Fiat Scudo: Сулящий монеты
Имя легкого коммерческого автомобиля Fiat Scudo происходит от названия старинной монеты – эскудо. Возможно, таким образом производители данной модели намекают на ее способность приносить доход своим владельцам.
Имя легкого коммерческого автомобиля Fiat Scudo происходит от названия старинной монеты – эскудо. Возможно, таким образом производители данной модели намекают на ее способность приносить доход своим владельцам.
А если серьезно, то переднеприводный автомобиль Scudo появился на свет в 1995 году вместе с «близнецами» Peugeot Expert и Citroёn Jumpy. И все они выпускались на заводе в SEVEL Nord во французском городке Лье Сэнд-Аманд. В 2004 году модель претерпела модернизацию, в ходе которой изменились внешность, двигатели и комплектация.
Кузов и салон
Автомобили Scudo первого поколения имели полезную нагрузку 800–1000 кг. Они выпускались с колесной базой 2824 и 3224 мм, стандартной и высокой крышей. Кузова – цельнометаллический грузовой фургон, комби и пассажирский. На нашем рынке нередко встречаются фургоны с Запада, успешно переделанные под пассажирские. Полезная емкость короткобазных фургонов – 4 м куб., длиннобазных – 5 м куб.
Переднее сиденье благодаря компактному механизму КП рассчитано на трех человек. В теплой одежде, конечно, тесновато, но летом вполне приемлемо. Зимой многие жалуются на слабую печку с неоптимальным распределением потоков, когда ноги мерзнут, а в лицо дует горячий воздух. Но владельцы машин с кондиционерами отмечают его эффективность.
Все кузова, даже самых ранних Scudo, достаточно прочные и стойко переживают наши «соляные» зимы. Очаги коррозии могут появиться лишь после неумелых кузовных работ.
В зависимости от версии могут присутствовать одна или две боковые сдвижные двери. Проблем они не доставляют, но часто дребезжат на скорости, создавая неприятное ощущение, что вот-вот откроются. Никакой регулировкой, как говорят владельцы, проблема не решается – проще привыкнуть.
Отличительная особенность передней панели – джойстик на приливе. |
Двигатель
Большинство автомобилей первого поколения комплектовалось рядными 4-цилиндровыми дизелями объемом 1,9 или 2,0 л мощностью 68 и 89 л. с. соответственно. Двухлитровый двигатель мог оснащаться турбонаддувом, с которым мощность увеличивалась до 99 л. с. После модернизации в 2004 году появился двигатель 2,0 JTD с системой Common Rail, развивавший 93 либо 108 л. с. в зависимости от исполнения. Есть и бензиновые моторы: до модернизации – восьмиклапанный объемом 1,8 л, а после нее – шестнадцатиклапанный 2,0 л мощностью 99 и 134 л. с. соответственно, но в Украине они практически не встречаются.
Все дизельные двигатели, за исключением версий 2,0 JTD, – 8-клапанные. В турбодизельных моторах часто перегревается «улитка» при несоблюдении элементарных правил эксплуатации (резкая остановка двигателя после «горячей» езды) либо при неправильном обслуживании (неверно выставленные фазы газораспределения и т. п.).
Переднее сиденье фургона – трехместное. Спинку среднего кресла можно превратить в столик. | Полезный объем грузового отсека – 4 кубометра, а в длиннобазной машине – до 5 м куб. |
Рекомендуемая в наших условиях периодичность замены масла (как минимум полусинтетики) – каждые 10 тыс. км. Заметим, что вместе со всеми фильтрами маслозаливная горловина расположена крайне неудобно. Замена ремня должна производиться каждые 60 тыс. км. По техдокументации, вместе с ним рекомендуется менять натяжной ролик и водяной насос. Оригинальный ремень ГРМ стоит недешево, но «народные умельцы» уверяют, что его можно успешно заменить на двигателе 1,9 л ремнем от 1,7-литрового мотора нашей «Нивы». Для замены топливного фильтра необходимо специальное приспособление. Все операции приходится проводить в стесненном пространстве – доступ к агрегатам крайне затруднен.
Поздние версии JTD отличаются большей чувствительностью к топливу, из-за чего часто возникают проблемы с форсунками и регуляторами давления. Еще одной особенностью двигателей JTD является алюминиевый поддон, который при ударе трескается. ТНВД достаточно выносливы.
Проблемы с электрооборудованием возникают в основном из-за не слишком надежных контактов. Блок предохранителей (спрятан под капотом и неплохо защищен) и блок управления двигателем служат без проблем.
Интересная особенность ранних двигателей – отсутствие ограничителя максимальной скорости, так что любители полихачить могут смело тягаться с такими быстроходными конкурентами, как Mercedes Vito.
Трансмиссия
Устанавливались преимущественно 5-ступенчатые механические коробки передач с тросовым приводом. В каталогах присутствуют и 4-ступенчатые «автоматы» в сочетании с бензиновыми моторами на пассажирских версиях, но такие машины в Украине редкость. Сами коробки надежны и вопросов при своевременной замене масла не вызывают. Со временем могут возникать проблемы с механизмом переключения передач: изнашиваются коромысла в местах «сращивания» тросов и кулисы, из-за чего передачи включаются нечетко.
Сцепление также достаточно надежно, но, как всегда, есть одно «но». Дело в том, что применялся как тросовый, так и гидравлический привод. Вариантов исполнения первого было множество, и зависело это скорее от партии, чем от версии. Дешевые польские тросы считаются ненадежными, а оригинальные запчасти недешевы.
Машины Scudo до 2004 года выпуска отличаются от более поздних решеткой радиатора и фарами. | Scudo с длинной колесной базой мог работать и в качестве кареты «скорой помощи». |
Ходовая
В подвеске Scudo ничего оригинального нет: спереди она независимая – типа McPherson, сзади – поперечная балка на пружинах. Здесь все довольно надежно.
В передней подвеске проблемным местом являются сайлент-блоки. Сами они достаточно долговечны, но при необходимости ремонта приходится менять весь рычаг в сборе, так как отдельная замена деталей не предусмотрена. В задней подвеске нередко разрушаются пружины, хотя происходит это в основном из-за перегруза, так как прочный кузов и тяговитые моторы это позволяют.
Рулевые механизмы всех версий – с гидроусилителями, достаточно легкие в управлении, с намеком на внятную обратную связь. Проблемы с ними появляются после 100–150?тыс.?км пробега. Сначала слышен стук рейки, а затем начинаются неприятности с гидравликой, например, течь.
Тормоза Scudo – c гидравлическим приводом; спереди – дисковые, сзади – барабанные. Может присутствовать система ABS, особенно на модернизированных машинах. Проблем с тормозами практически нет.
Подведем итоги
Fiat Scudo, даже с большим пробегом, оправдывает свое «денежное» название. Правда, следует готовиться к немалым затратам по техническому обслуживанию, а при неаккуратной эксплуатации – и к дорогостоящему ремонту. Наемные водители, которые не особо жалуют машины, нередко эксплуатируют их с перегрузами. Поэтому перед покупкой автомобиль рекомендуется отдать в руки специалистов и тщательно продиагностировать.
Будет уместно вспомнить и о «братьях» Scudo по конвейеру – Peugeot Expert и Citroёn Jumpy. Кроме иного оформления передка, они отличаются рулевыми механизмами (рейками) и подшипниками передних ступиц. Их моторы HDI аналогичны двигателям JTD.
Мнение
Иван Нечипорук Водительский стаж – 7 лет Мой фургон Scudo 2,0JTD 2004 года выпуска был пригнан из Германии 2 года назад. В Украине его переделали под пассажирский. Я наездил на нем 85 тыс. км. За это время регулярно проходил ТО, заменил ремень ГРМ, а также рычаг передней подвески с сайлент-блоками. В бак заливаю солярку только на проверенных заправках, так как система очень чувствительна к качеству топлива. В принципе, машиной доволен. Нравятся тяговитый мотор, цепкие тормоза и вместительный кузов. На трассе радует небольшой расход топлива — около 6л/100км. Из недостатков назову слегка жесткую подвеску, не слишком понятный руль и недешевые запчасти.
Владимир Кузьменко Водительский стаж – 15 лет Ярко-красный дизельный Scudo – фургон 2007 года выпуска наша фирма купила у официального дилера. Машина уже успела пробежать 45 тыс. км. Она обслуживается только на авторизированных СТО и еще состоит на гарантии. После пробега в 10 тыс. км появился стук втулок стабилизатора. Проблему решили по гарантии – заменой стабилизатора в сборе. В машине нравится просторный, удобный салон. Немного непривычен рычаг ручника слева, хотя таким образом удобнее перемещаться по кабине. Порадовал и двигатель 2,0JTD – достаточно тихий и тяговитый. А что касается недочетов, то это слабая шумоизоляция фургона и жесткая подвеска в незагруженном состоянии
Стоимость новых оригинальных запчастей, грн. | |
Фильтр масляный | 115 |
Фильтр воздушный | 200 |
Фильтр топливный | 200 |
Ремень ГРМ | 610 |
Насос водяной | 735 |
Диск сцепления + выжимной подшипник | 2700 |
Тормозн. колодки передн. | 910 |
Рычаг передн. подвески в сборе | 1450 |
Амортизатор передний | 1115 |
Пружина задней подвески | 1125 |
Ветровое стекло | 3155 |
Fiat Scudo 2,0 JTD (2004–2006 г. в.) | |
Общие данные | |
Тип | грузопассажирский фургон |
Габариты, Д/Ш/В, мм | 4522/ 1844/1940 |
Колесная база, мм | 2824 (стандарт) |
Количество мест | 5 |
Снаряженная масса, кг | 1559 |
Полная масса, кг | 2505 |
Грузоподъемность, кг | 1000 |
Объем багажного отделения, м куб. | 4 |
Объем бака, л | 58 |
Двигатель | |
Тип/марка | турбодиз./2,0JTD |
Рабочий объем, см куб. | 1997 |
Расп. и к-во цил./кл. на цил. | R4/2 |
Мощность, л. с. при об/мин. | 93/4000 |
Макс. кр. момент, Нм при об/мин. | 215/1750 |
Трансмиссия | |
Привод | передний |
КП, тип | 5-ст. мех. |
Ходовая часть | |
Подвеска, передн./задн. | незав. пружин./полузав. пруж. |
Тормоза передн./задн. | диск./бараб. |
Шины | 205/65 R15T |
Эксплуатационные показатели | |
Макс. скорость, км/ч | 160 |
Расход топлива, л/100км |
8,6 |
Цена (2004 г. в.), $ | от 15000 |