X

Коммунальные КрАЗы

В Кременчуге 26 июня прошло традиционное «Автошоу «КрАЗ-2011», где был широко представлен модельный ряд предприятия, в том числе коммунальная техника.

В Кременчуге 26 июня прошло традиционное «Автошоу «КрАЗ-2011», где был широко представлен модельный ряд предприятия, в том числе коммунальная техника.

В Кременчуге 26 июня прошло традиционное «Автошоу «КрАЗ-2011», где был широко представлен модельный ряд предприятия, в том числе коммунальная техника.

Особо отметим три новинки на бескапотных шасси: мусоровоз с задней загрузкой К12.2, автомобиль вакуумный подметально-уборочный КрАЗ К12.2 и мусоровоз К16.2. И если первая из этих машин уже демонстрировалась в ноябре на выставке «КоммунТех-2010», (см. «КА» №12’2010) то две другие были показаны публике впервые. Премьерой автошоу стало и шасси с кабиной Renault Kerax, которое тоже можно использовать под коммунальную и прочую технику. Нам повезло: удалось не только подробно рассмотреть эти новинки, но и ознакомиться с ними на ходу, за рулем.

Маневренный двухосный бескапотник КрАЗ К12.2, укомплектованный мощной подметально-уборочной установкой Bucher, быстро и качественно расчистит полосу дороги шириной 2,3 м.

Все управление «пылесосом» осуществляется с большого удобного пульта, установленного в кабине: водяные краны увлажнения дороги впереди автомобиля и в рабочей зоне подметальных щеток и устройства подбора мусора (1), указатель оборотов автономного двигателя (2), переключатель оборотов щетки (3), кнопки подъема-опускания бункера (4), кнопка омывателя бункера (5), рукоятка для опускания подметальных щеток (6).

На корме – оборудование для ручной уборки мусора и мойки после работы. Выдвижная лесенка ведет к смотровому люку 6-кубового бункера.

Автономный двигатель привода цилиндрической и дисковой щеток и «пылесоса» с всасывающим раструбом.

Городской санитар

Новый мусоровоз КрАЗ К16.2 (на фото) сразу производит солидное впечатление. Его длина без малого 10 м; на трехосном шасси высится объемистый высокобортный кузов на 30 кубов, напоминающий железнодорожный вагон. А между ним и внушительного вида кабиной установлен кран-манипулятор грузоподъемностью почти 5,5 т. Турбодизель ЯМЗ-6501.10 мощностью 362 л. с. отвечает стандарту Евро 3.

Забираемся в знакомую нам по испытаниям самосвала С20.2 каркасно-панельную кабину. Внутри просторно и довольно комфортно. А главное – здесь отличная обзорность, что бесценно для коммунальной машины.

Заводим мотор – поехали. И вот приятная неожиданность: автомобиль оказался гораздо маневреннее, чем не так давно испытанный нами самосвал с интегральным капотом КрАЗ С18.1 (см. «КА» № 6’2011). Радиус разворота у мусоровоза оказался меньше на целый метр – всего 10 м. И это при том, что колесная база мусоровоза длиннее на 0,62 м.
Перед началом погрузки при помощи манипулятора по бокам машины выдвигаются гидравлические упоры-ауттригеры.

Нужно сказать, что кран оснащен специальным контейнерным захватом, позволяющим высыпать в кузов твердые отходы из контейнеров разной емкости. А если понадобится вывозить крупногабаритные отходы – как правило, строительные или промышленные, кран-манипулятор можно снабдить грейферным или крюковым захватом.

Отличие мусоровоза К16.2 – мультилифтовая система МПР-2 крюкового типа. Она позволяет машине работать со сменными металлическими кузовами-контейнерами, которые имеют открывающийся задний борт. Их можно расставить по городу в качестве мусоросборников, а когда они наполнятся – быстро вывезти.

Разгрузка кузовов-контейнеров производится самосвальным способом. Таким образом, один автомобиль с системой МПР-2 может заменить несколько обычных мусоровозов.
Пылесос
Такую коммунальную машину нередко называют «пылесос», а официальное ее наименование – «автомобиль вакуумный, подметально-уборочный». Подобного «убор­щика» недавно создал и «АвтоКрАЗ» совместно с одесской компанией «Глобус».

Шасси КрАЗ H23.2R c кабиной Renault Kerax.

Новый алюминиевый бак оборудован электронным датчиком запаса топлива.

Рабочее место водителя в кабине Renault – комфорт на уровне.

В качестве базы взяли бескапотное шасси Н12.2 (4х2) с каркасно-панельной кабиной. Под ней разместилась новейшая рядная «шестерка» ЯМЗ-536 в 312 л. с., соответствующая Евро 4.
На специальной раме разместили кузовную надстройку City Fant 60 от немецкого производителя Bucher-Schrling. Она легко демонтируется, так что зимой на шасси вместо нее можно смонтировать солепескоразбрасыватель.

Забравшись в кабину, мы увидели там внушительный пульт: оттуда осуществляется манипулирование всем специальным оборудованием. Электронная система дистанционного управления обеспечивает его работу в автоматическом режиме и контролирует параметры этой работы. В деле машина показала себя эффективной. Всасывающий раструб размером 50х24 см совместно с дисковой и цилиндрической щетками вычищал полосу шириной 2,3 м. А сопло для подбора мусора, имеющее диаметр 90 мм, засасывало буквально все, вплоть до крупного гравия.

Правда, вакуумный насос с приводом от автономного двигателя IVECO в 70 кВт издавал изрядный внешний шум. Но этого не скажешь о шуме внутреннем: в машине хорошая звукоизоляция.

Двигаясь со скоростью 2–4 км/ч, мы и не заметили, как «зачистили» целый квартал. А вообще-то, дозволенная рабочая скорость машины может достигать 18 км/ч. Отправляясь же на разгрузку, с поднятыми щетками мы выжимали до 80 км/ч.

Особо нужно отметить отличную маневренность автомобиля. Машина с колесной базой длиной 4,2 м имела радиус поворота всего 8,5 м. Правда, руль, в отличие от трехосного бескапотника, оказался довольно тугим – необходимо проработать установку более производительного насоса.

Коммунальная техника от «АвтоКрАЗа» сочетает высокую эффективность и надежность с конкурентоспособной ценой.

Рабочее место водителя в каркасно-панельной кабине КрАЗ удобно и функционально.

Кран-манипулятор имеет два пульта управления: с земли (1) и с верхней площадки (2), позволяющей наблюдать за размещением груза в кузове.

Кран-манипулятор КМУ-90-1 с контейнерным захватом для механизированной загрузки мусора в бункер из евроконтейнеров.

Французский акцент

Кабины Renault можно встретить также на финских грузовиках Sisu. Ведутся на эту тему работы и с «УралАЗом». Но там этот проект не находит развития. По договоренности между фирмой Renault и ХК «АвтоКрАЗ» французская кабина адаптирована к КрАЗ Н23.2R.

Зачем же это нужно «АвтоКрАЗу», если у него уже есть своя каркасно-панельная кабина и кабина MAN китайского производства?

Дело в том, что на предприятии считают: чем шире выбор для потребителя, тем выгодней для завода – кто-то выберет более дешевую кабину, кто-то более комфортабельную.
Забираемся в хорошо знакомую кабину от Renault: совсем недавно мы рулили в такой же кабине во время пробега по Украине. Здесь все то же – даже ромбовидная эмблема Renault пока еще красуется на руле. Но на ходу обратили внимание на довольно легкую в переключении 9-ступенчатую китайскую КП Fast Gear. Верхний и нижний диапазоны здесь включались не клавишей, как у 16-ступенчатой ZF на Renault Kerax, а переводом рычага в крайнее левое или правое положение.

Нужно сказать, что езда на голом шасси по дороге с многочисленными выбоинами – занятие не из приятных: нас потряхивало изрядно. Тем не менее от кабины осталось стойкое ощущение комфорта. Может, его даже многовато (велюровая обивка, многофункциональный руль, кондиционер и т. д.). Ведь коммунальная машина – не дальнобойный тягач. Впрочем, на заводе планируют заказывать комплектацию подешевле. А затем с целью снижения цены намечена и локализация: зеркала, сиденья и т. д. будут украинского производства.

Переставить бескапотную кабину с шасси одной марки на другое – дело не такое простое, как может показаться. Ведь здесь нужно провести соответствующую адаптацию. С механической частью задачи кременчужане справились своими силами: установили кабину на раме с соответствующими кронштейнами, подъемным механизмом. Задачу облегчало то, что двигатель ЯМЗ-6501.10 ведет родословную от Renault, так что переделывать моторный тоннель не пришлось.

С адаптацией электроники дело было сложнее. Так, у шасси КрАза часть датчиков электрические, а приборы в кабине Renault рассчитаны на работу от датчиков электронных. Эту проблему решили с помощью французских специалистов.

Шасси, на котором мы ездили, имело колесную формулу 6х4. Но кабину Renault можно устанавливать и на шасси 4х2. У совместного проекта есть перспективы.
Работы в компании по расширению модельного ряда бескапотных автомобилей КрАЗ продолжаются. До конца года планируется разработать и изготовить опытный образец шасси 6х6 – под седельный тягач или бортовой автомобиль.

 

Сергей Дунь Заместитель Генерального директора, технический директор ХК «АвтоКрАЗ»

Мусоровоз К16.2 создан совместно с харьковской компанией «Велмаш Украина», которая имеет опыт в производстве мультилифтовых систем с установкой кранов-манипуляторов. Данное отечественное оборудование, на наш взгляд, не уступает по качеству зарубежному, но значительно дешевле. А это позволяет снизить стоимость машины, что очень важно для украинского рынка. Сейчас в мире все больше распространяется раздельный сбор мусора: отдельно стекло, отдельно пластик и т. д. Это вызвано повышающимися экологическими требованиями. Такой сбор мусора, в частности, уже организован в Кременчуге. И мусоровоз с системой «мультилифт» очень подходит для этой цели. Такие мусоровозы, безусловно, имеют большое будущее.

Николай Ляпун Директор Торгового дома «АвтоКрАЗ»

Цена на автомобили на всех рынках является определяющей. Сегодня в Украине большой спрос на различную коммунальную технику: мусоровозы, подметально-уборочные и снегоуборочные машины и т. д. Однако при этом потребители, естественно, стремятся использовать свои деньги наиболее экономно и эффективно. Поэтому задача номер один для Холдинговой компании «АвтоКрАЗ» – найти тот уровень цены на коммунальную технику, который будет рыночным и позволит предприятию выигрывать, участвуя в государственных тендерах и различных других конкурсах на поставку.

Леонид Гоголев
Фото ХК «АвтоКрАЗ» и автора