Весна Победы

60 лет Победы


Дважды трофей: наша «эмка» (ГАЗ-М1), отбитая у немцев.
Катюша БМ-13Н на шасси Studebaker
Ленд-лизовский бронетранспортер типа М2, вооруженный 57-мм пушкой.
«Урал-ЗИС-5В» применялся и в качестве миноукладчика.
Радостный День Победы
ЗИС-5 на Дороге жизни (1942 г.).
Зенитный прожектор З-15-4 на длиннобазном ЗИС-12.
У поверженного рейхстага (1945 г.).
«Полуторки» ГАЗ-АА перебрасывают солдат на фронт (1941 г.).
Dodge WC51 в освобожденной Софии (1945 г.).

Путь у нас к Берлину, между прочим,
Был, друзья, нелегок и нескор.
Шли мы дни и ночи, трудно было очень,
Но баранку не бросал шофер!

«Песня фронтовых водителей»

В мае 1945 года завершилась Великая Отечественная война.
Отгремели бои. Отзвучали праздничные салюты. Машины-победители закончили
свой славный путь на автобанах поверженного гитлеровского рейха.

Какая это была пьянящая
весна! Вдоль дорог цвели деревья, и автомобили мчались навстречу солнцу
и ветру. И казалось, что даже в гудении моторов слышалась победная музыка.
А на остановках водитель или кто-то из сидящих в кузове доставал видавшую
виды гармошку – и не было такой силы, которая могла бы остановить пустившихся
в пляс… Фронтовые водители, солдаты за рулем! Они тоже внесли свой достойный
вклад в нашу Победу.

К началу Великой Отечественной Красная Армия имела 272,6 тысячи автомобилей.
Главным образом, это были работяги-грузовики – «полуторки» ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ
(151,1 тыс.), а также «трехтонки» ЗИС-5 (104,2 тыс.). Развертывание автомобильных
войск началось с первых дней войны. К 1 августа 1941 года было сформировано
уже 120 автотранспортных частей и соединений, в том числе пять автомобильных
бригад.

В ходе первых сражений автотранспорт, несмотря на большие потери, широко
использовался для оперативных перевозок войск. Большую роль сыграл он
и в период контрнаступления советских войск под Москвой. Железные дороги
были разрушены, и на грузовики легла основная задача по подвозу материальных
средств войскам.

Неоценимую помощь оказали автомобили и осажденному Ленинграду, снабжая
его зимой 1941-42-го продовольствием, боеприпасами и топливом. Военно-автомобильная
дорога ВАД-101 пролегала по замерзшему Ладожскому озеру. Водители работали
под артобстрелами и бомбежкой, машины нередко проваливались под лед…
Всего в блокадный город было доставлено более 360 тыс. тонн различных
грузов, а оттуда эвакуировано полмиллиона человек. Работала ледовая трасса
и следующей зимой. Она помогла героическому городу выстоять. Не случайно
народ назвал ее мудро и точно – Дорога жизни.

Во время широких наступательных операций Красной Армии в 1943 – 45 годах
автомобили сослужили великую службу. Крупные ударные группировки войск
стремительно перебрасывались на большие расстояния. Объем армейских автоперевозок
все возрастал. В 1943 году он был уже вдвое больше, чем в 1942-м, а в
1944-м – втрое. Всего за годы ВОВ было перевезено 145 млн. тонн военных
грузов.

Увеличивалось и количество автомобилей в войсках. Парк пополнялся за
счет продукции отечественных автозаводов, а также машин, поставленных
по ленд-лизу (соглашению об аренде) союзниками по антигитлеровской коалиции.
В конце войны в Красной Армии насчитывалось уже 664,5 тыс. автомобилей.

…Бои за освобождение Украины. Выжженные солнцем полевые дороги, простреливаемые
вдоль и поперек. Форсирование холодного осеннего Днепра. Снежные метели
и непролазная грязь на дорогах в районе Корсунь-Шевченковского «котла».
Крутые горные перевалы Карпат. Хлипкие бревенчатые гати в непроходимых
болотах Полесья… И все это – под беспрерывной бомбежкой и обстрелом! Да,
верно сказано в песне фронтовых водителей: «Путь у нас к Берлину, между
прочим, был, друзья, нелегок и нескор».

Леонид Гоголев
Фото из архива автора

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.