MAN: Штутгартский скороход
Десять лет назад, в 1995 году концерн Daimler-Benz в сотрудничестве с Volkswagen выпустил новое семейство легких грузовиков – Sprinter. Эти машины пришли на смену семейству T1, дебютировавшему еще в 1977 году. |
В1999 году Sprinter
подвергся модернизации. Машины второго поколения получили новые моторы
CDI, а их внешность была немного изменена: традиционная трехлучевая звезда
слегка вылезла на капот, появились более скругленные фары, а на правом
крыле добавилась характерная решетка воздухозаборника дизеля.
Экстерьер и интерьер
В Украине Sprinter представлен в основном тремя модификациями: фургоном
(полезный объем 7 – 14 м куб.), микроавтобусом на 8 – 19 мест и комби.
Впрочем, фургоны очень часто переделывают в автобусы уже у нас.
На выбор предлагаются пять вариантов колесных баз: от 3000 до 4025 мм.
У более легких моделей 208D – 308D грузоподъемность составляет от 800
до 1700 кг, а модели 312D – 414 могут перевозить уже от 1415 до 2700 кг
груза.
Внутри автомобили Sprinter, выпущенные в 1995 – 99 годах, практически
ничем не отличаются от собратьев-конкурентов фирмы VW. Некоторые перевозчики
отмечают выдающиеся качества «мерсовской» печки. И лишь с появлением «второго
издания» Sprinter угловатая ранее передняя панель приборов приобрела плавные
очертания, а место неуклюжей «кочерги» – рычага переключения КПП, занял
аккуратный джойстик. Кроме того, в машине появилась вторая подушка безопасности
– для передних пассажиров.
Наличие рамы шасси положительно сказывается на прочности. Жаль только,
что защита кузова от коррозии на моделях первого поколения оставляет желать
лучшего. Как правило, ржавчина начинает проявляться в традиционных местах:
на кромках дверей и капота, колесных арках, петлях и уплотнителях окон
задних дверей. Однако до сквозных дыр дело не доходит. На некоторых экземплярах
после пробега более 300 тыс. км сгнивают провода, ведущие к задним фонарям.
Двигатели
Автомобили первой серии комплектовались 4-цилиндровым предкамерным дизелем
OM601 (2,3 л 79 л. с.), позаимствованным у семейства T1, а также 5-цилиндровым
турбодизелем OM602LA (2,9 л 112 л. с.) с непосредственным впрыском. Кроме
того, в гамме были бензиновая модель с 2,3-литровым мотором мощностью
143 л. с. и газобаллонная NGT (2,3 л 125 л. с.).
С 1999 года на Sprinter устанавливали новые дизельные моторы OM611DELA
(4 цилиндра, 2,2 л) и OM612DELA (5 цилиндров, 2,7 л) с системой впрыска
Common Rail. Первый выпускается в двух вариантах: атмосферном (82 л. с.)
и с турбонаддувом (109 – 129 л. с.). Второй же – только с турбокомпрессором
(156 л. с.). При этом турбина Garret VTG, которой комплектуются все новые
турбодизели, оснащена изменяемой геометрией, что практически решает проблему
пресловутой турбоямы.
К положительным особенностям «мерсовских» моторов стоит отнести привод
верхних распредвалов цепью, которая, в отличие от зубчатого ремня, не
требует частой и, что немаловажно, недешевой замены. Весьма долговечны
и прокладки головки блока цилиндров дизелей. Обычно их заменяют после
300 тыс. км пробега.
Одноплунжерный ТНВД с электронным управлением мотора OM602LA работает
без проблем, не говоря уж о рядном на OM 601. А вот модификации с системой
Common Rail с нашей соляркой не дружат. Чтобы избежать ремонта, стоит
установить дополнительные фильтры.
Что же касается турбонаддува, то новые турбины Garret VTG, к сожалению,
несколько уступают по надежности старым, выпущенным до 1999 года. Так,
они весьма чувствительны к качеству и подаче масла, а кроме того, требуют
тщательной регулировки топливной аппаратуры. В противном случае направляющий
аппарат с лопатками и рейкой управления закоксовывается. При этом лопатки
застревают. В результате турбокомпрессор либо вообще не работает, либо
подает слишком много воздуха в цилиндры.
Трансмиссия и шасси
Задний мост Sprinter часто оснащен блокировкой дифференциала. Коробок
передач две: 5-ступенчатая «механика» и 4-скоростной «автомат».
Подвеска машины довольно оригинальная. Если задний мост традиционно работает
вместе с продольными рессорами, то впереди установлен, если можно так
выразиться, «ЛжеМакферсон». Амортизационные стойки, как обычно, упираются
в верхнюю часть колесных арок, шаровая только одна – нижняя. А в качестве
упругого элемента используется поперечная рессора (для тяжелых версий
она сдвоенная). По единодушному мнению водителей, это самый слабый элемент
конструкции. В среднем передняя рессора ломается каждые 100 – 150 тыс.
км пробега. Сдвоенные рессоры «живут» дольше, но не намного. Виной тому,
возможно, некачественные псевдооригинальные запчасти турецкого или польского
производства. Впрочем, проблему можно решить, установив фирменную пластиковую
рессору для машин последних лет выпуска.
Задняя подвеска тоже не отличается особой прочностью. Поэтому здесь,
как правило, просто ставят дешевые рессоры от «Газели» или ГАЗ-53 с соответствующей
подгонкой. Шаровые опоры и амортизаторы – удачные. Они обычно пробегают
более 100 тыс. Втулки же стабилизаторов часто требуют замены уже после
50 тыс. км пробега.
Дисковые тормоза (спереди вентилируемые) с ABS и вакуумным усилителем,
реечное рулевое с гидроусилителем хлопот не доставляют.
В целом Sprinter достаточно надежная и на редкость долговечная машина.
На рынке Mercedes-Benz Sprinter, выпущенные до 1999 года, предлагаются
за $10,500 – 18,5 тыс. – в зависимости от мощности двигателя, типа кузова,
состояния и пробега. Автомобиль же второго поколения (до 2002 г. в.),
естественно, обойдется дороже – от $17 до 26 тыс.
|
|
Цены на запчасти, грн. * |
|
Mercedes-Benz Sprinter 312D |
|