X

Российские раритеты

Автомобильная жизнь России в последние годы стремительно набирает темпы: проводятся разнообразные выставки и фестивали, проходят ретропробеги и даже открываются частные музеи. О некоторых из них – в нашем репортаже.

Автомобильная жизнь России в последние годы стремительно набирает темпы: проводятся разнообразные выставки и фестивали, проходят ретропробеги и даже открываются частные музеи. О некоторых из них – в нашем репортаже.

Автомобильная жизнь России в последние годы стремительно набирает темпы: проводятся разнообразные выставки и фестивали, проходят ретропробеги и даже открываются частные музеи. О некоторых из них – в нашем репортаже.

В середине июля в Москве, на поле Тушинского аэродрома собрались поклонники антикварной и эксклюзивной техники, аматоры тюнинга и коллекционеры исторических артефактов –десять дней и девять ночей здесь царил 12-й по счету фестиваль «Автоэкзотика».

На Тушинском поле

Среди участников «Автоэкзотики» на этот раз можно было встретить довольно редкие экземпляры. Начнем с главного шоу-стоппера – французского автомобиля Millot (фото в заголовке). Небольшая французская фирма, основанная в 1896 году братьями Мило, известна только знатокам. Скупые строчки энциклопедии подсказали, что просуществовала эта фирма в городе Грей только до 1902 года, а общее количество выпущенных экземпляров так и осталось загадкой. Тем не менее, один из них оказался в собрании известного реставратора и коллекционера Вячеслава Лена. Машина, которую он привез из Франции, полностью отреставрирована и находится в полной «боевой готовности», т. е. на ходу. Одноцилиндровый двигатель расположен под задним сиденьем, а спереди установлена оригинальная ленточная пила. Правда, на время фестиваля ее острую ленту демонтировали. Так, на всякий случай…

Редкий у нас трехосный Dodge WC63 (1943–1945 гг.) – «старший брат» популярной в СССР двухосной машины Dodge WC51.

 

Еще одна новинка от Вячеслава Лена – трехосный армейский Dodge времен Второй мировой войны. Машина, имевшая заводское обозначение Т223, серийно выпускалась в двух версиях: базовая – WC62 и оснащенная лебедкой – WC63. Буквы WC – аббревиатура от weapons carrier – «носитель вооружения»: автомобили предназначались в первую очередь для транспортировки тяжелого оружия вместе с расчетами. В кузове могло разместиться 1,5 т груза или 12 человек – на скамейках вдоль бортов. Бензиновая «шестерка» рабочим объемом 3,8 л развивала мощность 92 л. с. Максимальная скорость составляла 65 км/ч. В 1943–1945 гг. было изготовлено 43224 таких машин. Но в Советский Союз по ленд-лизу (соглашение об аренде) они почти не поставлялись. Поэтому, в отличие от распространенного у нас WC51 с колесной формулой 4х4, модель WC63 – действительно приятный сюрприз для поклонников военной техники времен второй мировой.

На Тушинском поле – колоритный «американец» – пикап Сhevrolet (1955–1959 гг.), которому присвоили многозначительное имя Аpache – от названия индейского племени апачи.

Полноприводный послевоенный грузовик ГАЗ-63, за создание которого конструктор Петр Музюкин в 1949 году был удостоен Сталинской премии.

Собрание в Черноусово

В Тульской губернии, в маленьком селе Черноусово живет уникальный человек по имени Михаил Красинец. Бывший гонщик-испытатель и механик АЗЛК вот уже 10 лет коллекционирует советскую автомобильную технику. Когда хранить все накопленное в родной Москве стало невозможно, он продал квартиру и поселился в 300 км от первопрестольной. Благо, его поддержали в местной администрации, выделили землю и даже зарегистрировали в качестве музея.

Собрание Михаила Юрьевича вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, это уникальная коллекция, а с другой – груда металлолома под открытым небом. У коллекционера грандиозные планы по восстановлению автомобилей. Единственная проблема – самостоятельно справиться с такой задачей невозможно. Для этого требуются уйма времени и денег, а также наличие мало-мальски профессиональной мастерской. Что же касается самой коллекции, то в ней есть несколько поистине уникальных машин, в том числе прототип внедорожника «Москвич-415» 1957 года или экспериментальный «Москвич С 3-5-5», изготовленный в 1972 году.

Останки уникальной машины – опытного джипа «Москвич-415» (1960 г.). Вот бы отреставрировать!

«Москвич-415» создавался по инициативе И. А. Гладилина, который тогда был заместителем главного конструктора Московского завода малолитражных автомобилей МЗМА. Первый прототип, внешне сильно походивший на фронтовой Willys MB, был изготовлен в 1957 г. Годом позже появилась улучшенная версия, похожая на послевоенный Jeep CJ5. В 1960 году машина получила уже вполне самостоятельную внешность, хотя чем-то все же напоминала модель Toyota Land Cruiser тех лет. У нее было два варианта кузова: со съемным брезентовым верхом и жесткий универсал. На автомобиль устанавливались двигатель «Москвич-407» (1358 см куб., 45 л. с.), 4-ступенчатая КП и 2-ступенчатая раздаточная коробка. Подвеска – зависимая, на продольных листовых рессорах.

Руководство Минавтопрома посчитало выпуск этой машины нецелесообразным, поскольку в производстве тогда уже находились другие полноприводные машины ЗМА: седан «Москвич-410Н» и универсал «Москвич-411». Заметим, что кузова у них были несущими, в то время как «Москвич- 415» имел прочную лонжеронную раму.

Интересная подборка советских милицейских машин 50-х гг. – ГАЗ-51, ГАЗ-69 и и ГАЗ-М20 «Победа».

Армейская техника бывшего СССР: БРДМ-2 под ПУ противотанковых ракет; БРДМ-1; «Катюши» БМ-21 на базе ЗИЛ-131 и «Урал-375». За ними – РСЗО «Смерч» на шасси ЗИЛ-135ЛМ.

Музей техники Вадима Задорожного

Если герой предыдущего рассказа давно утратил ощущение реальности, то президент российской гильдии антикваров Вадим Задорожный вполне адекватен, хотя многие назвали бы его чудаком. Дело в том, что, будучи по природе своей человеком щедрым и открытым, он решил не увозить свою постоянно увеличивающуюся коллекцию автомобилей за тридевять земель, а создал первый в России частный музей техники. За последние годы его коллекция пополнилась различными типами оружия, военной техники и даже самолетами.

Многие из экспонатов этого уникального собрания чудом избежали отправки в металлолом. Музейный комплекс, помимо выставочных залов, включает в себя СТО по обслуживанию антикварных автомобилей, реставрационный центр полного цикла и даже автомобильный ресторан. Здесь можно познакомиться с правительственными лимузинами и кабриолетами, обслуживавшими первых лиц советского государства, и богатой коллекцией автомобилей, включающей такие марки как Alfa Romeo, BMW, Delahaye, Horch, Mercedes и др. Все машины великолепно отреставрированы и могут в любой момент отправиться своим ходом на очередную выставку или принять участие в ретропробеге.

Одна из изюминок музея Владимира Задорожного – оригинальный вездеход Hotchkiss W15T. В 30-е годы прошлого века французская фирма Laffly выпускала несколько моделей с колесной формулой 4х4 и 6х6. Характерная их особенность – две пары дополнительных, неведущих колес малого диаметра. Одна располагалась спереди, на месте бампера, вторая – посередине базы, под днищем. Эти устройства помогали машине преодолевать вертикальные препятствия, не задевая их рамой.

Оригинальный вездеход Hotchkiss W15T (1938 г.) успел повоевать и во французской армии,
и в немецком вермахте.

Легкий танк Т60 выпускали на «ГАЗе» и других заводах в 1941–1942 гг. На нем установлены автомобильный мотор ГАЗ-11 (70 л. с.) и 20-мм авиационная пушка.

Автомобиль W15T выпускался с 1938 г. и был трехосным. Он отличался от собратьев низким силуэтом и потому использовался для разведки и буксировки небольших 47-мм противотанковых орудий. Бензиновый двигатель мощностью 52 л. с. позволял развивать скорость до 50 км/ч. Эта модель производилась по лицензии и другой французской фирмой – Hotchkiss («Гочкис»). Представленная в музее машина имеет осенне-зимнюю камуфляжную окраску.

Сергей Иванов
Фото автора