения (давление впрыска – 1800 бар) и система очистки отработавших газов EGR. А самое главное – для соответствия нормам EEV применен запатентованный сажевый фильтр PM-Cat.

На автосалоне состоялась презентация лайнеров Neoplan Starliner L и Сityliner C в люкс-исполнении Individual. Напомним, что «индивидуальные» версии «засветились» в конце 2008 года на автосалоне в Ганновере (см. «КА» № 12’2008), правда, в качестве экспериментальных. Теперь же эти машины стали серийными. Помимо роскошного салона с кожаными креслами, полом из дубового паркета, люкс-автобусы отличаются и новой приборной панелью в кабине водителя. Показанные на выставке Neoplan Starliner L и Сityliner C в версии Individual были с топовыми двигателями – в 480 и 505 л. с. соответственно. Кроме того, «старлайнер» укомплектован новейшей 12-ступенчатой автоматической КП MAN TipMatic Coach с дополнительными функциональными режимами: «маневрирование» и «пониженная передача». Оба автобуса в стандарте оснащены фарами подсветки поворота, адаптивным круиз-контролем, пневмоподвеской с изменяемой жесткостью, системой движения за дорожной разметкой и ESP.

  

Мировая премьера турецкого филиала Isuzu – ультрамодный по дизайну туристический автобус Novo Ultra класса «миди».

«Гармошка» нового поколения МАЗ-205. C двигателем Merсedes-Benz (326 л. с.) стандарта EEV агрегатируется 6-ступенчатый «автомат» ZF. Мосты – тоже ZF.

Neoplan показал туристические модели Сityliner (на фото) и Starliner в люкс-исполнении Individual – c роскошным салоном и новой панелью приборов.  

«МАЗ» Минский автомобильный завод презентовал свою новейшую разработку – сочлененный городской автобус второго поколения – МАЗ-205. Машина явно ориентирована на западноевропейский рынок: габаритная длина автобуса составляет 18,75м, что полностью соответствует дорожным стандартам ЕС, но немного превосходит наши. Основные его преимущества – полностью низкопольная конструкция (высота ступеньки от земли равна 270 мм), увеличенная пассажировместимость (до 175 чел., мест для сидения – 39) и «тянущая» компоновка, при которой тяговый двигатель расположен в переднем корпусе. Это решение позволило снизить стоимость машины, так как отпала необходимость использования дорогого импортного узла сочленения и улучшить управляемость на скользких участках дороги.

Юрий Гоголев
Фото фирм-производителей и Владимира Чехуты