X

Аэродинамические автопоезда: Старт в будущее

В последнее время, стремясь к еще большей экономии топлива, конструкторы активизировали работы над аэродинамическими грузовиками.

В последнее время, стремясь к еще большей экономии топлива, конструкторы активизировали работы над аэродинамическими грузовиками.

В последнее время, стремясь к еще большей экономии топлива, конструкторы активизировали работы над аэродинамическими грузовиками.

Аэродинамическое совершенство дает особо заметный эффект на магистральных автопоездах, которые постоянно движутся с высокой скоростью и оснащены двигателями большого литража. Там существенное снижение расхода топлива действительно позволяет сберечь немалые деньги. На Международном автосалоне IAA’2012 в Ганновере были представлены два таких поезда.

  

У полуприцепа Krone Aero Liner суженная задняя часть, улучшающая его аэродинамику. В торце кузова – подъем­ная ролетовая дверь, особенно удобная при погрузочно-разгрузочных работах на терминалах с рампой.

Тягач MAN Concept S – обтекаемость отличная.

Подобный дельфину

Большое внимание публики привлекла концептуальная сцепка в составе тягача MAN Concept S и полуприцепа Aero Liner от фирмы Krone. Этот эффектно раскрашенный автопоезд был похож на дельфина, который, как известно, отличается совершенной обтекаемой формой (см. заглавное фото).

Отличной аэродинамике способствует и революционный спойлер на крыше кабины: он полностью закрывает сверху промежуток между тягачом и полуприцепом, что снижает сопротивление воздуха.

Топливные баки тягача интегрированы в его корпус, а вместо зеркал заднего вида имеются видеокамеры, что тоже улучшает обтекаемость. Этой же цели служит суженная задняя часть полуприцепа, уменьшающая завихрение воздуха позади поезда. В итоге экономия топлива у концептуального поезда может достигать 25% по сравнению с его стандартными собратьями.
Отметим, что внутренний полезный объем полуприцепа ничем не меньше, чем у традиционных конструкций.

И еще одно. Данный поезд имеет всего четыре оси. Уменьшенное количество колес снижает сопротивление качению и, следовательно, расход топлива.

Экспериментальный автопоезд с тягачом Mercedes-Benz Actros и полуприцепом Schmitz Cargobull во время испытаний в аэродинамической трубе.

Изюминки автопоезда от Daimler. Задние спойлеры автоматически убира ются на стоянке. Боковые панели направляют поток воздуха в оригинальный рассеиватель.

Аэродинамичный и практичный

Мировой премьерой на автосалоне IAA’2012 стал аэродинамический автопоезд от концерна Daimler.

В качестве тягача использован новый Mercedes-Benz Actros, который практически не подвергся переделкам – его аэродинамика и так совершенна.

Трейлер разработан совместно с компанией Schmitz Cargobull. За основу взят стандартный полуприцеп-рефрижератор длиной 13,6 м. Однако в него внесены многочисленные изменения, снижающие аэродинамическое сопротивление. В итоге экономия топлива достигает 4,5%.
Спойлер на крыше уменьшает промежуток между полуприцепом и тягачом, что снижает сопротивление воздуха на 1%. А пластиковые боковые спойлеры, закрывающие колеса, снижают этот показатель еще на целых 8%.

Спойлеры слегка загнуты вовнутрь в передней и задней части. Поток воздуха, проходя по ним, поступает в оригинальный диффузор (рассеиватель) в корме полуприцепа. Это позволяет уменьшить сопротивление воздуха еще на 1-2%.

Важная новация – так называемая корма лодки (boat tail). Это три задних спойлера (верхний и два боковых), делающие площадь торца полуприцепа меньше. Это снижает завихрение воздуха позади поезда и уменьшает аэродинамическое сопротивление на 7%.

Каждый из этих спойлеров выступает за габариты поезда на 400 мм. Но когда трейлер останавливается, боковые спойлеры автоматически при помощи электропривода убираются. Это позволяет открывать задние двери для погрузки или выгрузки на угол около 245 градусов.
В настоящее время в Европейском Союзе предельные размеры и полная масса автопоездов определены Директивой 56/53/ЕС, что ограничивает использование аэродинамических решений. Но в мае этого года Европейская Комиссия уже рекомендовала разрешить удлинение автопоездов на 500 мм за счет расположенных сзади аэродинамических устройств – при условии, что полезная площадь полуприцепа останется прежней. Ожидается, что эти рекомендации станут законом в течение ближайших нескольких лет.

Леонид Гоголев
Фото автора и Daimler-Benz