X

В завтра из вчера

Проект Futurliner




Это не фотомонтаж и не кадр из фантастического триллера.
Показанная машина – ходовой демонстрационный автобус концерна General
Motors, недавно проданный за 4,32 млн. долларов. Невероятно, но факт:
он был разработан… более полувека назад.

История этого произведения
автомобильного искусства восходит еще к середине 30-х гг. прошлого века.
В то время компания GM принимала активное участие в ежегодных чикагских
ярмарках «Столетие прогресса», демонстрируя последние разработки по части
автомобилестроения. Фирменный стенд пользовался большой популярностью,
и у руководства концерна возникла идея создать передвижную экспозицию.
Для перевозки экспонатов разработали восемь футуристического вида автобусов
Silver-Topped Streamliners. Передвижная выставка – «Парад прогресса» –
стартовала в 1936 году. Объехав Соединенные Штаты, она в скором времени
посетила Мексику и Кубу.

В 1940 году появились новые автобусы – Futurliner. Их внешность разработал
знаменитый американский дизайнер Харли Ирл. Изюминкой стала водительская
кабина – высоко расположенная стеклянная капсула. При длине 10 м и ширине
2,44 м высота автобуса достигала 3,53 м. Остроугольный передок-«утюг»
украшали две гигантские буквы GM, а борта машины представляли собой покрытые
хромом гофрированные панели. Интересно, что водительская дверь находилась
на скругленном передке. Там, где у нормального автобуса пассажирский салон,
у «лайнера будущего» располагался грузовой отсек – точнее, выставочная
площадка. Доступ к ней обеспечивали огромные боковые двустворчатые двери
с горизонтальным разъемом. В открытом положении они значительно увеличивали
полезную выставочную площадь – получались две крытые выдвижные сцены.


В конструкции Futurliner использовалось немало новаторских решений:
подъемная стеклянная крыша, гидромеханическая коробка передач Hydromatic,
установленная в паре с 6-цилиндровым бензиновым агрегатом, автоматический
корректор фар. Двускатными были не только задние, но и управляемые передние
колеса – немудрено, что руль автобуса оснастили мощным гидроусилителем.


С 1940 по 1956 год построили 12 машин Futurliner. До наших дней дожило
9, хотя на ходу осталось только три экземпляра. Одна из машин в начале
90-х была найдена в окрестностях Чикаго. Команда энтузиастов за 15 тыс.
часов кропотливой работы превратила ржавые остатки в сверкающий лайнер.
Появились телекамеры переднего и заднего обзора, новейший кондиционер.
Три года автобус работал в Канаде, рекламируя передовые цифровые технологии
и накатав за это время более 10 тыс. км. В начале 2006 года машину выставили
на престижный американский аукцион Barret-Jackson. Демо-лайнер быстро
ушел с молотка, став самым дорогим автомобильным лотом в истории аукциона.
Имя владельца не разглашается, однако известно, что он просто сел за руль
и уехал на чудо-автобусе домой – в завтра из вчера.


Юрий Гоголев
Фото Barret-Jackson Auction Company, LLC