X

Транспортеру 25 млн. тонн тротила – полвека!

В этом году исполнилось 50 лет с начала выпуска уникального семейства тяжелых тягачей МАЗ-535 (8х8). А первый публичный их показ состоялся 7 ноября 1961 года на параде в Москве.

В этом году исполнилось 50 лет с начала выпуска уникального семейства тяжелых тягачей МАЗ-535 (8х8). А первый публичный их показ состоялся 7 ноября 1961 года на параде в Москве.

В 60-е гг. прошлого века в СССР бурно развивалось ракетное оружие. Удобным случаем побряцать грозными ракетами перед «империалистами» были военные парады в Москве. 7 ноября 1961 года сенсацию произвела показанная на Красной площади громадная баллистическая ракета Р-14 с боеголовкой мощностью 2,3 мгт (эквивалент 2,3 млн. тонн тротила). Не меньшей сенсацией для специалистов стал и буксирующий ее мощный балластный тягач МАЗ-535А, созданный тоже в условиях строгой секретности.

С тех пор эта машина регулярно демонстрировала все более мощные ракеты. Так, 7 ноября 1968 года – ровно 40 лет назад, она презентовала межконтинентальную ракету Р-36 (на фото), с боеголовкой мощностью до 25 мгт. и дальностью до 15 тыс. км.

Работы над автомобилями семейства МАЗ-535 начались на Минском автозаводе в СКБ Бориса Шапошника в 1954 году. Два года спустя были готовы первые образцы, а в 1958 году, после завершения испытания началось серийное производство. Первоначально машины мыслились как тягачи тяжелых арт-систем и трейлеров с танками, но с развитием ракетной техники им нашлось применение и здесь.

Балластный тягач МАЗ-535 мог возить 7 т в кузове и буксировать 15-тонный прицеп. Дизель Д-12А (12 цил., 325 л. с.) позволял развивать до 60 км/ч. В трансмиссии применялись гидротрансформатор и 3-ступенчатая планетарная КП. Подвеска колес была независимая, торсионная. Шины имели систему подкачки воздуха на ходу. Машина отличалась высокой проходимостью: преодолевала подъемы в 30 град. И 1,3-метровый брод.

К концу дебютного, 1961 года было изготовлено уже около 200 машин МАЗ-535. Выпуск их продолжался до 1969 года. Удачные технические решения, примененные в МАЗ-535, получили в продолжении семейства автомобилей МАЗ-543, которое появилось в 1961 году. А дебют этих машин как пусковой установки ракетного комплекса «Темп-С» состоялся в 1965 году – тоже 7 ноября.