X

КРАЗ: Проверены временем и дорогами

60 лет Кременчугскому автозаводу











В нынешнем году у ХК «АвтоКрАЗ» двойной юбилей: выпуск
800-тысячного автомобиля и 60-летие предприятия. Какие же серийные
и опытные модели созданы за это время?

Так уж сложилось, что
Кременчугский автозавод начинал в 1946 году с изготовления мостов – причем
не автомобильных, а самых что ни на есть настоящих, железнодорожных. А
в 1956-м он был перепрофилирован под выпуск комбайнов. Впрочем, кроме
кукурузоуборочных комбайнов, на предприятии выпускали и другую сельхозтехнику,
а также башенные краны.

Начало

К концу 50-х гг. в стране резко возросла потребность в тяжелых грузовиках.
Единственный производитель такой техники – Ярославский автозавод уже не
мог обеспечить их поставки в необходимом количестве. Поэтому было принято
решение: оставить на предприятии выпуск силовых агрегатов, а производство
автомобилей перевести в Минск (двухосные машины) и в Кременчуг (трехосные).


Для кременчугского завода переход на выпуск автомобилей вместо комбайнов
потребовал нового, более высокого уровня техники и технологии. Образно
говоря, предстояло выпускать уже не будильники, а хронометры. На заводе
развернулась реконструкция. Из Ярославля для освоения производства прибыла
большая группа специалистов.


Первые два автомобиля – 7-тонные самосвалы КрАЗ-222 «Днепр» (см. фото
в заголовке) изготовлены в Кременчуге 10 апреля 1959 года. Собирали их
еще из ярославских деталей, но мощные рамы были уже свои – пригодился
богатый мостостроительный опыт. К концу месяца собрали еще три машины.
Первого мая новые КрАЗы принимали участие в праздничных демонстрациях
в Кременчуге и в областном центре – Полтаве. Сначала автомобили собирали
на стапелях, но уже в мае запустили главный конвейер, и выпуск стал нарастать.
Вскоре освоили производство других моделей: полноприводного КрАЗ-214 (6х6)
на 7 т груза, 12-тонного бортового КрАЗ-219 и седельного тягача КрАЗ-221.

Второе поколение

С самого начала в Кременчуге работали над улучшением конструкции ярославских
машин. В 1963 году начался выпуск модернизированных грузовиков: КрАЗ-219Б,
КрАЗ-221Б и КрАЗ-222Б. У них были усовершенствованы подвеска и рама, а
взамен 12-вольтовой системы электрооборудования применена 24-вольтовая.
Мощность двигателя ЯАЗ-206 возросла со 165 до 180 л. с.


Двухтактные ярославские дизели оказались, однако, привередливыми к топливу
и маслам, а при низкой температуре плохо заводились. И в 1963 году в серию
запустили самосвал КрАЗ-256 – с новым, 4-тактным двигателем ЯМЗ-238А мощностью
215 л. с. А в 1966 году началось производство еще более совершенной машины
– КрАЗ-256Б. Грузоподъемность возросла с 10 до 12 т, а мощность двигателя
– до 240 л. с. Такие же моторы получили бортовой КрАЗ-257Б и седельный
тягач КрАЗ-258Б. Это было новое, второе поколение кременчугских машин.


С 1977 года они получили раздельный привод тормозов, и к их индексу добавилась
единица (КрАЗ-256Б1 и т. д.). Внешне эти машины можно легко отличить по
ящикообразной крыльевой накладке, в которой монтировались более совершенные
световые приборы.


В 1967 году начался выпуск одной из самых выдающихся кременчугских машин
КрАЗ-255Б (6х6). Изюминкой автомобиля стала централизованная система регулирования
давления в шинах, что резко повышало его проходимость. Эти машины нашли
широкое применение в Советской Армии и вооруженных силах многих государств.


Велась на заводе и большая работа по созданию опытных образцов. Долгое
время о них знали немногие, поскольку автомобили разрабатывались по заданию
Минобороны СССР и вся документация по ним проходила под грифом «совершенно
секретно».


Так, в 1961–1968 гг. проводились работы по семействам автомобилей КрАЗ-253
(6х6) грузоподъемностью 8 т. Они имели кабину над двигателем и независимую
торсионную подвеску колес, оснащались новейшим тогда мотором ЯМЗ-238 и
экспериментальной гидромеханической коробкой передач. В семейство входил
и седельный тягач КрАЗ-259 с полуприцепом на 10 т (подробнее см. «КА»
№2’2005). К сожалению, в серию эти машины не пошли из-за отсутствия производственных
мощностей для освоения большого количества новых компонентов и невозможности
унифицировать их с народно-хозяйственными автомобилями.


В этот же период на КрАЗе были изготовлены и два совершенно необычных
грузовика с газотурбинными двигателями: КрАЗ-Э260Е (1974 г.) и КрАЗ-2Э260Е
(1976 г.). Однако и они остались опытными образцами.

Дорогу осилит идущий

Кабина КрАЗов первых двух поколений представляла собой клеенный из березовой
фанеры каркас, облицованный стальными листами. Прозванная в народе «деревянной»,
она уже не соответствовала требованиям к рабочему месту водителя. Попытки
установить более комфортабельные, стальные кабины от «Урала» и ЗИЛа не
увенчались успехом: чужеродные «органы» не приживались к мощному «телу»
кременчугского грузовика…


В 1968 году прошел приемочные испытания автомобиль КрАЗ-250, имеющий
«родную», цельнометаллическую кабину. Но увы, на заводе тогда не было
мощного прессового производства для ее штамповки. И пока строили новый
прессовый цех, проектировали и изготовляли оснастку, закупали за границей
прессы, прошло целых десять лет. С 1978 года КрАЗ-250 пошел в серийное
производство. Он выпускался главным образом как шасси для специальной
техники, хотя изготавливались и бортовые машины. Это был своеобразный
мостик к третьему поколению кременчугских грузовиков, которое сформировалось
к началу 80-х гг.


В 1979 году на конвейер поставили и полноприводный армейский автомобиль
с цельнометаллической кабиной КрАЗ-260 (6х6). Он оснащался многотопливным
турбодизелем ЯМЗ-238Л в 300 л. с. А в 1981 году с конвейера начали сходить
самосвалы КрАЗ-6505 (6х4) с 10-кубовой платформой на 15 т груза. Эта машина
третьего поколения получила новый турбодизель ЯМЗ-238П мощностью 300 л.
с. И еще одна характерная особенность автомобилей новой генерации – трансмиссия
проходного типа: крутящий момент от двигателя передавался на задний мост
через средний («насквозь»), без обходного карданного вала.


В 1983 году к третьему семейству добавился лесовоз КрАЗ-643701, а во
второй половине 80-х гг. – 15-тонный самосвал КрАЗ-6503 (6х6) и полноприводный
тягач КрАЗ-6443, который мог работать в составе 50-тонного автопоезда.


В этот же период на предприятии проводились большие работы по созданию
семейства тяжелых многоцелевых автомобилей для военных нужд. Эта программа
получила название «Открытие». И действительно, в рамках ее реализации
найдено много оригинальных конструктивных решений, сделано немало технических
открытий.


В 1982 году экспериментальный цех завода изготовил два опытных автомобиля
с колесной формулой 8х8: КрАЗ-ЧР-3130 с двумя управляемыми передними мостами
и КрАЗ-ЧР-3120 с шарнирно-сочлененной рамой. На машины устанавливали многотопливные
двигатели в 360 л. с. (подробнее см. «КА» №4’2005).


В 1984–89 гг. проходили испытания опытные автомобили КрАЗ-6315 (6х6)
и КрАЗ-6316 (8х8). У последних кабина сначала располагалась над двигателем,
а затем мотор разместили позади кабины. Эти машины получили индекс КрАЗ-6Э3316
и, в целях маскировки, гражданское название «Сибирь» (подробнее см. «КА»
№9’2005). После распада Советского Союза тему «Открытие», к сожалению,
пришлось закрыть.


Для Кременчугского автозавода 80-е гг. были периодом большого подъема.
Он стал крупнейшим в Европе производителем тяжелых грузовиков и вышел
на выпуск свыше 30 тыс. автомобилей в год. При этом половина всей продукции
уходила на экспорт – более чем в 40 стран мира. «КрАЗ» стал воистину мировым
брендом.

В новых условиях

В начале 90-х гг. вместе с СССР развалилась и централизованная система
автомобильных поставок, основным звеном которых являлись всесоюзные торговые
организации. Положение усугублялось экономическим кризисом в Украине и
России – основном потребителе КрАЗов. Не удивительно, что выпуск грузовиков
в Кременчуге стал резко падать. А хозяин предприятия – государство – оказалось
неважным антикризисным менеджером…


Выход напрашивался один – приватизация «АвтоКрАЗа». Проходила она непросто,
однако в 2000 году после смены инвестора начались заметные сдвиги к лучшему.
Конвейер снова запустили. Ликвидировали задолженности по зарплате и налогам,
началось возвращение на утерянные рынки, активизировалась разработка новых
видов продукции.


Сегодня на ХК «АвтоКрАЗ» создают не конструкции ради конструкций, а
машины для наиболее полного удовлетворения конкретных запросов потребителей.
В юбилейном 2006 году существенно изменился модельный ряд автомобилей.
Предприятие перешло на выпуск практически всего семейства новой генерации.
Эти машины оснащены двигателями Евро 2, средним мостом проходного типа,
улучшены их эксплуатационные и эргономические качества. Увеличен пробег
до капитального ремонта, повышена допустимая нагрузка, рабочее место водителя
организовано в соответствии с современными требованиями.


Интересная деталь – новейшие модели, кроме сухих индексов, теперь получили
имена собственные, которые в определенной степени отражают характер их
использования: 20-тонный самосвал КрАЗ-65055-053 «Прораб», 15-тонный КрАЗ-5510-030
«Горняк», 12-тонный самосвал трехсторонней разгрузки КрАЗ-6424С4 «Хлебороб».
Среди свежих разработок необходимо назвать также 4-осные машины: самосвал
КрАЗ-7133С4-030 «Бригадир» на 25 т груза и шасси КрАЗ-7140Н6 (8х6) грузоподъемностью
18,8 т под монтаж различных установок. Кстати, использование кременчугских
шасси в качестве базы для различных специальных машин – одно из важных
направлений, над которым работают конструкторы предприятия.


На Киевском автосалоне SIA’2006 произвела фурор принципиально важная
новинка – бортовой КрАЗ-6135В6 (6х6). Впервые за всю историю завода создан
грузовик, во-первых, с двигателем Евро 3, а во-вторых, с автоматической
коробкой передач (подробнее см. «КА» № 2’2006). Это первая ласточка семейства
новых грузовиков по-настоящему европейского уровня.

 Сенсация
Нюрбургринга


Такого еще никогда не было: в Германии, на прославленной гоночной
трассе Нюрбургринг, в июле 1992 года появился… КрАЗ. И не
просто появился, а заявил о себе как спортсмен с большими
возможностями и серьезными намерениями. Оригинальный грузовик
имел оригинальный двухтактный турбодизель украинского производства
5ТДФ, заимствованный от танка Т-64. Причем мощность его увеличили
ровно вдвое – с 500 до 1000 л. с. Танковой была и планетарная
КПП, а также бортовой редуктор. Подвеска – независимая, торсионная.
Машина развивала до 180 км/ч, а от 0 до «сотни» разгонялась
за 12 секунд. Во время первых заездов под управлением многократного
чемпиона Украины по шоссейно-кольцевым гонкам Александра Медведченко
машина показала себя отлично, хотя изрядно дымила, что не
было предусмотрено по регламенту. Но перед финальной гонкой
полетел подшипник задней ступицы… Машина выбыла из игры.

 Возрождение

В
1994 году приняли к производству армейский автомобиль КрАЗ-6322
(6х6). По сравнению с КрАЗ-260 мощность двигателя возросла
всего на 30 л. с., но зато грузоподъемность – на 1–2 т. И
что очень важно, машина стала несравненно надежнее: наработка
на отказ возросла с 5,5 до 15 тыс. км. К сожалению, российская
армия отказалась покупать эту «зарубежную технику», а у родной
украинской не было для этого средств. И только в 2004 году,
после выигрыша тендера на поставку 2 тыс. грузовиков в Ирак,
для этой машины наступила «эпоха Возрождения».

Леонид Гоголев
Фото автора, Владислава Бойко, Александра Говорухи и ХК «АвтоКрАЗ»