X

Машины, которых мы не знали

КБ «Спецмаш»







Мало кто знает, что многие пожарные автомобили, выпускавшиеся
в бывшем СCCР, проектировались в небольшом украинском городке Прилуки
(Черниговская область). Здесь с 1950 года находится старейшее КБ по
разработке автомобилей-огнеборцев.

Первые конструкторы
прибыли в городок в условиях принятой в те времена секретности. Им предстояло
пересмотреть разработанную московскими коллегами документацию под серийное
производство техники на строящемся в 17 километрах от ОКБ-8 предприятии
в пос. Ладан. Постепенно, от модели к модели, конструкторский коллектив
набирался опыта – не случайно некоторые их «детища» впоследствии отмечались
государственным Знаком качества и поставлялись на экспорт в целый ряд
стран. Кроме мощного конструкторского коллектива, на территории КБ разместился
цех по созданию опытных разработок. Некоторые автомобили, создававшиеся
в металле непосредственно на месте, так и остались опытными. Познакомимся
с ними поближе.

«Пятидесятники»

Далекие пятидесятые прошлого века… ПМЗ-14 – так кратко звучало название
пожарного автомобиля газодымозащитной службы, в обязанности которого входила
ликвидация задымленности горящих помещений и борьба с газами. За основу
была взята обычная автоцистерна, которая перевозила не воду и помпу, а
расположенную внутри генераторную установку с преобразователями. И только
огромные пеналы на крыше, в которых размещались гибкие рукава для отсоса
воздуха, свидетельствовали об истинном назначении машины. Позднее по этой
схеме построят и будут выпускать серийно автомобили газодымозащитной службы.


Для отдаленных районов предназначалась пожарная гусеничная машина ПМГТ-31.
Она вмещала до 4500 л воды, 500 л пенообразователя и комплектовалась мощной
помпой ПН-60.


Большегруз ЯАЗ-210 послужил основой для создания одного их первых послевоенных
рукавных автомобилей. Учитывая опыт эксплуатации подобных автомобилей,
пожарную рукавную машину ПРМ-33 укомплектовали устройством для прокладки
рукавов на ходу. Этот тип машин в первую очередь предназначался для вывоза
и прокладки рукавной линии от пожарной насосной станции к месту пожара,
чтобы обеспечить питание автонасосов, автоцистерн и мотопомп. Суммарная
длина рукавов, находящихся в кузове автомобиля, достигала 2000 м.

Большие и маленькие

В 1965 году начались испытания пожарного передвижного лафетного ствола
АС-60(452Д)-111, собранного непосредственно в КБ. Кроме того, пожарная
«буханка» снабжалась оборудованием для механизированной прокладки рукавной
напорной линии. Компактный автомобиль, отличающийся хорошей маневренностью,
предназначался для тушения больших лесобирж, где требуется подача огромного
количества воды или воздушно-механической пены.


Принцип порошкового тушения был реализован в 1966 году, когда появился
экспериментальный образец соответствующего автомобиля АСП-1(66)-122. Использование
этой машины оказалось особенно эффективным при тушении горящих жидких
натрия, калия и других щелочных металлов. В коробчатом кузове АСП-1 находились
две порошковые установки, каждая из которых имела емкость на 500 кг порошка.
Для подачи порошка в рукава использовались баллоны со сжатым газом (давление
азота составляло 200 атмосфер).


Впервые к проектированию сверхбольшой пожарной техники переименованное
в 1966 г. ОКБ ПМ приступило в конце 60-х. А в 1970 году здесь собрали
автоцистерну АЦ-60(135)-134 – на базе четырехосного ракетовоза ЗИЛ-135
(8х8) (фото в заголовке). Своими габаритами автомобиль превзошел все ожидания:
его длина составила более 10 м, а ширина – 3330 мм. При полной массе 20
т автоцистерна вмещала 4000 л воды, 500 л пенообразователя. Кроме того,
АЦ-60 оборудовался телескопической мачтой для подачи воды и пены через
лафетный ствол и пеногенераторы. Мачта выдвигалась на 20 м и имела вверху
телевизионную установку для визуального наблюдения за процессом тушения.
Автомобиль был передан для дальнейших испытаний и доводки в ЦНИИПО.

От простого – к сложному

Вернувшись в 1970 г. к теме автоцистерн упрощенного типа, конструкторы
разработали целый ряд машин на шасси автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и ГАЗ-53А.
Кузова этих автоцистерн внешне напоминали бензовозы. Самой маленькой среди
них стала АЦУ-30(53А)-152. Автомобиль комплектовался пожарным оборудованием,
размещенным в специальных отсеках кузова, и центробежным насосом ПН-40У.
Емкость его цистерны составляла 2600 л. Опытный образец АЦУ-30 был изготовлен
Арзамасским заводом «Коммунмаш».


Еще один автомобиль, заслуживающий внимания, – автоцистерна нового поколения,
которая должна была прийти на смену изрядно устаревшей модели АЦ-40(130)-63Б.
Автомобиль АЦ-40(4331)-209 спроектировали и изготовили в начале 90-х на
новом «зиловском» шасси модели 4331. Автоцистерна имела сдвоенную кабину
и кузов с дверями шторного типа. Пожарные рукава располагались в специальных
нишах кузова. Сверху на кузове находились лафетный ствол и трехколенная
лестница. Автомобиль снабжался устройством ускоренной первой атаки с подключенным
стволом-распылителем высокого давления (СРВД). Машина экспонировалась
на многочисленных выставках в Москве и в других городах и представляла
новое поколение пожарных автомобилей. Но разработка так и осталась опытным
образцом. Тем не менее, этот автомобиль до сих пор находится в расчете
черниговских огнеборцев.


КБ «Пожспецмаш», недавно отметившее свое 55-летие, продолжает начатое
дело. Каждый год на специализированных выставках оно демонстрирует новые
разработки «огнеборцев».


Александр Говоруха
Фото Андрея Яцуляка ииз архива предприятия