X

Аэропланы асфальтовых трасс

Автобусы Neoplan












Среди множества туристических автобусов западноевропейских
марок, работающих в Украине, самыми популярными, пожалуй, являются
машины Neoplan.

В 1935 году Готтлиб
Аувартер основал кузовостроительную фирму Gottlob Auwarter GmbH &
Co. Первый автобус под названием Neoplan – с оригинальным кузовом и шасси
– увидел свет в 1953 году. С тех пор было изготовлено свыше 35 тыс. машин
данной марки.

Штаб-квартира и главное предприятие расположены в Штутгарте, еще четыре
завода работают в других городах Германии. Кроме того, лицензионное производство
автобусов Neoplan развернуто в Китае, Гане, Иране, Южной Африке, Мексике
и Северной Америке.

Широкая гамма

Под маркой Neoplan производится целый ряд различных автобусов. На нашем
рынке подержанных автомобилей представлены только туристические модели.
В основном продаются автобусы 80-х – начала 90-х годов, более доступные
по цене.

Модельный ряд открывает автобус Jetliner. Эта машина выпускалась в различных
исполнениях, длиной от 8,4 до 12 м и салоном на 28 – 49 мест при 3-звездочном
уровне комфорта и на 22 – 40 мест – при 5-звездочном.

Одна из самых распространенных у нас моделей – Cityliner (фото в заголовке).
Первый «Городской лайнер» увидел свет в 1971 году, а уже два года спустя
машина получила многослойные боковые стекла (впервые в своем классе).
Позже модель существенно обновлялась. В 1992 году с конвейера завода сошел
3000-й автобус Cityliner.

На нашем рынке нередко попадаются и 3-осные модели: Spaceliner и двухэтажный
Skyliner. «Космический лайнер» может быть и в 2-осном варианте.

Редкость на украинских дорогах – 4-осный (!) автобус Megaliner. Длина
его кузова составляет 15 метров, вместимость 2-этажного салона – 72 –
91 чел., объем багажника – 16 м куб. Интересно, что Neoplan первым в Европе
освоил выпуск сверхдлинных, 15-метровых автобусов-«одиночек».

Конструкция

В основе кузова всех автобусов Neoplan лежит стальной пространственный
каркас. Моторы могут быть разными – как рядными, так и V-образными мощностью
от 136 до 503 л. с. Широкий выбор и марок двигателей – DAF, Detroit-Diesel,
Deutz, MAN, Mercedes-Benz, Scania и др. На большинстве машин, по крайней
мере, предназначенных для европейского рынка, встречаются дизели немецких
производителей: MAN или Mercedes-Benz. Эти силовые агрегаты достаточно
надежны и до капремонта выхаживают не одну сотню тысяч километров.

Туристические модели Neoplan 80-х – начала 90-х годов комплектуются
механическими коробками передач – 6- или 8-ступенчатыми, часть из них
оборудована делителем.

Пневматическая подвеска колес собственной разработки – предмет гордости
фирмы. На автобусах Neoplan она впервые появилась еще в 1957 году. И во
многом именно ей автобусы обязаны высокой популярностью. В чем же ее секрет?
Передняя подвеска – независимая, на двойных поперечных рычагах и двух
пневмобаллонах. Задняя – зависимая, на А-образном подрамнике с тремя точками
крепления. Особенность задней подвески и в том, что пневмобаллоны размещены
позади колес: это позволило расположить их дальше друг от друга, что обеспечило
комфортабельность и устойчивость автобуса.

 Мнение  

Шала Давлатович
Водительский стаж 33 года

На туристических автобусах Neoplan езжу уже три года,
до этого в основном приходилось водить машины Ikarus
и Mercedes-Benz. Сейчас я работаю на 3-осной модели
Neoplan Spaceliner N117 1989 года выпуска.

Пассажиры на комфорт не жалуются: в салоне установлен
мощный фирменный кондиционер Climatic, крайние от прохода
кресла можно двигать в поперечном направлении, изменяя
расстояние между местами в ряду.

Посадка водителя очень низкая, как в легковом автомобиле.
На мой взгляд, это не очень удобно, так как ухудшается
обзорность. Руль и педали довольно легкие, нетрудно
работать и КПП.

Мотор – 10-цилиндровый атмосферный дизель Mercedes-Benz
мощностью 380 л. с. – надежен, серьезных проблем с ним
пока не возникало. Имя обязывает! Средний расход топлива
– 28 л на 100 км, а с работающим кондиционером – до
32 л.

Отдельно хочется отметить трансмиссионный тормоз-замедлитель
Telma. Он имеет четыре режима работы, благодаря чему
можно эффективно управлять замедлением многотонной машины,
продлевая ресурс колесных тормозных колодок. Они, кстати,
могут служить долго: передние – до 400 тыс. км, задние
– до 500 тыс. км.

Оригинальные запчасти наша фирма получает из Турции,
а это – умеренная цена и высокий уровень качества.

 Мнение  

Михаил Иванович
Водительский стаж 37 лет

Я работаю на автобусе Neoplan N116 Cityliner почти
год. Езжу по Украине, причем маршруты могут быть самыми
разными. Летом часто вожу отдыхающих к морю: обычно
за 36 часов прохожу не менее 1600 км.

Автобусом доволен. Несмотря на то, что машине уже 20
лет, бегает она как ни в чем не бывало. Раньше я ездил
на Ikarus, а потому могу сравнивать. Если венгерские
«собратья» до капремонта выхаживают максимум 200 – 250
тыс. км, то Neoplan ходит до полумиллиона и больше.

Поскольку автобус неновый, он требует тщательного ухода.
Очень важно вовремя менять масло (через 30 тыс. км),
причем оно должно быть только хорошего качества, а также
фильтры.

Доступ к двигателю довольно удобен. Мотор Mercedes-Benz
развивает без малого 380 л. с. – этого предостаточно.
Коробка передач – 6-ступенчатая, но с делителем – получается
12 передач. Работать рычагом КПП особого труда не составляет.
Средний расход топлива небольшой – около 30 л на 100
км пути.

Особо хочется отметить пневматическую подвеску колес,
обеспечивающую хорошую плавность хода. Несмотря на качество
наших дорог, подвеска отлично справляется со своей задачей.

За передней дверью имеется удобный спальный отсек с
небольшим окном. В проеме центральной двери, с левой
стороны расположен кухонный блок (умывальник, кофеварка
и т. д.), а с правой – биотуалет.

 Мнение  

Сергей Павлович
Водительский стаж 20 лет

Мне доводилось работать на автобусах Neoplan разных
моделей, ездил на них по Украине и Западной Европе.
Сейчас вожу двухэтажную машину N117 Skyliner. Автобус
очень комфортабельный. Отопление – эффективное. Низкая
посадка облегчает обзор при маневрировании.

Двигатель – 10-цилиндровый атмосферный дизель Mercedes.
Особых проблем с ним не возникает. Расход топлива –
33 л на 100 км. На моем автобусе была 8-ступенчатая
КПП, сильно изношенная, и там со временем начало выбивать
6-ю и 7-ю передачи. Пришлось заменить ее другой – 6-ступенчатой.

Пневмоподвеска колес обеспечивает хорошую плавность
хода даже на неважных дорогах. Ее резиновые баллоны
долговечны и надежны, если, конечно, они фирменные.
«Левые» баллоны по качеству хуже. Слабое место – А-образный
подрамник задней подвески, точнее, сайлент-блок в месте
крепления передней части к раме.

С запчастями проблем нет, были бы деньги. Покупать
автобусы Neoplan лучше всего на их родине, в Германии.
А в тех машинах, которые наша фирма привозила из Швеции
и Голландии, приходилось ремонтировать двигатель. В
Германии цены на автобусы могут колебаться в зависимости
от состояния машины, года выпуска и продавца. Поэтому
стоит хорошенько поискать. Neoplan выпуска начала 90-х
годов можно купить где-то за $50 тыс. и даже дешевле.
Цены на машины 80-х годов выпуска значительно ниже.

Cityliner
– N116
Spaceliner
– N117/3
Skyliner
N122/3
Общие данные
Типтуристический
автобус
Габариты, Д/Ш/В, мм12000/2500/360012000/2500/380012000/2500/4000
Колесная база, мм59505350/13005550/1300
Радиус поворота, м21,521,221,2
Пассажировместим., чел.40 – 5142 – 5342 – 53
Полная масса, кг180002500025500
Двигатель
МаркаMercedes-Benz
Типдизельн.турбодиз.турбодиз.
Расп. и к-во цил.V8V10V10
Мощность, л. с.350380380
Трансмиссия
КППмех. 6/8-ст.
Ходовая часть
Подвеска передн./задн. независ. пневм./завис.
пневм.
Шины295/80 R22,5
Эксплуатационные показатели
Макс. скорость, км/ч100 – 120
Средний расход, л/100 км 2833 33
Цена (ориентир.), у. е. 25 – 50 тыс.

Юрий Гоголев
Фото автора и Сергея Кузьмича

Редакция благодарит компанию «Агротранспобут» (г. Борисполь)
за помощь в подготовке материала