X

Тест-драйв: Новый Volvo FH – экономичность прежде всего

Недавно мне довелось протестировать новый магистральный тягач Volvo FH 500, оснащенный уникальной для грузовиков коробкой передач с двойным сцеплением I-Shift Dual Clutch. Особо нужно отметить выдающуюся топливную экономичность модели.

Мероприятие проходило 6 мая, в окрестностях Варшавы. Это был дождливый день, дороги были мокрые и скользкие. Для проведения испытаний прибыл непосредственно из Швеции специально подготовленный автопоезд в сопровождении сотрудника. Интересно, что тест был сугубо индивидуальный: в тот день из журналистов в нем участвовал только я. Так что северные гости смогли подробно познакомить меня с машиной и ответить на все мои вопросы.

Автопоезд
Мой подопечный тягач FH500 (4х2) с системой I-Shift Dual Clutch был запряжен в трехосный полуприцеп. Общая длина автопоезда составляла стандартные 16,5 м. И он был загружен массивными бетонными блоками, так что полная масса поезда его равнялась 40 т.
На этом автомобиле установлен 13-литровый турбодизель D13K стандарта Евро 6. Он развивает 500 л.с при 1400 – 1800 об/мин. А максимальный крутящий момент в 2500 Нм достигается в диапазоне от 1000 до 1400 об/мин. Такая конфигурация силовой линии и позволила достичь прекрасных результатов топливной экономичности.

А вот о новаторской автоматической трансмиссии I-Shift Dual Clutch нужно поговорить подробнее. В ее конструкции имеются два входных вала. Пока один из них передает крутящий момент, другой уже готовится к включению следующей передачи. Таким образом, переключение происходит без разрыва потока мощности.

А это очень важно, особенно на сложных участках дороги – с подъемами, спусками, частями поворотами. При двойном сцеплении на ведущие колеса передается достаточный крутящий момент, что улучшает курсовую устойчивость и позволяет экономить топливо. Зимой машина уверенно проходит скользкие участки. А на маршрутах с частыми остановками система позволяет удерживать стабильные обороты мотора, что уменьшает вредные выбросы в атмосферу.
Трансмиссию I-Shift Dual Clutch устанавливают в качестве опции на автомобили Volvo FH с прошлой осени. Она доступна с 13-литровыми моторами (Евро 6) в 460, 500 или 540 л. с.
Наш тестовый грузовик для более точного определения расхода солярки был оснащен особой измерительной системой. Она подсоединена непосредственно к топливному баку. А в специальном окошке можно было видеть реальный расход топлива, в том числе мгновенный.

Маршрут
В этом году тест автомобиля Volvo FH проходил по новому маршруту. Он будет использоваться и в будущем, для сравнения результатов разных грузовиков друг с другом. Этот маршрут выбрали потому, что он включает в себя основные типы дорог, которые чаще всего встречаются водителю-дальнобойщику. Общая длина тестовой трассы составляет 164 км. При этом измерения расхода топлива проводилось на большей ее части – 120 км. Маршрут разделен на пять разных по длине и по дорожным условиям участкам. Здесь были и трехполосные магистрали, и тесноватые дороги с большой плотностью трафика, и небольшие подъемы и спуски. Встречались и улицы населенных пунктов с тесными перекрестками.

В путь!
И вот, наконец, я сажусь за руль Volvo FH. Рядом размещается инструктор-швед. Его задача – ненавязчиво раскрыть секреты экономичной езды. «Когда мы учим водителей ездить экономно, – говорит он, – то приходится в принципе менять их менталитет. Как водят многие шоферы? Газ – тормоз, газ – тормоз. А мы учим предвидеть ситуацию на дороге, где-то за 20-30 секунд: будь-то поворот, или препятствие, или наоборот возможность набрать скорость. Главное – максимально использовать технические возможности машины, чтобы избегать чрезмерного ускорения, – и соответственно лишнего расхода топлива».

Ну что же, в путь! Устанавливаю самый экономичный режим – Eco и трогаюсь с места. Знаю, что слишком вялый разгон не имеет смысла: лучше побыстрее набрать крейсерскую скорость. «В общем-то, это правильно. – говорит инструктор. – но при одном условии: нельзя выходить за пределы зеленой зоны тахометра».

И вот на спидометре появляется скорость 75 км/ч. Теперь задача такая: всего выдерживать ее как можно точнее. «Нога должна быть непоколебимо твердой». – говорит инструктор. Конечно, лучше включить круиз-контроль. Но в плотном трафике это не всегда возможно.
Кстати, оказалось, что на нашем Volvo FH при езде на круиз-контроле возможно маленькое удобство. На небольшом экране справа от меня высвечиваются звездочки. Их число обозначает границы допустимого при езде на круиз-контроле отклонения скорости. Чем больше звездочек, тем больше разброс. Так, установив их максимальное количество – пять штук, я могу уменьшить скорость на 4 км/ч, либо добавить 6 км/ч. И круиз-контроль не отключится. Скажем, если выбранная скорость составляет 70 км/ч, то можно варьировать ее от 66 до 76 км/ч. Что и говорить, удобно в плотном трафике.

Нюансы на дорогах
Продолжаю движение, еду на круиз-контроле. И вот впереди вырисовывается небольшой, но довольно крутой подъем. Какие действия нужно предпринять водителю? Оказывается, на Volvo FH – никаких. Все сделает за него система I-see. В ее памяти заложены все особенности данного маршрута. Она заранее знает, где на дороге встретится подъем, какой он будет крутизны и длины. И сама адаптирует обороты двигателя, чтобы сохранить скорость, установленную на круиз-контроле.
Переваливаю через вершину холма, и начиная спуск с помощью системы I-Roll, максимально используя инерцию машины. Автомобиль легко катится, а мотор работает на холостых оборотах, экономя горючее.

Вскоре нам встретился на дороге тесный, многосторонний круговой перекресток с малой клумбой. И здесь мы опять задействовали все наши возможности экономии топлива: I-Roll, моторный тормоз и кинетическую энергию нашего автопоезда.
На одном из длинных «прямиков» трассы я увидел вдалеке светофор, в котором горел красный сигнал. До него было еще Бог знает сколько, но мой инструктор был неумолим: «Не газовать!». Убираю ногу с педали акселератора – и машина легко катится, словно порожняя тележка. И только метров за сто до светофора начинаю активировать моторный тормоз. «Полностью останавливаться нельзя, – предупреждает инструктор. –  ибо при старте потеряем много топлива». И тут зажигается зеленый свет. Выходит, что мы тянули не зря: нам удалось хорошенько сэкономить топливо. Еще бы, ведь я проехал 2,5 км, вообще не касаясь педали газа!
А к педали тормоза я вообще не прикасался практически на всем маршруте. Пли плавной, аккуратной езде вполне хватало мощного, 5-ступенчатого моторного тормоза.

В общем, подводя итоги теста, могу сказать, что Volvo FH500 с системой I-Shift Dual Clutch – тягач экономичный, легкий в управлении и обладающий отличными техническими характеристиками. При этом добавлю: как я убедился, ездить экономично на этом автомобиле довольно легко: нужно лишь придерживаться простых рекомендаций по рациональному расходу топлива. Как показала распечатка с прибора-регистратора, средний расход топлива во время моей поездки на этом грузовике составил лишь 26,9 л на 100 км. С учетом погодных условий, плотного трафика, полной загрузки трака и моих скромных познаний в рациональном вождении, результат превысил все ожидания! Для сравнения, один из журналистов на этом же маршруте показал средний расход 24,95 л на 100 км, а обученный водитель сможет достичь еще лучших показателей.

Cистема помощи водителю Dynafleet позволяет оценить стиль его вождения по ряду параметров: частоте применения моторного тормоза, постоянной скорости, предвидению ситуации, использованию движения накатом.

FH-500 4X2 I-Shift Dual Clutch

Спецификация:
Тип                                              седельный тягач
Колесная формула                       4×2 седельный тягач
Колесная база                              3700 мм
Двигатель                                    D13K 500, Евро- 6 SCR
Max мощность                              500 л.с. (368 кВ) при 1400 – 1800 об./м.
Max крутящий момент                  2500 Нм @ 1000 – 1400 об./м.
Моторный тормоз                         VEB+    375 кВт при 2300 об./м.
КПП                                             I-Shift Dual Clutch SPO2812
Передняя подвеска                      Параболическая
Задняя подвеска                          Пневматическая
Задняя ось                                   RSS1356, передаточное число 3.10-1
Кабина                                        Globetrotter XL
Удобство кабины                          Автономный кондиционер и отопитель кабины
Топливный бак                            Справа, 405 л
Бак для AdBlue                            Справа, 64 л
Аккумуляторы                             2 x 225 Ач
 
Дополнительно:
– Динамическое управление от Volvo
– Система I-See
– Электронная программа стабилизации ESP
– Адаптивный круиз-контроль с системой предупреждения лобового столкновения и экстренного торможения
– Emergency Brake Light
– Система поддержки при смене полосы
– Система предупреждения водителя
– Система удержания полосы
 
Пакеты оборудования:
– Пакет для вождения Driving++
– Пакет для отдыха 1 Полка+
– Аудиопакет Расширенной мощности
– Пакет Активная безопасность+
– Пакет Персональной защиты
– Пакет Обзорность+