X

Автомобили в бронежилетах

Бронемашины Великой Отечественной










В сражениях Великой Отечественной широко применялись
машины, одетые в защитные доспехи – бронеавтомобили и бронетранспортеры.
Первые использовались для разведки и связи, вторые – для перевозки
мотопехоты, а также как арттягачи и база для различного вооружения.

К началу войны на вооружении
Красной Армии находилось два основных типа бронеавтомобилей: легкие и
средние. Легкие машины БА-20 с 1936 года изготавливал Ижорский, а затем
и Выксинский завод на базе обычной легковой «эмки» (4х2). На ранних выпусках
имелись цилиндрическая башня с пулеметом ДТ (7,62 мм) и антенна в виде
поручней по периметру корпуса. На поздних моделях – БА-20М (1938 г.) –
башня была поменьше, конической формы, а антенная – штыревой. В паре с
бронепоездами применялись машины БА-20 жд, которые можно было быстро «переобувать»
в обода для движения по рельсовому пути (их всегда возили с собой).

Средние бронеавтомобили БА-6 и БА-10 выпускались, соответственно, с
1935 и 1938 года на базе трехосной «полуторки» ГАЗ-ААА. Передняя ось у
них не ведущая, поэтому для повышения проходимости на заднюю пару колес
надевали легкосъемные гусеничные ленты. Вооружались машины 45-мм пушкой
в башне и двумя пулеметами ДТ. Один был спарен с пушкой, а другой находился
в шаровой установке в лобовом листе корпуса. Выпускался также автомобиль-дрезина
БА-20 жд.


Проходимость легкого броневика БА-20 была совершенно недостаточной,
и в 1942 году появился новый бронеавтомобиль БА-64 на базе джипа ГАЗ-64.
В следующем году на шасси модернизированного автомобиля ГАЗ-67Б стали
выпускать броневик БА-64Б (см. фото в заголовке). Он был полноприводным,
с короткой базой, расширенной колеей и большим выворотом колес. Граненый
броневой корпус обладал хорошей пулестойкостью благодаря рациональному
наклону броневых листов. Вооружение состояло из пулемета ДТ во вращающейся,
открытой сверху башне. Иногда на фронте его дополняли противотанковым
ружьем калибра 14,5 мм. Двигатель ГАЗ-ММ в 50 л. с. позволял развивать
до 80 км/ч. В боевых условиях машину «переобували» в колеса с шинами ГК
(губчатая камера). Такая резина не боялась пуль и осколков, но скорость
приходилось ограничивать до 40 км/ч.


Бронетранспортеры поступали в Красную Армию из США по лендлизу (соглашение
об аренде). Самыми распространенными были полугусеничные машины семейства
М (М2 – М15), которые выпускались в основном фирмой White, а также Autocar,
Diamond T и International с 1941 года. Гусеница у них сравнительно короткая,
резинометаллическая, передняя ось – ведущая. На многие машины перед бампером
устанавливался каток для преодоления окопов. С формой корпуса особенно
не мудрили: все его листы, кроме лобового, располагались вертикально.
Такой же простой стальной ящик имели и легкие двухосные разведывательные
машины (Scout Car) типа М2 (4х4) фирмы White. В стандартное вооружение
входили крупнокалиберный пулемет Browning (12,7 мм) или обычный (7,62
мм). На базе полугусеничных бронетранспортеров выпускались и самоходные
артустановки. По лендлизу в СССР поступила партия таких установок с 57-мм
английскими пушками. Но боеприпасы к ним были в дефиците, а потому пушки
сняли, а машины использовали как арттягачи.


В немецкой армии с 1941 года применялись легкие бронетранспортеры (тип
250) и средние (тип 251) с 1939 года. Они выпускались на базе полугусеничных
тягачей – соответственно одно- и трехтонного. Легкие бронетранспортеры
строили фирмы Demag, Bussing-NAG и Evens, средние – Hanomag, Borgward,
Bussing NAG и др.


Конструктивно все эти машины были схожи. Они имели неведущую переднюю
ось и длинные гусеницы с катками большого диаметра, расположенными в шахматном
порядке. Последнее обеспечивало более равномерное распределение веса машины
на гусеницы и, соответственно, меньшее давление на грунт. Однако такая
ходовая была сложной в обслуживании, катки часто забивались грязью и льдом.
Броневые корпуса имели рациональный наклон листов, стандартным вооружением
были пулеметы MG 34 (7,92 мм). На базе средних бронетранспортеров монтировалось
различное вооружение, в том числе 75-мм пушки и реактивные снаряды (380
мм).


Колесные броневики вермахта делились на легкие и тяжелые. Для легких
использовались специальные шасси фирмы Horch: с двумя ведущими и управляемыми
осями и независимой пружинной подвеской всех колес. Ранние образцы, менее
распространенные, имели переднее расположение двигателя, а поздние, с
1938 года – заднее, что улучшало обзорность. Кузов был оптимальной формы.
Ступицы колес прикрывались треугольными бронещитками. Сверху на корпусе
устанавливали или малую башню с пулеметом 7,92 мм или большую – с 20-мм
автоматической пушкой. Вместо крыши на башни надевалась откидная металлическая
сетка, защищавшая от ручных гранат и позволявшая свободный выход пороховых
газов.


Тяжелые автомобили серии 231 выпускались с 1938 года на шасси Bussing-NAG
GS. Это была новаторская конструкция – со всеми ведущими и управляемыми
односкатными колесами и задним расположением двигателя. Имелось два поста
управления: машина могла двигаться с одинаковой скоростью вперед или назад,
как челнок, и, не разворачиваясь, быстро уходить от обстрела. Стандартное
вооружение – 20-мм пушка в башне плюс пулемет.


В 1943 году появилась модернизированная серия – 234. Она получила колеса
большего диаметра и более мощный двигатель. Поздние модификации оснащались
уже не бензиновым двигателем в 180 л. с., а дизелем Tatra воздушного охлаждения,
мощностью 210 л. с. В модификации «Пума» машина вооружалась длинноствольной
50-мм пушкой в башне увеличенного размера, что позволяло бороться с танками.
Имелись также самоходные установки с 75-мм орудиями в открытой рубке.


Леонид Гоголев
Фото из архива автора