X

«Четверка» на «пятерку»

VW Transporter T4










В августе 1990 года концерн Volkswagen презентовал
новое семейство развозных автомобилей – Transporter T4 (то есть четвертого
поколения), которые кардинально отличались от предшественников. Большая
популярность этих машин в Украине побудила рассказать об особенностях
их эксплуатации.

В отличие от моделей
T1 – T3, «четвертый» не имеет ничего общего со знаменитым «Жуком». Вместо
оппозитного «воздушника», расположенного сзади, машина получила рядный
бензиновый двигатель водяного охлаждения. Он установлен в носовой части
и приводит в движение передние колеса. Погрузочная высота машины значительно
уменьшилась – с 810 до 525 мм. Полукапотная компоновка обеспечила повышение
пассивной безопасности на случай лобового столкновения и улучшение аэродинамики.

Дизайн машины оказался настолько удачным, что не претерпел
существенных изменений за 14 лет производства. Правда, чисто пассажирские
версии – Multivan и Caravelle – в 1996 году подверглись рестайлингу: получили
скошенные фары, удлиненный капот и новую решетку радиатора.

Все машины Т4 делятся на три группы. К первой относятся
грузовые модификации с длиной базы от 2920 до 3320 мм – интегрированные
фургоны с низкой, средней и высокой крышей, бортовые грузовики с обычной
или сдвоенной кабиной, а также шасси для установки кузовов-фургонов и
спецоборудования. Их грузоподъемность колеблется от 800 до 1210 кг. Во
вторую группу входят несколько вариантов микроавтобусов и грузопассажирских
версий. И третью составляют стоящие особняком микроавтобусы класса «люкс»,
модели Caravelle и Multivan.

Антикор

Т4 неплохо защищен от коррозии. Панели кузова оцинкованы,
а многие полости еще и заполнены горячим воском. Тем не менее, на микроавтобусах
можно обнаружить ржавчину между вторым и третьим окнами правого борта.
Коррозии подвержены и передние колесные арки, которые усиленно «пескоструются»
ведущими колесами. От «рыжей болезни» страдают и пороги, особенно в том
месте, где их касаются ноги. «Достается» и кромкам задних распашных дверей,
а также боковой сдвижной дверце. Наиболее устойчивыми к коррозии считаются
модели 1998 – 2003 годов выпуска.

На машинах с мощным кондиционером может ржаветь крыша.
К слову, «кондишн» требует повышенного внимания, ибо при нерегулярном
обслуживании выходит из строя компрессор, стоящий $300 – 450.

Двигатель

Первоначально для Transporter T4, а также Caravelle и
Multivan предлагались четыре двигателя на выбор: два бензиновых объемом
2,0 л (4-цил.) и 2,5 л (5-цил.) и мощностью 85 и 110 л. с., а также атмосферные
предкамерные дизели 1,9 л (4-цил.). и 2,4 л (5-цил.), развивающие 60 и
78 л. с. соответственно. В конце 1992 года гамму силовых агрегатов пополнил
1,9-литровый 68-сильный турбодизель. А через четыре года появились турбодизель
с непосредственным впрыском топлива 2,5 л (102 л. с.) и бензиновый VR6
объемом 2,8 л (140 л. с.). У последнего, как видно из названия, шесть
цилиндров, но расположены они необычно – в шахматном порядке, так называемое
узкое V. В 2000 году мощность «шестерки» довели до 204 л. с. До 150 «лошадок»
форсировали и 2,5-литровый турбодизель.

Слабыми местами «движков» обычно являются зубчатые ремни
привода газораспределительного механизма и ТНВД, требующие замены каждые
60 тыс. км. Вместе с ремнем ГРМ обязательно меняется ролик механизма натяжения.
Даже небольшая отсрочка этой процедуры часто чревата обрывом – в этом
случае придется менять головки блока с клапанами и распредвалами, а возможно,
и производить капитальный ремонт. В этом отношении намного привлекательнее
агрегат VR6 – c цепным приводом ГРМ. Однако, с точки зрения эксплуатационных
расходов, это тоже не лучший вариант.

У моделей, выпущенных до 1996 года, следует обратить
внимание на тросик акселератора – он частенько обрывается. В бензиновых
версиях могут быть неисправными термодатчики вентилятора и негерметичными
водяные насосы. У дизелей возможны проблемы с контактами предпускового
подогревателя и прокладками головки блока. У отдельных экземпляров данную
прокладку необходимо заменять через 200 тыс. км пробега. Очень дорого
обходится замена ТНВД – до 2000 евро. Однако на многих специализированных
СТО берутся отремонтировать старый всего за 1400 – 1500 грн. (с учетом
стоимости запчастей).

Кроме того, на всех модификациях случаются обрывы шлангов
системы охлаждения. Поэтому после покупки машины их стоит заменить. Если
мотор перегревается, лучше заменить и расширительный бачок, поскольку
он может подплавиться.

Трансмиссия

Передний привод в сочетании с поперечно расположенным
двигателем позволили сделать трансмиссию T4 достаточно компактной. Никаких
серьезных недостатков как у 5-ступенчатой «механики», так и у 4-ступенчатого
«автомата» нет. Вызывают нарекание разве что механические коробки (модели
до 1996 г. в.) – за туговатое переключение передач. Машины, выпущенные
до 1993 года, имеют слабоватое сцепление.

Для зимней эксплуатации можно порекомендовать полноприводную
версию Syncro (выпускается с 1992 года). На этом автомобиле задний мост
подключается через вискомуфту только при пробуксовке передних колес. Правда,
на некоторых экземплярах задние колеса могут вступать в работу непредсказуемо,
что может привести к потере управляемости. Поэтому перед покупкой автомобиля
Transporter Syncro желательно проверить, как он ведет себя на скользкой
дороге.

Ходовая

Подвеска у T4 – полностью независимая. Для наших неровных
дорог она жестковата, зато управляемость автомобиля на высоте.

Реечное рулевое управление в большинстве случаев оборудовано
гидроусилителем. Хотя на автомобилях ранних лет выпуска его может и не
быть. Грузовые версии оснащены передними дисковыми и задними барабанными
тормозами, а вот машины Caravelle и Multivan – дисковыми на всех колесах.
Причем модели с двигателем VR6 стандартно оснащаются ABS, задним межколесным
дифференциалом, блокируемым электроникой, – EDS, а также регулятором тормозных
усилий EBV.

Ходовая часть обычно не вызывает проблем. Периодической
замены требуют, как правило, только нижние шаровые опоры, наконечники
рулевых тяг, сайлент-блоки нижних рычагов и стойки стабилизатора поперечной
устойчивости.

 МНЕНИЕ  

Георгий Финнов
Частный предприниматель. Водительский стаж – 7 лет

Сейчас езжу на Transporter T4 1998 года выпуска, который
к моменту покупки уже пробежал 80 тыс. км. Машина –
с 2,4-литровым дизелем. По-моему, это идеальный вариант.
Его ремонт, конечно, дороже, чем бензинового, хотя починка
электронной системы впрыска последнего тоже стоит немало.
А вот разница в цене запчастей несущественная. Кроме
того, дизель долговечнее, ведь на нем можно ездить на
меньших оборотах при той же скорости. Турбодизель же
после проблем с турбиной мне разонравился.

За три года эксплуатации, в течении которых машина
проехала 220 тыс. км по украинским дорогам, пару раз
пришлось менять шаровые опоры и наконечники рулевых
тяг, а также сцепление и один внутренний ШРУС. Както
раз перегрелся двигатель, так что был вынужден ставить
новую прокладку головки блока, а заодно делать коекакой
ремонт (мастера поставили новые кольца, подрегулировали
ТНВД, прочистили форсунки). В целом машиной доволен,
хотя хочется автомобиль поновее.

 МНЕНИЕ  

Сергей Демчук
Частный предприниматель. Водительский стаж – 8 лет

Свой Volkswagen Transporter 1995 года
выпуска я купил два года назад. За это время наездил
на нем 150 тыс. км (общий пробег машины – 350 тыс. км).
Автомобиль показал себя с лучшей стороны. Никаких серьезных
поломок не возникало. Антикоррозионная защита кузова
Т4 на высоте; небольшие же очаги «рыжей болезни» в местах
скола краски и грунтовки просто обработал антикором.

Дизелек объемом 1,9 л работает отлично – пришлось поменять
только зубчатые ремни. Для лучшего пуска зимой установил
предпусковой подогреватель. Мотор плохо воспринимает
антигелевые присадки, которые я добавляю в топливо для
предотвращения парафинизации солярки. Вероятно, именно
благодаря хорошему прогреву двигатель до сих пор в нормальном
состоянии. Увеличения расхода масла пока не заметил.
Както сломался генератор – пришлось купить новый. Кроме
того, один раз ремонтировал стартер. В ходовой дважды
менял шаровые опоры (ходили 110 тыс. км), сайлентблоки
и наконечники рулевых тяг.

 Volkswagen
Transporter T4
Общие данные
Типгрузовой фургон
Габариты, Д/Ш/В, ммкорот. база,низкая крыша
4655/1840/1940
длин. база,высокая крыша
5055/1840/2430
Колесная база, мм29203320
Грузоподъемность, кг995945
Cнаряженная масса, кг15951695
Масса буксир. прицепа, кг
с тормоз.
без тормоз.
2000
700
Внутр. объем груз. отсека, м куб.5,47,8
Радиус поворота, м5,856,45
Объем бака, л80
Двигатель
Типбенз.диз., предкамер. впрыск
Рабочий объем, см куб.24612370
Расп. и к-во цил./кл. на цил.R5/2
Мощность, л. с./об/мин110/450078/3700
Макс. кр. момент, Нм/об/мин190/2200164/1800-2200
Трансмиссия
КППмех. 5-ст. (авт. 4-ст.)
Ходовая часть
Подвеска передн./задн.незав. торсион./незав. пружин.-рычажн.
Тормоза передн./задн.диск./бараб.
Шины195/70 R15 (205/65 R15)
Эксплуатационные показатели
Макс. скорость, км/ч161 (154)*137 (131)*
Расход, л/100 км
при 90 км/ч
при 120 км/ч
8,9 (9,8)*
12,2 (13,9)*
7,2 (8,4)*
10,6 (12,5)*
город15,2 (15,4)*10,1 (10,4)*
* Данные для фургона с высокой крышей

 Цены
на неоригинальные запчасти, грн.
Ремень ГРМ155
Натяжной ролик ремня ГРМ285
Ремень ТНВД80
Фильтр масляный75
Фильтр топливный135
Фильтр воздушный110
Шаровая опора верхн./нижн.185/145
Амортизатор передн./задн.465/435
Колодки тормозные передн./задн.245/395
Сцепление в сборе1600
Наконечник рулевых тяг175
Распылитель форсунки90
ТНВД в сборе14000
Стойка стабилизатора250
Прокладка головки блока325

Юрий Голубовский
Фото автора и из архива редакции