X

ЛИАЗ: Либерецкие «сотки»

LIAZ 100/110









В Украине, особенно в западных ее областях, для междугородных
перевозок часто используются магистральные грузовики чешского производства.
Это машины LIAZ 100 и LIAZ 110, выпущенные в конце 70-х – начале 90-х
годов.

В 1951 году на севере
Чехии было организовано национальное автомобилестроительное предприятие
LIAZ. Эта аббревиатура расшифровывается как «Либерецкие автомобильные
заводы» – производственные площади были расположены в различных населенных
пунктах в районе города Либерец. Здесь был налажен выпуск тяжелых грузовиков
и автобусов семейства Skoda 706.

С 1974 года на предприятии параллельно начали производить и автомобили
новой серии – LIAZ 100. Машины предназначались прежде всего для дальних
и международных автомобильных перевозок. Десять лет спустя они получили
откидную кабину с улучшенным дизайном и стали называться LIAZ 110.

Эти грузовики в больших количествах поставлялись и в Советский Союз.
В 1983 году на международной выставке «Автосервис Киев-83» был представлен
юбилейный, 30-тысячный поезд-авторефрижератор в составе седельного тягача
LIAZ 100.42 и полуприцепа Orlican N13H.

В 1990 – 1992 годах появилась модель 110.573 с увеличенной кабиной типа
«макси» и системой ABS. А в середине 90-х на смену серии 100 пришло семейство
300.

Кабина

Кабина достаточно комфортабельная и просторная, хотя по нынешним меркам
и низковата. На модели LIAZ 100 она сделана неоткидной, 3-местной, в задней
части расположена спальная полка. Для доступа к двигателю пассажирское
2-местное сиденье поднимается. Впрочем, для серьезного ремонта, например,
для снятия мотора, кабину можно откинуть, но это – весьма трудоемкая операция.
На моделях LIAZ 110 кабина откидывается на 60 градусов вперед, она 2-местная
и оснащена уже двумя спальными полками. Поднимается кабина легко, при
помощи короткой съемной ручки.

На «сотке» кресло водителя имеет пневмоподвеску с гидравлическим телескопическим
амортизатором. На LIAZ 110 такой же подвеской оборудовано и сиденье напарника.
Высота рулевой колонки регулируется с помощью удобной поворотной рукоятки:
вместе с «баранкой» передвигаются и подрулевые переключатели, всегда оставаясь
на оптимальном расстоянии от водителя.

Система отопления имеет свои особенности. Отопитель салона расположен
так, что пыль и грязь с улицы проходит сквозь «печку» и, естественно,
попадает на моторчик, поэтому воздухозаборники на лето лучше закрывать
хотя бы целлофаном.

Двигатель

На грузовиках LIAZ 100/110 установлены рядные дизельные «шестерки» с
непосредственным впрыском топлива. Они могут быть как атмосферными (201
л. с.), так и турбированными (257 или 288 л. с.). Самый мощный агрегат,
с интеркулером, развивает 305 л. с. Позже мощность мотора была повышена.

Характерно, что двигатель расположен под кабиной с наклоном вправо,
что позволило заметно уменьшить высоту моторного тоннеля. Дизели достаточно
надежны и долговечны, хорошо переносят отечественную солярку. Подогрева
топлива нет, но если работать на его зимних сортах, особых проблем не
возникает. Некоторые умельцы используют для подогрева бака выхлопные газы.
Бак при этом, естественно, становится «копченым».

Слабым местом являются резиновые подушки крепления двигателя: существует
вероятность срыва с болтов. На машине LIAZ 110 два стартера, второй предусмотрен
для «подстраховки», на всякий случай (каждый их них включается отдельной
кнопкой). Дело в том, что стартеры в этой машине в эксплуатации довольно
капризны .

На некоторых грузовиках, работающих в Украине, родной дизель заменяют
ярославским. Для его совмещения с чешской коробкой передач делают круглую
переходную плиту. Такие машины легко узнать по внешнему виду: двигатель
ЯМЗ с вертикальными цилиндрами – более высокий, и кабину приходится приподнимать.

Трансмиссия и ходовая

Сцепление на грузовиках LIAZ может быть как одно-, так и двухдисковым.
На машинах позднего выпуска устанавливается муфта сцепления с мембранной
пружиной. Коробка передач – механическая 5- или 6-ступенчатая, с «половинками».
Трансмиссия – надежная. Ходовая часть при своевременном обслуживании особых
проблем не создает. Жаль только, что нет системы централизованной смазки.

На наших дорогах иногда не выдерживает коренной лист передних рессор.
Правда, некоторые умельцы ставят «камазовские» рессоры, при этом, естественно,
меняется их крепление. Шины можно использовать как камерные, так и бескамерные,
в том числе российские «Кама» и белоцерковские Rosava.

На машинах первых лет выпуска седло установлено на специальном подрамнике-усилителе,
который крепится на основную раму. Но для работы с современными полуприцепами
высота седла – 1300 мм – оказывается слишком большой, и в автохозяйствах
подрамник часто демонтируют и крепят седло непосредственно к раме, усилив
ее в этом месте.

В Украине автомобили LIAZ 100, выпущенные до 80-х годов, стоят порядка
$4,5 – 6 тыс. Более «молодые», естественно, дороже. Так, LIAZ 110 производства
1987 – 1990 года обойдется в $8 – 10 тыс.

 МНЕНИЕ  

Андрей
Кириленко
Водительский стаж 14 лет. Перевозками на грузовиках
LIAZ занимается 10 лет

В нашем автохозяйстве четыре машины LIAZ моделей 100
и 110. Эксплуатируем их уже около 8 лет. Они работают
на междугородных перевозках по Украине, за год проходят
где-то по 100 тыс. км.

Автомобили достаточно надежные: двигатель, коробка
передач, задний мост – прочные и долговечные. А вот
с электрооборудованием (генератор, стартер и т. д.)
иногда возникают проблемы. На нашей солярке автомобили
работают нормально, зимой добавляем на бак 20 л бензина.
Средний расход топлива – 35 – 40 л на 100 км.

Машина достаточно простая в ремонте, делаем его в
основном своими силами, хотя бывают, конечно, и редкие
исключения: например, проточка коленвала. Мы оборудовали
грузовики автономными отопителями от «Запорожца», переведенными
на сжатый газ. 70-литровый баллон, чтобы не перегревался,
разместили снаружи кабины.

С запчастями особых трудностей не возникает: в Киеве
есть специализированный магазин. Кроме того, приобретаем
запчасти в западных регионах Украины, например, в Ужгороде
– туда их возят из Чехии и Словакии. Многие запчасти
делают и поляки, но мы предпочитаем чешские.

 МНЕНИЕ  

Сергей
Власенко
Водительский стаж 22 года. Перевозками на грузовиках
LIAZ занимается 5 лет

В нашей транспортной компании имеется один грузовик
LIAZ 100. Он активно эксплуатируется уже три года. Несмотря
на солидный возраст (1983 года выпуска), машина находится
в хорошей «спортивной форме». Годовой пробег составляет
до 100 тыс. км. Используем LIAZ на междугородных перевозках,
преимущественно в восточные регионы Украины. Машина
работает в составе автопоезда с немецким прицепом Trailer
грузоподъемностью 20 т. Седло у нас высокое, на подрамнике,
но мы его не понижали: с нашим полуприцепом поезд и
так укладывается в установленную требованиями габаритную
высоту 4,0 м.

Кабина удобная. Щиток приборов мы переделали: взамен
вышедших из строя приспособили аналогичные с автобуса
Ikarus. Двигатель – атмосферный, без турбонаддува, но
его мощности хватает. Надо сказать, с мотором проблем
не возникает – за 300 тыс. км пробега мы обслуживали
только топливную аппаратуру. Масло применяем импортное,
немецкое, но не самое дорогое, а среднего ценового диапазона.
Меняем его каждые 10 тыс. км.

Коробка передач – 6-ступенчатая, с «половинками»,
довольно надежная. Совсем недавно «полетел» диск сцепления,
пришлось менять. Кстати, в Донецке мы купили новый за
150 грн., а в Киеве он обошелся бы в сумму около тысячи
гривен. Не так давно поменяли лист задней рессоры –
взяли его с троллейбуса Skoda. Вообще, приобрести запчасти
не проблема. Их можно покупать в 13-м киевском автопарке,
где есть магазин, а можно и в регионах – с рук.

 МНЕНИЕ  

Александр
Боголюб
Водительский стаж 17 лет. Перевозками на грузовиках
LIAZ занимается 14 лет

Наша машина LIAZ 110, выпущенная в 1987 году, за последние
3,5 года наездила более 300 тыс. км, а ее общий пробег,
наверное, перевалил за миллион. На грузовике стоит двигатель
повышенной мощности – Turbo 2 в 320 л. с. Я им очень
доволен. Мотор выхаживает до 500 тыс. км, после этого
можно поменять кольца, поршневую группу, вкладыши, в
зависимости от состояния. Прокладки блока за год приходится
менять дважды: возможно, предыдущий хозяин когда-то
сильно перегрел двигатель. Дизель LIAZ – довольно быстроходный,
так что нужно вовремя включать пониженные передачи,
а не ждать, когда он «потухнет» на 5-й скорости при
40 км/ч.

Масло используем «камазовское» – главное, чтобы оно
было качественное, купленное в солидном магазине. Меняем
его каждые 10 – 15 тыс. км. Коробка передач – 5-ступенчатая,
с «половинками» – очень надежная. Сцепление – 2-дисковое.

Что касается шин, то, на мой взгляд, резина на «передке»
съедается достаточно быстро.

Редакция благодарит украинско-российское ОАО «Касан-Авто»
(Киев) и ЧП «Кириленко» (г. Боярка) за помощь в подготовке
материала

 LIAZ
100.42
Общие данные
Типседельный тягач
Колесная формула4х2
Габариты, Д/Ш/В, мм6350/2500/2810
Колесная база, мм3750
Радиус поворота, м7,75
Снаряженная масса автомобиля, кг6800
Полная масса автопоезда, кг32000
Объем бака, л2 х 175
Двигатель
МаркаMS 634
Типдизельн.
Расп. и к-во цил./кл. на цил.R6/2
Рабочий объем, см куб.11940
Мощность, л. с./об/мин201/2000
Макс. кр. момент, Нм/об/мин751/1400
Трансмиссия
КПП, тип/маркамех. 5-ст./Praga
Ходовая часть
Тормоза передн./задн.бараб./бараб.
Подвеска передн./задн.рессорн./рессорн.
Шины310/80 R20
Эксплуатационные показатели
Макс. скорость, км/ч98
Средний расход, л/100 км35 – 40
Цена б/у авто, у. е.4500 – 10000

 Цены
на новые запчасти, грн.
Передн./задн. торм. колодки (за 1 шт.)10
Масляный фильтр15 – 18
Подшипник передней ступицыдо 150
Шкворень400 – 450
Амортизаторы передн. (2 шт.)210 – 220
Крестовина кардан. валадо 400
Сцепление, комплектдо 1000
Радиатор (б/у в хор. сост.)800 – 1000
Плунжеры (комплект)640
Поршневая группа в сборе5300 – 5800
Коленвал6400

Леонид Гоголев
Фото автора