Будут сверхчистые Mercedes
Концерн DaimlerChrysler разработал новый преобразователь выхлопных газов дизеля. Благодаря этому грузовики и автобусы Mercedes-Benz смогут соответствовать не только экологическим нормам Евро 4, но и Евро 5, которые будут введены в действие позже. В чем же секрет новинки? |
Совсем скоро, в октябре
2005 года, в странах Евросоюза для автомобилей начнут действовать более
строгие экологические нормы Евро 4, которые сменят ныне действующие Евро
3. И сегодня мировые автопроизводители активно работают над тем, чтобы
сделать выхлоп двигателей как можно чище.
В то же время необходимо считаться с покупателем, для которого важно,
чтобы автомобиль был относительно дешев и прост в эксплуатации. Все это
требует эффективных и вместе с тем недорогих систем. Специалисты DaimlerChrysler
создали одну из них – SCR (Selective Catalytic Reduction, что можно перевести
как «селективный каталитический преобразователь»).
Как работает SCR
Принцип действия системы SCR заключается в химической реакции аммиака
с окисью азота выхлопных газов, в результате которой образуются безвредный
азот и водяной пар.
Здесь, правда, возникает один вопрос: а как перевозить на автомобиле
аммиак – довольно токсичное вещество? Известный концерн Total в свое время
создал безопасный заменитель аммиака, разработанный на водной основе и
соответствующий стандартам DIN 70070. Сегодня он широко применяется в
сельском хозяйстве, текстильной промышленности, а также при изготовлении
косметики и парфюмерии. Данная жидкость – совершенно не токсичная, без
цвета и запаха – в «автомобильном» исполнении нызывается AdBlue.
Селективный преобразователь состоит из двух основных узлов: непосредственно
каталитического нейтрализатора с сотовой структурой, вмонтированного в
глушитель автомобиля, и дополнительного бака под аммиачный заменитель
AdBlue. Так что установка системы SCR на автомобили с моторами Евро 3
не потребует кардинального изменения их конструкции.
Средний расход «голубой» жидкости – около 6% от потребляемого автомобилем
дизтоплива: например, для магистрального тягача он составляет около 2
л на 100 км. Таким образом 100-литрового бака с AdBlue хватит на 5000
км пути.
Двигатель оснащается дополнительным модулем, совмещенным с электронной
системой управления мотором, который точно дозирует количество жидкости
AdBlue, подаваемой в выпускной коллектор.
Но это еще не все. Очень важно, что моторы с системой SCR cущественно
экономичнее: например, на дальнобойных грузовиках расходуется на 30% меньше
топлива. А чем выше экономия – тем меньше содержание вредных веществ в
выхлопных газах.
Воплощение в жизнь
Работы над технологией очистки SCR были начаты еще в 90-е гг. Сегодня
система практически готова к серийному производству. Оснащать грузовики
и автобусы Mercedes-Benz системой SCR должны начать в I-м полугодии 2005
года, с тем, чтобы к октябрю 2006 года – предельному сроку перехода на
Евро 4 – все вышеуказанные машины марки имели селективный преобразователь
выхлопных газов. После небольшой модернизации системы SCR оснащенные ею
дизельные моторы будут соответствовать экологическим нормам Евро 5, введение
которых намечено на октябрь 2008 года.
Однако нужно решить еще одну важную проблему – создать разветвленную
сеть специальных АЗС, на которых можно будет заправляться «голубым» топливом
AdBlue. Концерн Total и другие производители уже активно работают над
этим. Результат не заставил себя долго ждать: 26 ноября 2003 года в Штутгарте
была торжественно открыта первая автозаправочная станция AdBlue. Пока
на ней будут заправляться только проходящие испытания с системой SCR автомобили
Mercedes-Benz. Однако это только первая ласточка: скоро подобные АЗС появятся
по всей Европе.