X

MAN: Штутгартский скороход

Mercedes-Benz Sprinter








Десять лет назад, в 1995 году концерн Daimler-Benz
в сотрудничестве с Volkswagen выпустил новое семейство легких грузовиков
– Sprinter. Эти машины пришли на смену семейству T1, дебютировавшему
еще в 1977 году.

В1999 году Sprinter
подвергся модернизации. Машины второго поколения получили новые моторы
CDI, а их внешность была немного изменена: традиционная трехлучевая звезда
слегка вылезла на капот, появились более скругленные фары, а на правом
крыле добавилась характерная решетка воздухозаборника дизеля.

Экстерьер и интерьер

В Украине Sprinter представлен в основном тремя модификациями: фургоном
(полезный объем 7 – 14 м куб.), микроавтобусом на 8 – 19 мест и комби.
Впрочем, фургоны очень часто переделывают в автобусы уже у нас.

На выбор предлагаются пять вариантов колесных баз: от 3000 до 4025 мм.
У более легких моделей 208D – 308D грузоподъемность составляет от 800
до 1700 кг, а модели 312D – 414 могут перевозить уже от 1415 до 2700 кг
груза.

Внутри автомобили Sprinter, выпущенные в 1995 – 99 годах, практически
ничем не отличаются от собратьев-конкурентов фирмы VW. Некоторые перевозчики
отмечают выдающиеся качества «мерсовской» печки. И лишь с появлением «второго
издания» Sprinter угловатая ранее передняя панель приборов приобрела плавные
очертания, а место неуклюжей «кочерги» – рычага переключения КПП, занял
аккуратный джойстик. Кроме того, в машине появилась вторая подушка безопасности
– для передних пассажиров.

Наличие рамы шасси положительно сказывается на прочности. Жаль только,
что защита кузова от коррозии на моделях первого поколения оставляет желать
лучшего. Как правило, ржавчина начинает проявляться в традиционных местах:
на кромках дверей и капота, колесных арках, петлях и уплотнителях окон
задних дверей. Однако до сквозных дыр дело не доходит. На некоторых экземплярах
после пробега более 300 тыс. км сгнивают провода, ведущие к задним фонарям.

Двигатели

Автомобили первой серии комплектовались 4-цилиндровым предкамерным дизелем
OM601 (2,3 л 79 л. с.), позаимствованным у семейства T1, а также 5-цилиндровым
турбодизелем OM602LA (2,9 л 112 л. с.) с непосредственным впрыском. Кроме
того, в гамме были бензиновая модель с 2,3-литровым мотором мощностью
143 л. с. и газобаллонная NGT (2,3 л 125 л. с.).

С 1999 года на Sprinter устанавливали новые дизельные моторы OM611DELA
(4 цилиндра, 2,2 л) и OM612DELA (5 цилиндров, 2,7 л) с системой впрыска
Common Rail. Первый выпускается в двух вариантах: атмосферном (82 л. с.)
и с турбонаддувом (109 – 129 л. с.). Второй же – только с турбокомпрессором
(156 л. с.). При этом турбина Garret VTG, которой комплектуются все новые
турбодизели, оснащена изменяемой геометрией, что практически решает проблему
пресловутой турбоямы.

К положительным особенностям «мерсовских» моторов стоит отнести привод
верхних распредвалов цепью, которая, в отличие от зубчатого ремня, не
требует частой и, что немаловажно, недешевой замены. Весьма долговечны
и прокладки головки блока цилиндров дизелей. Обычно их заменяют после
300 тыс. км пробега.

Одноплунжерный ТНВД с электронным управлением мотора OM602LA работает
без проблем, не говоря уж о рядном на OM 601. А вот модификации с системой
Common Rail с нашей соляркой не дружат. Чтобы избежать ремонта, стоит
установить дополнительные фильтры.

Что же касается турбонаддува, то новые турбины Garret VTG, к сожалению,
несколько уступают по надежности старым, выпущенным до 1999 года. Так,
они весьма чувствительны к качеству и подаче масла, а кроме того, требуют
тщательной регулировки топливной аппаратуры. В противном случае направляющий
аппарат с лопатками и рейкой управления закоксовывается. При этом лопатки
застревают. В результате турбокомпрессор либо вообще не работает, либо
подает слишком много воздуха в цилиндры.

Трансмиссия и шасси

Задний мост Sprinter часто оснащен блокировкой дифференциала. Коробок
передач две: 5-ступенчатая «механика» и 4-скоростной «автомат».

Подвеска машины довольно оригинальная. Если задний мост традиционно работает
вместе с продольными рессорами, то впереди установлен, если можно так
выразиться, «ЛжеМакферсон». Амортизационные стойки, как обычно, упираются
в верхнюю часть колесных арок, шаровая только одна – нижняя. А в качестве
упругого элемента используется поперечная рессора (для тяжелых версий
она сдвоенная). По единодушному мнению водителей, это самый слабый элемент
конструкции. В среднем передняя рессора ломается каждые 100 – 150 тыс.
км пробега. Сдвоенные рессоры «живут» дольше, но не намного. Виной тому,
возможно, некачественные псевдооригинальные запчасти турецкого или польского
производства. Впрочем, проблему можно решить, установив фирменную пластиковую
рессору для машин последних лет выпуска.

Задняя подвеска тоже не отличается особой прочностью. Поэтому здесь,
как правило, просто ставят дешевые рессоры от «Газели» или ГАЗ-53 с соответствующей
подгонкой. Шаровые опоры и амортизаторы – удачные. Они обычно пробегают
более 100 тыс. Втулки же стабилизаторов часто требуют замены уже после
50 тыс. км пробега.

Дисковые тормоза (спереди вентилируемые) с ABS и вакуумным усилителем,
реечное рулевое с гидроусилителем хлопот не доставляют.

В целом Sprinter достаточно надежная и на редкость долговечная машина.

На рынке Mercedes-Benz Sprinter, выпущенные до 1999 года, предлагаются
за $10,500 – 18,5 тыс. – в зависимости от мощности двигателя, типа кузова,
состояния и пробега. Автомобиль же второго поколения (до 2002 г. в.),
естественно, обойдется дороже – от $17 до 26 тыс.

 Мнение  

Максим Кучеренко
Частный предприниматель. Водительский стаж – 27
лет

Купил по случаю Sprinter 308D 1996 года выпуска с пробегом
250 тыс. км. За семь месяцев наездил на нем еще 50 тыс.
км. Автомобилем доволен. За все время эксплуатации пришлось
ремонтировать только сгнившую проводку к задним фонарям,
да еще поменял ступицу на правом переднем колесе и подвесной
подшипник карданного вала. За все заплатил где-то $170.

На ходу автомобиль, как для грузовика, довольно мягкий.
Подвеска не вызывает нареканий. Возможно, потому, что
сразу же после покупки на задний мост поставил рессоры
от «газона» с подгонкой, а на передний – сдвоенные рессоры
от более тяжелой модификации. Вот только слегка беспокоит
появление ржавчины. Рыжие пятна возникли на капоте,
колесных арках, передних дверях.

 Мнение  

Николай Кучинский
Водительский стаж – 33 года

Моей первой машиной был ГАЗ-51. По сравнению с ней
Mercedes-Benz Sprinter 312D да еще с «автоматом» – просто
самолет. Когда я брал его два года назад, пробег составлял
122 тыс. км. А сейчас уже 488027 км. За все время эксплуатации
пришлось поменять прокладку блока цилиндров и отремонтировать
турбину – протачивал вал. Все остальное – без проблем.
Подвеска, правда, не очень прочная. Передняя рессора
ломалась уже дважды. Поставил пластиковую – пока держится.
Сзади уже давно стоят листы от «Газели». Шаровые опоры
и передние стойки в наших условиях «живут» около 100
тыс. км. Правда, не уверен, что эти запчасти оригинальные.

 Цены
на запчасти, грн. *
Фильтр масляный48
Фильтр топливный60
Фильтр воздушный78
Распылитель форсунки95 – 200
Поперечная рессора пластиковая1550
Амортизатор передн./задн.450/280
Колодки тормозные передн./задн.490/360
Диск сцепления300
Наконечник рулевой тяги240
Подшипник ступичный передн./задн.230/400
* Для модели Sprinter 312D (2,9 л) 1998 г.
в., фургон

 Mercedes-Benz
Sprinter 312D
Общие данные
Типгрузовой фургон
Габариты, Д/Ш/В, мм5585/1933/2570
Колесная база, мм3550
Грузоподъемность, кг1500
Полная масса, кг3500
Размеры груз. отсека, Д/Ш/В, мм???
Внутр. объем груз. отсека, м куб.10,4
Радиус поворота, м6,4
Дорожный просвет, мм???
Объем бака, л76
Двигатель
Типтурбодизельн.
Рабочий объем, см куб.2900
Расп. и к-во цил./кл. на цил.R5/2
Мощность, л. с./об/мин122/3800
Макс. кр. момент, Нм/об/мин280/2000 – 2300
Трансмиссия
Тип приводазадний
КППмех. 5-ст.
Ходовая часть
Подвеска передн./задн.незав. рессорн./завис. рессорн.
Тормоза перед./задн.диск. вентил./диск.
Шины225/70 R15
Эксплуатационные показатели
Макс. скорость, км/ч150
Средний расход, л/100 км9,5
Цена автомобиля, $10500 – 18500*
* На фургоны с различными двигателями, выпущенные
до 1999 года

Юрий Голубовский
Фото автора и Mercedes-Benz