X

VOLVO: Шестьсот с «прицепом»

Новый Volvo FH16




Компания Volvo Trucks продолжает обновлять модельный
ряд автомобилей с двигателями Евро 4 и Евро 5. Этой весной на рынок
выходят грузовики со «сверхчистым» 16-литровым агрегатом в 580 или
660 л. с. Последний из них – самый мощный за всю историю фирмы.

Переход на нормы Евро
4/Евро 5 компания начала прошлой осенью, когда представила тягачи FM,
оборудованные модернизированным 9,0-литровым мотором, и FH – c полностью
новым 13,0-литровым двигателем. Все они оснащены системой очистки выхлопных
газов SCR и, в зависимости от настройки впрыска аммиачного реагента AdBlue,
отвечают экологическим нормам Евро 4 или Евро 5 (подробнее см. «КА» №10’2005).
А вот теперь пришла очередь «очиститься» самому мощному, 16-литровому
агрегату.

Чистое сердце

Новый двигатель D16E конструктивно очень похож на своего довольно молодого
предшественника D16C, появившегося на рынке осенью 2003 года. Мотор –
рядный, 6-цилинровый, рабочим объемом 16,1 л. Оснащен четырьмя клапанами
на цилиндр, верхним распредвалом и насос-форсунками высокого давления.
Однако теперь он оборудован системой очистки выхлопных газов SCR, с которой
соответствует экологическим нормам Евро 4/Евро 5. Но это еще не все. Благодаря
новой единой головке блока цилиндров, а также иному турбокомпрессору с
интеркулером удалось существенно поднять мощность: с 550 до 580 л. с.
и с 610 до 660 л. с. Возрос и максимальный крутящий момент – до 2800 и
3100 об/мин соответственно.


Таким образом, обеспечивается более высокая средняя скорость автопоезда,
облегчается управление на горных дорогах и пересеченной местности. Подобный
тягач незаменим для сверхдлинных (до 25,25 м) 60-тонных автопоездов. И
когда такие автопоезда легализуют во всей Европе (а не только в скандинавских
странах, как сегодня), рентабельность магистральных перевозок значительно
повысится. Не говоря уже о том, что уменьшение числа тягачей на дорогах
повысит пропускную способность и улучшит экологическую ситуацию.


Более мощный двигатель оснащен и набравшим силенок запатентованным моторным
тормозом VEB (Volvo Engine Brake), выходная мощность которого увеличилась
с 380 до 425 кВт. VEB задействует дополнительное клапанное коромысло,
повышая давление на выпускные клапаны. Все это сокращает количество включений
ретардера и продлевает срок службы колесных тормозных колодок. При установке
на колесах дисковых тормозов применяется система электронного управления
EBS с функцией Hill Start Aid, облегчающей трогание груженого автопоезда
на подъеме.

Легкий комфорт

Второе важное нововведение на FH16 – cистема автоматического переключения
передач I-Shift. Она отлично зарекомендовала себя на грузовиках Volvo
FH12, и вот теперь ее решили установить и на флагман марки – тягач с 16,0-литровым
«сердцем». По сути, это обычная 12-ступенчатая коробка с механическим
делителем и демультипликатором, оснащенная электронным управлением, которое
обеспечивает автоматическое переключение передач. Благодаря системе I-Shift
водитель более сосредоточен на дорожной обстановке, так как ему не нужно
отвлекаться на передачи. Можно выбрать один из двух режимов автоматической
работы – Econоmic (экономический) или Power (мощностный), или же перейти
на ручное переключение (при помощи одного рычага-джойстика, без выжима
педали сцепления). Примечательно, что для тягачей FH16 система I-Shift
входит в стандартную комплектацию.


По заказу машину можно оборудовать и обычной, 14-ступенчатой механической
коробкой передач с делителем и демультипликатором – с прямой или повышающей
верхней передачей.


Задние ведущие мосты (один или два) оснащаются блокировкой дифференциала,
а по заказу – колесными редукторами. Подвеска – рессорная или пневматическая.


Снаружи новый Volvo FH16 легко отличить по нижней решетке радиатора,
расположенной в бампере. Теперь она не «двухэтажная», а цельная, с увеличенным
количеством отверстий для лучшего охлаждения. Решетка обрамлена хромированной
рамкой.


Спальные кабины предлагаются в трех вариантах по высоте: в стандартном,
с высокой крышей – Globetrotter и очень высокой крышей – Globetrotter
XL. Кстати, измененная эмблема Globetrotter с земным шаром (с англ. globe-trotter
– человек, много путешествующий по свету) – еще одна отличительная черта
нового флагмана.


Комфортабельность кабины – на высшем уровне. Можно выбрать три варианта
комплектации: Basic, Comfort и самый богатый – Prestige. Материал для
обивки, коврики и драпировка тщательно отобраны и выдержаны в хорошо сочетающихся
светло-серых и кирпично-красных тонах. На щитке приборов – новый информационный
дисплей с высоким разрешением. Доработано и место отдыха: в спальном отсеке
появился более толстый матрац с блочными пружинами.


Таким образом, покупатели нового тягача FH16 смогут по достоинству оценить
его высокую мощность, безопасность и комфорт. Одним словом, «шестьсот
с прицепом».


Юрий Гоголев
Фото Volvo Trucks