X

Будет ли оттепель?

Медиагруппа «Автоцентр» и Клуб автомобильных журналистов Украины провели 4 февраля «круглый стол» на тему: «Перспективы автомобильного рынка Украины в 2010 году».

Медиагруппа «Автоцентр» и Клуб автомобильных журналистов Украины провели 4 февраля «круглый стол» на тему: «Перспективы автомобильного рынка Украины в 2010 году».

Медиагруппа «Автоцентр» и Клуб автомобильных журналистов Украины провели 4 февраля «круглый стол» на тему: «Перспективы автомобильного рынка Украины в 2010 году».

Фрум этот был весьма представительным. В его работе приняли участие руководители Ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром», Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД), Транспортной академии Украины, медиагруппы «Автоцентр», компании «Автоконсалтинг» и др. Широко были представлены ведущие игроки украинского автомобильного рынка, в том числе грузового – такие как «Автокапитал», корпорация «АИС», корпорация «УкрАвто», «Порше Украина», «УкрАвтоЗАЗ-Сервис» и др. Не обошлось, конечно, и без многочисленных представителей СМИ.

О чем говорят цифры

Минувший год был для автомобильного рынка Украины необычайно трудным: продажи резко упали. Как отмечалось на «круглом столе», по предварительным расчетам, они должны были составить всего 150 тыс. ед. – и это после 630 тыс. в 2008 году! Правда, действительность оказалась чуть лучше этого пессимистического прогноза: реализовано было 174 тыс. легковых и коммерческих машин.

Продажи начали падать буквально с первых месяцев 2009 года. Особенно грустная картина нарисовалась во второй половине года, когда стал заканчиваться запас старых моделей, реализуемых по прошлогодним ценам. Впрочем, последнее больше касается легковых и автобусов, а не грузовиков.

Наши политики часто говорят с трибун, телеэкранов и газетных страниц о стремлении Украины в Европу. Но на Западе в условиях кризиса все делали по-другому. Были запущены прагматичные программы поддержки рынка – и автопродажи не только не сократились, но даже увеличились.

А украинский рынок, увы, остался без государственной поддержки. По данным «Укравтопрома», объем первичных регистраций автотранспортных средств, включая б/у, упал в среднем на 72%. Причем у грузовиков этот показатель оказался несколько ниже – 73%, а у автобусов чуть получше – 70%.

Одной из важных причин падения продаж стал крах системы кредитования: по этой схеме в 2009 году реализовано лишь 5% легковых машин, 4% автобусов, а грузовиков и того меньше – 1%.

Произошли изменения и в структуре рынка. Если в 2008 году импорт и отечественная продукция сохраняли паритет – 50 на 50, то в 2009-м доля импорта возросла до 63%. И это вполне объяснимо: наш автопром пострадал сильнее, чем другие отрасли в стране. Если в целом промышленное производство Украины упало на 22%, а машиностроение – на 45%, то автопром – на 84%. Естественно, резко сократился и экспорт: по легковым – в три раза, а по грузовикам и автобусам – еще больше.

Однако важно отметить позитивный момент. Почти все игроки рынка, несмот­ря ни на что, сохранили свои дилерские сети – плацдарм для грядущего антикризисного наступления.
Если говорить о рейтинге продаж новых грузовиков по брендам, то, по данным компании «Автоконсалтинг», в 2009 году лидирующую тройку составили машины производства СНГ – ГАЗ (1143 ед.), КАМАЗ (648 ед.) и МАЗ (623 ед.). Далее следовали машины «восточных кровей» – FAW, Tata и Isuzu. «Великолепную семерку» замыкал Mercedes-Benz (163 ед.). В тяжелом классе импортных грузовиков первенствовала Scania, продавшая 157 автомобилей. Старейший украинский производитель «АвтоКрАЗ» оказался на общем 16-м месте, реализовав 102 грузовика.

Что касается автобусных брендов, то первенствовала тройка украинских производителей: «Богдан» (478 ед.), БАЗ (439 ед.) и ЗАО «ЗАЗ», продавший 321 автобус I-VAN. Популярный российский ПАЗ был отодвинут на 4-е место.

Что делать

Ключевой вопрос, главный тренд: будет ли в этом году украинский автомобильный рынок расти или, наоборот, – падать? Разумеется, что в общем и целом оживление на нем определится только подъемом всей нашей экономики. Это, так сказать, фактор объективный.
А каковы же факторы субъективные, т. е. конкретные антикризисные меры, которые нужно предпринять? Участники «круглого стола» единодушно высказались за возрождение и совершенствование таких механизмов стимулирования продаж, как потребительское кредитование и лизинг для юридических и физических лиц. Кстати, наметилась интересная тенденция: кредитование все больше осуществляется не банками, а самими производителями-импортерами. Ведь им деться некуда: спрос сокращается и его надо как-то стимулировать. В противном случае грозит спад производства. В Польше, например, сегодня кредитование, по сути, осуществляется только таким способом. Да и в Украине в этом режиме уже работают представители пяти брендов. Так что лед тронулся, господа!

Еще одна продуктивная идея – развитие цивилизованного рынка подер­жанных автомобилей. Перспективным антикризисным «лекарством» является также система trade-in: то есть замена потребителем изношенного автомобиля на новый с некоторой доплатой. Неплохо показал себя и такой «рецепт», как покупка автомобилей в группах.

И конечно, крайне необходимо дальнейшее законодательное регулирование автомобильного рынка. Это реальная помощь со стороны государства, не требующая особых денег, которых у того и нет. С такой мерой согласны все участники «круглого стола».

А вот когда заговорили о конкретных шагах в данном направлении, то единства не получилось. Представители украинского автопрома, как и прежде, были уверены, что необходимо защитить рынок, в частности, введя на некоторое время надбавку к ввозным пошлинам и прочие подобные меры. Импортеры же считали такую надбавку нелогичной. «Если мы хотим защитить, скажем, «Таврию», то зачем повышать пошлину и на «Мерседесы»?» – спрашивали они.

Справедливости ради заметим, что импортеры, в принципе, не против мер по защите украинского автопроизводителя. Они предлагали, например, освободить его от налога на прибыль. Но вот играть в игры с надбавками на ввозные пошлины, что неизменно приведет к подорожанию автомобилей, импортеры считают «попыткой залезть в карман к потребителю». Так что на «круглом столе» достигнуть консенсуса в этом вечном споре так и не удалось.
Зато полное взаимопонимание было в вопросе о ценах: увы, в нынешних условиях надеяться на их снижение не приходится. По крайней мере, в долларах. А вот в гривнях они, пожалуй, могут и подупасть, но лишь при том обязательном условии, что украинская национальная валюта хорошенько укрепится, как нам это обещают политики с телеэкранов.

Однако вернемся к главному вопросу – будет ли автомобильный рынок в 2010 году расти или нет? Здесь были высказаны разные мнения. Оптимисты прогнозировали его рост в 10–15%, но не более того. Другие высказывались в том духе, что дай Бог нам сохранить хоть статус-кво, т. е. чтобы все осталось на прежнем уровне. Был озвучен и совершенно апокалиптический прогноз, в который, правда, никто не поверил: продажи якобы могут упасть до мизерного уровня в 600–800 машин.

Что касается рынка грузовиков, то здесь поводов для оптимизма пока немного. Первые два месяца этого года показали, что он пребывает в стагнации. Несколько лучше выглядят перспективы на автобусном фронте, поскольку уровень пассажирских перевозок остается высоким, несмотря на кризис.

И все же общий дух «круглого стола» не был пессимистическим. Почти в каждом выступлении присутствовала вера в то, что зима кризиса неизбежно минует и наступит долгожданная оттепель. А там, глядишь, подоспеет и цветущая весна.

Мнение

Олег Омельницкий Директор компании «Автоконсалтинг»

В 2009 году падение на рынке коммерческих автомобилей было несколько меньше, чем легковых. Однако и здесь положение очень тяжелое. Мы исследуем автомобильный рынок с конца 90-х, но такого масштабного спада я не припоминаю. Это сильно пугает, поскольку даже в самые трудные времена – в 2004 году, когда рынок автомобилей был практически парализован, рынок коммерческих машин оставался стабильным. А в январе нынешнего года его состояние просто ужасает. Думаю, что в 2010-м на рынке коммерческих автомобилей роста не произойдет. Нет тех тенденций, которые бы «провоцировали» спрос на такие машины. И все-таки, на мой взгляд, у этого сегмента есть будущее. Оно – в развитии лизинговых и кредитных схем, которые сделают технику более доступной. Да, эта техника жизненно необходима бизнесу. Проблема лишь в том, что у потребителей на нее сейчас нет денег. Но рано или поздно экономика должна восстановиться – и первым сегментом, который начнет расти на автомобильном рынке, станет сегмент коммерческой техники. Это будет верный знак того, что в стране действительно наступает экономическое потепление.

Ефим Хазан Вице-президент Ассоциации «Укравтопром»

Вот уже двенадцать лет ассоциация внимательно следит за процессами на украинском автомобильном рынке. До введения в Украине страндарта Евро 2 общий ежегодный объем регистраций грузовиков всех классов колебался от 55 до 65 тыс. шт. В 2006 году рынок вырос более чем в 2 раза, затем в 2008-м наблюдалось снижение объемов регистраций. В прошлом году их было около 30 тысяч. Я разделяю мнение, что одним из условий роста рынка грузовых автомобилей является развитие малого и среднего бизнеса. Кроме того, если будет развиваться промышленное производство, то и рынок грузовиков оживет. Тем более что в Украине приобретают не так много новых грузовиков: как минимум половина купленных – это сравнительно недорогие машины б/у. Рост экономики может способствовать развитию среднего и малого бизнеса, а при этом условии возможен рост на 3–5% на рынке грузовиков за счет малотоннажных фургонов. Что касается автобусов, то даже если в этом и в следующем году не будет существенного подъема экономики, мы все равно ожидаем увеличения роста регис­траций. В связи с подготовкой Украины к чемпионату Европы по футболу на бюджетные деньги будет закуплено более тысячи автобусов. Кроме того, рост объема пассажирских перевозок (мы для этих целей используем в основном автобусы малого и среднего классов, которые быстро изнашиваются и требуют обновления) поспособствует развитию автобусного рынка. Таким образом, в 2010-м и особенно в 2011-м украинский рынок грузовиков и автобусов, на мой взгляд, будет развиваться.

Рейтинг продаж новых грузовиков в Украине

Бренд

2009 г., шт.

Доля рынка, %

2008 г., шт.

Доля рынка, %

1*

ГАЗ

1143

22,13

3012

16,07

2

КАМАЗ

648

12,55

2829

15,10

3

МАЗ

623

12,06

2516

13,43

4

FAW

592

11,46

1210

6,46

5

Tata

323

6,25

1548

8,25

6

Isuzu

320

6,20

821

4,38

7

Mercedes-Benz

163

3,16

806

4,30

8

Scania

157

3,04

582

3,11

9

MAN

139

2,69

847

4,52

10

Volvo

115

2,23

739

3,94

10

Hyundai

115

2,23

388

1,96

11

BAW

103

1,99

35

0,19

12

КрАЗ

102

1,98

828

4,42

13

Howo

90

1,74

163

0,87

14

ЗИЛ

86

1,67

456

2,43

15

IVECO

82

1,59

262

1,40

16

DAF

75

1,45

336

1,79

17

Renault

54

1,05

437

2,33

18

Mudan

51

0,99

8

0,04

19

Ford

49

0,95%

179

0,96%

20

JAC

28

0,54%

194

1,04%

21

Foton

19

0,37%

147

0,78%

22

Урал

15

0,29%

28

0,15%

22

CAMC

15

0,29%

25

0,13%

23

Chaanxi

12

0,23%

22

0,12%

24

XCMG

7

0,14%

72

0,38%

24

AМУР

7

0,14%

8

0,04%

24

Hania

7

0,14%

0

0,00%

25

Donf Feng

4

0,08%

99

0,53%

26

Avia

3

0,06%

30

0,16%

27

Astra

2

0,04%

49

0,26%

27

Zoomlion

2

0,04%

16

0,09%

27

МЗКТ

2

0,04%

5

0,03%

27

Tatra

2

0,04%

2

0,01%

27

BMC

2

0,04%

0

0,00%

28

Changjiang

1

0,02%

15

0,08%

28

Grove

1

0,02%

4

0,02%

28

Hino

1

0,02%

2

0,01%

28

Daewoo

1

0,02%

1

0,01%

28

Liebherr

1

0,02%

1

0,01%

28

Toyota

1

0,02%

1

0,01%

28

БЗКТ

1

0,02%

0

0,00%

29

Mitsubishi

0

0,00%

23

0,12%

29

Sterling

0

0,00%

7

0,04%

29

Hainuo

0

0,00%

4

0,02%

29

Freightliner

0

0,00%

2

0,01%

29

Faun

0

0,00%

1

0,01%

29

МАЗ-MAN

0

0,00%

1

0,01%

Всего

5164

100,00%

18739

100,00%

*Место в рейтинге по данным компании «Автоконсалтинг»

Рейтинг продаж новых автобусов в Украине

Бренд

2009 г., шт.

Доля рынка, %

2008 г., шт.

Доля рынка, %

1*

Богдан

478

24,30%

1628

26,79%

2

БАЗ

439

22,32%

2091

34,41%

3

ЗАЗ

321

16,32%

409

6,73%

4

ПАЗ

305

15,51%

1084

17,84%

5

МАЗ

65

3,30%

130

2,14%

6

ЧАЗ

61

3,10%

70

1,15%

7

Youyi

56

2,85%

17

0,28%

8

Анто-Рус

47

2,39%

143

2,35%

9

Yutong

42

2,14%

58

0,95%

10

ЛАЗ

35

1,78%

124

2,04%

11

ГалАЗ

25

1,27%

78

1,28%

11

Shaolin

25

1,27%

15

0,25%

12

King Long

14

0,71%

25

0,41%

13

Temsa

10

0,51%

37

0,61%

14

ЛиАЗ

9

0,46%

21

0,35%

15

Стрій

7

0,36%

57

0,94%

16

Mercedes-Benz

5

0,25%

4

0,07%

16

Неман

5

0,25%

2

0,03%

17

ГАЗ

4

0,20%

27

0,44%

17

Скиф

4

0,20%

0

0,00%

18

MAN

2

0,10%

7

0,12%

18

НЕФАЗ

2

0,10%

7

0,12%

18

Hyundai

2

0,10%

6

0,10%

19

Mitsubishi

1

0,05%

3

0,05%

19

Zhongtong

1

0,05%

3

0,05%

19

Scania

1

0,05%

0

0,00%

19

Тур

1

0,05%

0

0,00%

20

МАРЗ

0

0,00%

10

0,16%

20

IVECO

0

0,00%

8

0,13%

20

Otokar

0

0,00%

4

0,07%

20

Toyota

0

0,00%

4

0,07%

20

Neoplan

0

0,00%

2

0,03%

20

Bova

0

0,00%

1

0,02%

20

Isuzu

0

0,00%

1

0,02%

Всего

1967

100,00%

6076

100,00%

Леонид Гоголев
Фото Андрея Яцуляка и из архива редакции