Известные и неизвестные
В этом году Горьковскому автомобильному заводу исполнилось 75 лет. На протяжении десятилетий он был крупнейшим в стране предприятием отрасли. Его продукцию у нас хорошо знают. Но, оказывается, не всю. |
На территории завода сегодня
можно увидеть любопытную историческую экспозицию. На невысоких постаментах
установлены в ряд четыре самых массовых грузовика ГАЗ, выпущенных в разное
время. Интересно, что даты их производства указаны на символических
номерных знаках: на переднем – год начала выпуска, а на заднем – год его окончания.
Это полуторка ГАЗ-АА (1932 – 1946 гг.), долгожитель ГАЗ-51 (1946 – 1975 гг.),
его достойный наследник ГАЗ-53 (1964 – 1992 гг.) и, наконец, автомобиль-«солдат»
ГАЗ-66 (1964 – 1999 гг.).
Кроме этих массовых моделей, на ГАЗе было изготовлено немало других грузовиков – опытных
и мелкосерийных, в большинстве предназначенных для армии, а также бронеавтомобилей.
В серию не пошли…
В 1936 году под руководством Виталия Грачева был построен трехосный пикап
ГАЗ-21 (6х4). Оперение и двигатель в 50 л. с. позаимствовали от «эмки»,
кабину и 4-ступенчатую КП – от полуторки, кузов – от пикапа ГАЗ-4. В 1938
году шасси усилили и поставили двигатель Dodge D5 (72 л. с.). Кстати, вскоре
этот мотор стали выпускать у нас в доработанном виде как ГАЗ-11. Пикап получил
индекс ГАЗ-22. Однако обе эти машины, как и броневики на их базе – БА-21
(на фото) и ЛБ-23 – в серию не пошли. Ибо к этому времени уже разработали
конструкции 4х4 с лучшей проходимостью.
На волне бума
В начале 30-х гг. прошлого века в мире наблюдался настоящий
бум трехосных автомобилей. Хотя у большинства этих машин ведущими были только
два задних моста, их проходимость выше, чем у обычных моделей 4х2. Это привлекало
многих, и прежде всего военных. В Горьком с 1934 по 1943 г. было выпущено
37,4 тыс. трехосок ГАЗ-ААА (6х4) на базе полуторки. Они могли перевозить
до 2 т груза, но чаще всего использовались как база для специальных машин.
Кроме того, модель стала основой для бронеавтомобилей БА-6, БА-9 и БА-10.
Основополагающая конструкция
В 1938 году под руководством В. Грачева построены первые образцы полноприводной «эмки» – ГАЗ-61 (4х4). Автомобили оснащались двигателями
ГАЗ-11 (76 л. с. – с чугунной головкой блока или 83 л. с. – с алюминиевой).
В 1941 году машины пошли в серию, и их было изготовлено около 400 штук.
Примерно половину их них составляли пикапы ГАЗ-64-17 (на фото), которые
служили тягачами противотанковых пушек. ГАЗ-61 явился основополагающей конструкцией:
технические решения его были использованы в последующих моделях: ГАЗ-64,
ГАЗ-67, ГАЗ-69, ГАЗ-72 и др.
Первые прикидки
Проектирование полноприводных грузовиков началось на ГАЗе в апреле 1938
года. Работу эту возглавил сначала В. Грачев, а вскоре его заменил Петр Музюкин.
В марте 1939 года появился первый опытный образец ГАЗ-63 (4х4), а в декабре
1940-го – второй. На машины устанавливали кабину от полуторки,
увеличенный радиатор и двускатные задние колеса. Двигатель ГАЗ-11 развивал
мощность 85 л. с. В трансмиссии применялись 4-ступенчатая КП в блоке с 2-ступенчатой
«раздаткой». В это же время построили опытный полноприводный образец трехосного
грузовика – ГАЗ-33. Дальнейшие работы прервала война.
И колеса, и гусеницы
В 30-е гг. большую популярность снискали полугусеничные вездеходы. В 1938 – 1940 гг. в Горьком выпустили около 900 таких автомобилей
под маркой ГАЗ-60. Эти машины имели сзади длинные резинометаллические гусеницы,
обеспечивающие небольшое удельное давление на грунт. А передние неведущие
колеса можно было поставить на лыжи. Так что машина неплохо ходила по снегу
и грязи, однако на шоссе ее скорость не превышала 35 км/ч. И еще одна беда
– агрегаты полуторки, работающие с повышенными нагрузками, долго не выдерживали.
Все это и определило судьбу машины.
Не «Студебекер», но похож
В
декабре 1943 года появился опытный грузовик ГАЗ-63 в новом обличье – с
цельнометаллической кабиной, покатым капотом и Г-образными крыльями – в стиле
поставляемых к нам из США грузовиков Studebacker US6. Важной новинкой стали
односкатные колеса с шинами увеличенного размера на обоих мостах, что улучшало
проходимость. Автомобиль окончательно доработан уже после войны и пошел в
серию в апреле 1948 года. Машина была на 80% унифицирована с грузовиком ГАЗ-51
(4х2). ГАЗ-63 получился отличным, и его создатели удостоились Сталинской премии.
Всего до 1968 года выпустили 474,5 тыс. автомобилей ГАЗ-63.
Необычная самоходка
В 1944 году В. Грачев создал на базе опытного грузовика ГАЗ-63 колесную
самоходную 76-мм пушку – КСП-76, она же ГАЗ-68. Высота машины
составляла всего 1,55 м, что повышало ее живучесть на поле боя. Двигатель
ГАЗ-202 (танковая версия мотора ГАЗ-11) мощностью 85 л. с. размещался в
задней части открытого сверху броневого корпуса. Максимальная ее скорость
– 77 км/ч – была гораздо больше, чем у гусеничной СУ-76. Однако война близилась
к концу, и осваивать в производстве еще одну самоходку не сочли нужным.
В двух ипостасях
Горьковская «эмка» послужила основой для интересной
разработки, выполненной Научным автотракторным институтом (НАТИ), – автомобиля
ВМ с передней неведущей осью (6х4). Он был изготовлен в двух вариантах: пикап
на 500 кг и 5-местная командирская машина со съемным брезентовым верхом (на
фото). В конструкции гусеничного движителя использовались легкосъемная резинометаллическая
лента и приводившие ее в действие за счет силы трения стандартные автомобильные
колеса с пневматическими шинами. После снятия ленты автомобиль становился
трехосным и мог развивать скорость до 60 км/ч.
Проще – не лучше
Попытки упростить и удешевить полугусеничный грузовик привели к созданию
автомобиля ГАЗ-65. Это была обычная полуторка, но оборудованная легкосъемными
гусеницами, которые натягивались прямо поверх задних колес. От последних посредством
цепи приводилась в действие ведущая звездочка гусеничного движителя. Опыт
эксплуатации показал недостаточную проходимость машины: короткая гусеница
оказывала большое давление на грунт. Да и распределялось оно неравномерно
и особо большим было в зоне задних колес. В 1940 году, выпустив 1800 машин
ГАЗ-65, их производство прекратили.
«Промежуточный» грузовик
Автомобиль ГАЗ-62 (4х4) впервые начали разрабатывать в 1938 году как короткобазную
версию опытного ГАЗ-63. В 1952 году появилась иная модель под этим же индексом:
полноприводная машина на 1,2 т, нечто среднее между ГАЗ-63 и джипом ГАЗ-69.
Она предлагалась в двух вариантах: грузовом (на фото) и грузопассажирском.
Двигатель в 3,5 л развивал 76 л. с., в трансмиссии применялись дифференциалы
повышенного трения. Тормозные барабаны были герметизированы, а колеса обуты
в шины большого размера: 10.00 – 16. Всего построили около 25 опытных образцов.
Снежная экзотика
На Горьковском автозаводе велись большие работы по созданию снегоходов. В
основу их конструкции был положен принцип, предложенный изобретателем С. Неждановским
еще в 1925 году. Вес машины перемещался на специальные опорные лыжи, а гусеничный
движитель был полностью разгружен и мог работать наиболее эффективно. Такую
схему испытали на броневиках БА-64, грузовиках ГАЗ-63 и ГАЗ-66. А в 1962 году
джип ГАЗ-69 получил в дополнение к лыжам под днищем не гусеничный, а колесный
движитель в виде зубчатых фрез (на фото). К сожалению, машина осталась опытной.
Федот, да не тот
В 1958 году индекс ГАЗ-62 снова всплыл на заводе. Но машина на этот раз
была совершенно другая – не капотная, а с кабиной над
двигателем. Грузоподъемность составляла 1,1 т. Мотор ГАЗ-51Ф (3,48 л; 80
л. с.) отличался системой форкамерно-факельного зажигания. Отметим также
гипоидную главную передачу, блокируемые дифференциалы и шины размерностью
11.00 – 16. В небольших количествах машина выпускалась серийно до 1962 года.
А с 1964 года производственные мощности переключили на выпуск 2-тонной новинки
– ГАЗ-66. Кстати, кабина этому автомобилю досталась в наследство от ГАЗ-62.