X

Турецкая ярмарка

Автобусы, изготовленные в Турции, на дорогах Украины отнюдь не редкость. Однако большинство из них уже не новы. Какую же продукцию производит автопром нашего южного соседа сегодня?

Автобусы, изготовленные в Турции, на дорогах Украины отнюдь не редкость. Однако большинство из них уже не новы. Какую же продукцию производит автопром нашего южного соседа сегодня?

Автобусы, изготовленные в Турции, на дорогах Украины отнюдь не редкость. Однако большинство из них уже не новы. Какую же продукцию производит автопром нашего южного соседа сегодня?

С мотром новейших достижений турецкого автобусостроения стала международная торговая ярмарка автобусов и аксессуаров – Busworld Turkey 2010. Она проходила с 25 по 28 марта в Стамбуле, в новом выставочном комплексе недалеко от аэропорта Ататюрк.

Выставка собрала 165 фирм-участниц. Львиную долю составляли, естественно, турецкие компании, хотя не обошлось и без гостей – международный статус обязывает. Среди них были такие гранды, как Cummins, ZF, Allison Transmission, Grammer и др. А известная итальянская фирма BredaMenarinibus представила три своих новых «экологичных» автобуса: два на газе – стандарта EEV и один на электротяге. Поводом для этого «визита» стала поставка итальянцами в турецкий город Качиэли 45 газовых низкопольников, несмотря на сильную конкуренцию местных производителей.

Экономический кризис не обошел стороной и Турцию. В 2009 году ее автобусный рынок упал по сравнению с предшествующим годом на 51%. Тем не менее все производители выжили и надеются на лучшее.

В этом году в Турции вступают в силу экологические нормы Евро 4. Поэтому все фирмы представили автобусы, отвечающие этому стандарту. А самые прогрессивные, заглядывая в будущее, расщедрились на Евро 5 и даже EEV. Впрочем, «чистыми» двигателями дело не ограничилось: на стендах выставки-ярмарки красовались и совершенно новые модели.

BMC
Компания ведет свою историю от открытого в Турции в 1965 году филиала английского концерна BMC (British Motor Corporation). После краха британского «родителя» она обрела самостоятельность. Сегодня это крупнейший в стране производитель коммерческой автотехники. В частности, завод в г. Измир выпускает с 1992 года автобусы разных типов и шасси к ним. Его производственная мощность – 1800 машин в год. Компания активно работает на 70 экспортных рынках – за границу уходит почти три четверти ее продукции.

На турецком Busworld 2010 компания BMC демонстрировала городские машины нового поколения Proсity, выпускаемые с 2009 года. Это первые в Турции модели с низким уровнем пола по всей длине салона. Автобусы имеют систему наклона кузова в сторону посадки (kneeling). Двигатели – Сummins стандарта Евро 4. А модели Hawk и Belde CB оснащены моторами Евро 5. Последняя – с системой CCTV: средняя и задняя двери закрываются, как только камера заднего обзора зафиксирует движение автобуса.

Güleryüz
Компания была основана в 1967 году в г. Бурса. В течение всей своей истории она производит автобусы под брендом Cobra. Они известны не только в Турции, но и в большинстве стран Европы. Производственная мощность предприятия – 600 автобусов в год. Сегодня линейка продукции включает городские, междугородные и экскурсионные автобусы – всего 8 моделей.

На салоне в Стамбуле были представлены два городских низкопольника Сobra: GD 190 LF (Евро 4) и GD 272 LF (Евро 5), рассчитанные, соответственно, на 70 и 100 пассажиров. Привлекал внимание обновленный экскурсионный двухэтажный автобус  Double Decker (Евро 5). На первом его этаже – 25 сидячих мест, на втором – 48. Передние и задние панели кузова, бамперы и пороги – из стеклопластика.

Самый молодой и самый большой член семьи Otokar – 12-метровый «горожанин» Kent.

Самый длинный экспонат выставки – новая 18-метровая «гармошка» BMC Procity 340 K.

Городской автобус Isoto (модель Сity 900) оснащена мотором MAN.

Итальянский гость BredaMenarini, модель ZEUS – единственный электробус на выставке в Стамбуле.

Никто не скажет, что у премьеры салона – Isuzu NOVOciti нет своего лица.

Mercedes-Benz Citaro был представлен в пестрой «растительной» окраске, словно подсмотренной у наших выставочных «Эталонов».

Международное жюри на Busworld 2009 в  Кортрейке признало Mercedes-Benz Travego «Лучшим туристическим автобусом 2010 года».

Isoto
В 2006 году в г. Адана было образовано автобусостроительное предприятие с национальным капиталом. Но до декабря прошлого года оно отправляло продукцию только на экспорт – в основном в страны Ближнего Востока, а также Восточной Европы и Средней Азии. Всего было продано более 600 машин.

В конце 2009 года Isotlar Group начала поставлять автобусы на внутренний рынок. Сегодня производственная линейка включает три модели: городские длиной 12 и 9 м – City 1200 и Сity 900, а также 9-метровую междугородную – Freeway 900. Все они оснащены двигателями MAN (Евро 4).

Isuzu Anadolu
Это подразделение япон­ской японской корпорации Isuzu – европейский лидер в сегменте автобусов среднего класса: за четверть века его существования (с 1984 по 2009 г.) выпущено 30 тыс. машин.

Компания активно расширяет новое семейство автобусов, которое так и называется – NOVO. Если на салоне Busworld 2009 в Кортрейке дебютировали две туристические модели «нового» семейства, то теперь к ним добавились две премьеры Стамбула: городские машины NOVOciti и NOVOciti Ultra. Они отличаются от машин предыдущего поколения двигателем Евро 4, более просторным салоном и выразительным дизайном. Еще один образец новой продукции Isuzu  – 9-метровый городской CitiMark с двигателем Евро 5 или даже EEV.

Mercedes-Benz Türk
Эта компания была основана в Стамбуле в 1967 году, но под другим названием – Otomarsan. Свое же нынешнее имя она обрела позже, в 1990-м. Первые ее автобусы – знаменитые O 302 появились в 1968 году, а два года спустя начались их поставки за границу.

Сегодня Mercedes-Benz Türk – крупнейший в Турции экспортер автобусов: даже в кризисном 2009 г. было отправлено 2350 машин на рынки 73 стран. Что же касается рынка внутреннего, то в сегменте туристических  автобусов компания занимает долю в 65%, а в сегменте городских – 17%. В прошлом году она реализовала в Турции, соответственно, 396 и 171 машину.

На выставочной площадке в 1200 м кв. Mercedes-Benz Türk демонстрировал всю гамму своих автобусов: туристические Travego, Tourismo, пригородный Intouro и городской Connecto. Представлен и микроавтобус Sprinter в VIP-версии.

Otokar
Основанная в 1963 году компания выпускает широкую гамму коммерческих и военных автомобилей. На заводе в г. Сакария производятся автобусы малого и среднего классов. В этом сегменте на долю Otokar приходится 41% турецкого рынка. Кроме того, фирма поставляет свои машины более чем в 30 стран мира.

На стенде Otokar демонстрировалось сразу несколько новинок. Модель М-2010 длиной 5,5 м – представитель нового поколения автобусов малого класса. В Европе она дебютировала в октябре 2009-го под названием Сentro. Эта городская машина имеет низкий пол в районе входа (low floor entrance), двигатель Евро 4 и оригинальный дизайн. Для погрузки инвалидных колясок есть откидной трап – аппарель.

Обновлены и известные 7-метровые автобусы Sultan (в Европе – Navigo). Решительным шагом фирмы в новый сегмент стал 12-метровый городской Kent в двух версиях: обычной – 290 H и низкопольной – 290 LF. Оба  автобуса – с двигателями Евро 4.

Премьера салона – Temsa Safir. Автобус изменился внешне и удлинился до 13 м.

Аппарели для инвалидных и детских колясок – атрибут многих городских автобусов в Турции.

Кто бы мог подумать, что маленькая фирма Trimo (г. Бурса) сможет из простого грузового фургона VW сделать роскошный автобус Magic Star («Волшебная звезда»).

Двухэтажная экскурсионная Сobra похорошела и обзавелась двигателем Евро 5.

Otokar может гордиться: на салоне в Кортрейке его 9-метровый Dobruk (в Европе известен как Vectio) завоевал приз «Лучший миди-автобус 2010 года».

Фирма Otokar возлагает большие надежды на нового малыша М-2010.

Temsa
Cвою деятельность компания начала в 1987 году с выпуска туристических автобусов на заводе в г. Адана. В 2008-м вступили в строй два новых предприятия в городах Аданазан и Каир (Египет). Их общая производственная мощность составляет 4000 автобусов в год. Специально для рынка Ервопы Temsa производит городские Avenue, туристические и междугородные Diamant, Safari, Tourmalin и Opalin. А машины Metropol и Prestij предназначены прежде всего для внутреннего рынка.

На выставке состоялась премьера междугородного автобуса Safir нового поколения. Машина получила свежий дизайн и двигатель Евро 4, а ее длина возросла с 12 до 13 м. Был показан и новый автобус среднего класса – Prestij Super Deluxe, тоже с мотором Евро 4. А представителями нового  поколения городского транспорта стали 12-метровые низкопольники Avenue: один с дизелем Евро 4, а другой – с мотором на сжатом газе (Евро 5).

А вот этого на выставке и не было…

Салон в Стамбуле показал достижения турецкого автопрома, но не особенности автобусного парка многомиллионного города. Две из них наиболее заметны. Первая – обилие на маршрутах рейсовых «даблдеккеров» разных марок: BMC, Cobra, Optare и VDL (на фото). Нередко они пестро раскрашены или настолько размалеваны рекламой, что выглядят прямо-таки картинами на колесах. Вторая особенность – двух- или трехсекционные автобусы-экспрессы, которые носятся по специальным огороженным сеткой скоростным полосам (т. н. система скоростного транспорта BRT). Самые эффектные – футуристические «гибриды» Phileas  от голландской компании APTS (объединение VDL). По контракту в Стамбул с 2008 года поставлено полсотни таких машин.

Киев – Стамбул – Киев 

Леонид Гоголев 
Фото автора